Скачать 1.27 Mb.
|
1.1. Понятие транспортной характеристики грузов. Классификация грузов Транспортная характеристика груза. Ежесуточно к перевозке по железным дорогам предъявляется около 10,5 млн. т различной товарной продукции (сырья, топлива, полуфабрикатов, готовых изделий, продукции сельского хозяйства), насчитывающей свыше 5 тыс. наименований. С момента приема к перевозке на станции отправления и до момента выдачи на станции назначения вся эта товарная продукция носит название «груз». Грузы каждого наименования обладают присущими только им физико-химическими свойствами, объемно-массовыми характеристиками, степенью опасности, определяющими технические условия перевозок. В комплексе с параметрами тары и упаковки специфические свойства груза составляют понятие транспортная характеристика груза. Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и хранения, а также требования к техническим средствам выполнения этих операций. Транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации перевозочного процесса: выборе типа подвижного состава, складских обустройств, средств пакетирования грузов, разработке условий их перевозки и т. д. Даже частичное изменение транспортной характеристики груза приводит к изменению одного или более технических или технологических элементов перевозочного процесса. Так, переход от перевозки насыпью к перевозке в таре таких грузов, как цемент или минеральные удобрения, требует использования других типов подвижного состава, складов и средств механизации погрузочно-раз-грузочных работ и применения упаковочных материалов и средств пакетирования. Вместе с тем разработка рациональных технологических процессов перевозок грузов предуматривает в необходимых случаях принятие мер по изменению отдельных составляющих транспортной характеристики: объемной массы, вида тары и упаковки, линейных размеров отдельных мест, влажности и т. д. ^ На железнодорожном транспорте различают транспортную классификацию и классификацию, применяемую для нормирования и учета погрузочно^разгрузочных работ. Транспортная классификация строится в зависимости от вида и состояния грузов, предъявляемых к перевозке, типа их упаковки и способов погрузки и перевозки, обеспечивающих сохранность продукции. В транспортной классификации все грузы объединены в три группы: сухогрузы, наливные и живность (рис. 1.1). Каждая группа делится на подгруппы, объединяющие грузы, сходные по их транспортным характеристикам и условиям перевозки. ^ допускаются к перевозке по железным дорогам насыпью. К ним относятся: рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха, просо, кукуруза в зерне и в початках, семена масличных и бобовых культур, рис нерушеный, мучка, вика, мельничные и зерновые отходы, отруби, комбикорма. Другие зерновые культуры, а также муку, крупу и семена калиброванной кукурузы перевозят в таре и относят к подгруппе тарно-упаковочных грузов. К навалочным грузам относятся твердое топливо, руда, минерально-строительные материалы, лесоматериалы и т. д. Как правило, навалочные грузы принимают к перевозке без счета мест. Различают навалочные грузы, которые не требуют защиты от атмосферных осадков и распыления (твердое топливо, руда, кирпич, лес), и грузы, подверженные распылению, загрязнению и порче от атмосферных осадков (цемент, известь, соль, минеральные удобрения). Перевозка первой группы навалочных грузов допускается на открытом подвижном составе, а грузов второй группы — в универсальных крытых и специализированных вагонах и контейнерах. ^ включают множество наименований промышленной продукции и товаров народного потреб-ления. Эти грузы отличаются значительным разнообразием видов тары, упаковки, формы и объемно-массовых характеристик отдельных грузовых мест. В зависимости от объемно-массовых характеристик тарно-упаковочные и штучные грузы подразделяются на четыре группы. Первую группу составляют грузы, имеющие массу отдельных мест менее 500 кг. Их, как правило, перевозят в крытых вагонах и универсальных контейнерах. Тарно-упаковочные и штучные грузы второй, третьей и четвертой групп, называемые тяжеловесными, перевозят на открытом подвижном составе, а иногда в контейнерах-кассетах. ^ относятся жидкие грузы, перевозимые наливом в цистернах и бункерных полувагонах. К живности относятся: крупный и мелкий рогатый скот, лошади, верблюды, дикие звери, птица «сякая, живая рыба и рыбопосадоч-ньтй материал, раки и пчелы. В зависимости от специфических свойств и условий транспортирования все грузы могут быть классифицированы на 11 групп. Первую группу составляют скоропортящиеся грузы, т. е. грузы, требующие защиты от действия высоких или низких температур окружающей среды. К ним относятся продукты полеводства, огородничества, садоводства, животноводства, птицеводства и рыбной промышленности. В этих грузах активно протекают процессы изменения цвета, распад и гидролиз сложных органических веществ. Характерной особенностью грузов второй группы является гигроскопичность — способность поглощать свободную влагу воздуха. Поглощение влаги некоторыми грузами приводит к изменению массы, объема, физико-химических свойств, к прямым потерям или порче груза. К гигроскопичным грузам относятся соль, сахар, цемент, хлопок и др. К третьей группе отнесены грузы, легко аккумулирующие посторонние запахи (продукты перемола, чай, сахар), что может привести к порче продукта. Грузы, обладающие специфическими запахами, которые при совместном хранении или перевозке могут привести к порче других грузов, включены в четвертую группу. Специфическими запахами обладают рыбопродукты, кожсырье, табачные изделия, нефтепродукты. Пятую группу составляют грузы, устойчиво сохраняющие свои характерные физико-химические свойства в процессе перевозки и хранения, не претерпевающие заметных изменений — это минерально-строительные материалы, руды черных и цветных металлов, каменный уголь, лесоматериалы и т. д. В шестую пруппу включены навалочные грузы, теряющие при транспортировании свойство сыпучести в результате смерзания или спекания отдельных частиц. К смерзающимся или спекающимся грузам относятся колчедан, гранулированный шлак, каменный уголь, калийная соль и т. д. Седьмая группа состоит из слеживающихся навалочных грузов, у которых при длительном хранении или перевозке происходит потеря подвижности частиц продукта в результате давления верхних слоей груза. К слеживающимся грузам относятся цемент, глина, фосфоритная мука, торф и т. д. Опасные грузы объединены в восьмую группу. Эти грузы могут послужить причиной взрыва, пожара, заболевания, отравления или ожогов людей и животных, а также вызвать парчу или повреждение других грузов, подвижного состава, устройств и сооружений. К опасным грузам относятся: вещества, способные к образованию взрывчатых смесей; сжатые и сжиженные газы; 'самовозгорающиеся вещества; вещества, воспламеняющиеся от действия воды; легковоспламеняющиеся; едкие; ядовитые; радиоактивные; сильнодействующие ядовитые; взрывчатые и предметы, ими снаряженные. Девятую группу составляют грузы, которые в процессе перевозки и хранения способны к значительным потерям массы —овощи, бахчевые культуры, мясные продукты и т. д. К десятой группе отнесена живность. Продукция машиностроения объединена в одиннадцатую группу. По условиям и способам хранения различают три группы грузов. Первую группу составляют ценные грузы и грузы, которые могут испортиться под воздействием влаги или изменения температуры. К ним относятся скоропортящиеся грузы, промышленные и продовольственные товары широкого потребления и т. д. Хранение первой группы осуществляется в закрытых складах. Вторую группу составляют грузы, не подверженные воздействиям температурных колебаний, но попадание влаги может привести к их порче — это бумага, металл, хлопок и т. д. Эти грузы хранят в крытых складах или на крытых площадках (под навесом). В третью группу входят грузы, не подверженные или слабо подверженные воздействию внешней среды: каменный уголь, лес, контейнеры, минерально-строительные материалы и т. д. Их хранят на открытых площадках. Полный перечень грузов этой группы приведен в Правилах перевозок грузов [27]. Для нормирования, финансирования и учета погрузочно-раз-грузочных работ грузы делят на группы: тарно-упаковочные и штучные; мясные; хлебобулочные изделия; тяжеловесные и контейнеры; металлы и металлоизделия; зерновые; лесные; навалочные; огнеупорные; овощные. Эта классификация реализуется в Единых нормах выработки [15]. В зависимости от сроков бесплатного хранения на железнодорожном транспорте грузы классифицируют по продолжительности хранения — 6, 12 ч; 1, 2, 3, 5 и 30 сут (27]. ^ Отнесение груза к той или другой номенклатуре (перечню) позволяет установить: уровень тарифа на перевозку, порядок планирования перевозки данного груза, возможность его перевозки на открытом подвижном составе, необходимость промывки вагонов после выгрузки и т. д. Рассмотрим основные номенклатуры грузов, действующие на железнодорожном транспорте. ^ служит для установления тарифного класса груза и в конечном счете для определения провозных плат и сборов, а также применяется в планировании и учете перевозок. В качестве критериев для разработки единой тарифно-статистической номенклатуры приняты способы производства или характер происхождения отдельных видов продукции. Номенклатура насчитывает свыше 5100 наименований грузов, объединенных ib 69 тарифных групп, из которых 7 групп объединяют продукты сельскохозяйственного производства, а 62 группы — промышленную продукцию. Для планирования и учета погрузки грузы объединяют по определенному признаку таким образом, чтобы номенклатура охватывала основную массу грузов, была краткой, сопоставимой, позволяла определить условия транспортировки, выбрать тип подвижного состава, а также в процессе планирования обеспечивала возможность выявления нерациональных перевозок. В зависимости от периода планирования и вида перевозок на железнодорожном транспорте разработаны следующие номенклатуры грузов плана и учета погрузки: годового планирования; квартального; планирования в прямом смешанном железнодорожно-вод-ном сообщении; планирования перевозок экспортных и импортных грузов. Перечисленные номенклатуры грузов опубликованы в Правилах {27], а наименования отдельных грузов, входящих в номенклатурные группы, даны в Алфавите к единой тарифно-статистической номенклатуре. Какие-либо изменения в номенклатуре плана и учета погрузки могут быть внесены только Госпланом СССР по согласованию с ЦСУ СССР. Перевозка значительной части грузов разрешена на открытом подвижном составе. В основном это промышленная продукция, не подверженная вредному воздействию атмосферных осадков, а также изделия, которые по своим размерам нельзя погрузить в крытые вагоны. Перечень грузов, допускаемых к перевозке на открытом подвижном составе приведен в [27]. Грузы, перевозимые на открытом подвижном составе, в зависимости от основных свойств, способов размещения и крепления в вагоне подразделяются на три группы. В первой группе объединены сыпучие и кусковые грузы, перевозимые навалом,— минерально-строительные материалы, каменный уголь, руда, торф и т. д. Дополнительного закрепления в вагоне они не требуют, а их устойчивость в процессе транспортирования обеспечивают борта платформы и стенки полувагонов. Вторую группу составляют штучные грузы: машины всякие, станки, кабели и т. д. После погрузки их закрепляют в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов [31]. В^ третью группу входят штабельные грузы, представляющие собой однородные по геометрической форме и размерам предметы, укладываемые в несколько ярусов по высоте и в один «ли несколько штабелей по длине вагона. После погрузки штабеля увязывают и закрепляют в соответствии с (31]. Существуют номенклатуры, определяющие условия перевозок грузов: перевозка которых в крытых вагонах и цистернах допускается без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток на крытые вагоны; хранение которых допускается на открытых платформах и площадках; допускаемых к перевозке навалом; перевозимых навалом без упаковки; при погрузке которых должны устанавливаться дверные заграждения; перевозимых без тары; при погрузке которых устанавливаются фартуки для защиты букс вагонов (кроме вагонов с роликовыми подшипниками); после выгрузки которых производится промывка вагонов; смерзающихся; подлежащих ветеринарно-санитарному надзору; грузов, разрешенных к перевозке в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах; опасных и легкогорючих грузов. ^ Маркировка дает возможность установить принадлежность отдельных грузовых мест к той или иной партии грузов; выявить пункт назначения « наименование получателя, не прибегая к перевозочным документам; обратить внимание персонала на специфические свойства грузов. Грузовая марка может быть выполнена в виде различных знаков, условных обозначений, рисунков и надписей. Маркировка наносится на груз красками, тиснением, выжиганием, наклеиванием бумажных и картонных ярлы-ков, навешиванием фанерных, пластмассовых и металлических бирок. Марка должна быть ясной, четкой, понятной, устойчивой от внешних воздействий и не должна портить груз. Различают товарную, транспортную и специальную (манипуля-ционные знаки и ярлыки опасности) маркировки грузов. ^ предназначена для информации торговых организаций и покупателей. Она наносится на внутреннюю упаковку изготовителем изделия. В ней указывают название, тип, сорт, артикул, цвет изделия, дату его выпуска, номер Государственного стандарта, Знак качества и другие характеристики товара. Порядок транспортной маркировки описан в [27]. Специальная маркировка наносится на груз отправителем. Она предупреждает об особых свойствах груза, информирует персонал о способах перегрузки, перевозки и режимах хранения данной продукции. На рис. 1.2 показаны специальные марки и расшифровано их значение. На грузовые места с опасными грузами наносится специальная маркировка, характеризующая категорию опасности. Если грузовое место содержит грузы разной категории опасности, на нем должно быть соответствующее число ярлыков опасности. При перевозке опасных веществ в мелкой расфасовке массой нетто не более 1 кг и объемом не более 1 л, упакованных в деревянные или фанерные ящики, на наружную тару наносят надписи «В мелкой расфасовке», «Верх», а при наличии стеклянной тары — «Осторожно», «Стекло». ^ Факторы, действующие на груз. В процессе транспортирования и хранения в массе груза могут происходить качественные и количественные изменения. Как правило, эти изменения объясняются действием внешних факторов: взаимодействием груза с внешней средой, механическими воздействиями на груз в процессе движения и выполнения погрузочно-разгрузочных работ, неисправностями кузовов подвижного состава и складских устройств. Большое влияние на качество грузов оказывают влажность, температура и газовый состав воздуха, запыленность, наличие в его составе микробиологических форм и свет. Под действием указанных факторов в веществе груза происходят различные биохимические, физико-химические и микробиологические процессы, свойственные отдельным видам продукции. Как известно, в состав воздуха входят: кислород—19,1%, азот —75,5%, аргон— 1,3%, углекислый газ —0,05%- Помимо этих относительно постоянных компонентов, в воздухе содержатся пары воды, микроорганизмы, пылеобразные дисперсные системы во взвешенном состоянии. Наличие в воздушной среде паров воды характеризуется абсолютной влажностью, влагоемкостью, относительной влажностью и точкой росы. ^ п—это количество водяного пара в граммах, содержащееся в 1 м3 воздуха. Если при данной температуре имеет место полное насыщение воздуха водяными парами, абсолютная влажность Е называется насыщенностью. ^ характеризует способность воздуха поглощать влагу при данной температуре: d = E—уп. Влагоемкость находится в прямой зависимости от температуры воздуха, поэтому степень сухости или влажности воздуха характеризуется его относительной влажностью. ^ это отношение абсолютной влажности воздуха к его насыщенности при той же температуре, %: <Р=Ы£)Ю0. Точкой росы называется температура, при которой влагоемкость данного состава воздуха равна нулю. Дальнейшее понижение температуры воздуха приведет к выпадению влаги в виде тумана, росы или инея. На качество грузов значительно влияет влажность воздуха. Так, сухой воздух вызывает усушку и ухудшает технологические свойства и внешний вид ряда грузов (кожи, волокна, рыбы вяленой и т. д.). Влажный воздух вызывает возникновение плесени и развитие гнилостных процессов в продуктах, активизирует биохимические процессы в массе груза, приводящие к его самонагреванию и последующей порче (зерно, кожи вяленые, мясные продукты и пр.). Температура, влажность воздуха, влагоемкость и точка росы связаны между собой определенными закономерностями. На их основе разработаны таблицы, номограммы, диаграммы и т. д., по которым, зная одну или две характеристики воздуха, можно определить остальные. Механическое воздействие на груз проявляется в виде статических и динамических нагрузок. Максимальных значений статические нагрузки достигают в нижних рядах грузов, уложенных в штабель. Объясняется это давлением вышележащих грузов. Динамические нагрузки возникают при падениях отдельных грузовых мест, соударениях грузов в процессе выполнения по-грузочно-разгрузочных работ, соударениях вагонов во время маневров, под воздействием вибраций и колебаний подвижного состава, особенно при неустановившихся режимах движения поезда. |
![]() | Общие понятия грузоведения: груз, участники перевозки груза, область задач грузоведения. Классификация грузов (основная транспортная... | ![]() | Задача маршрутизации массовых перевозок грузов. 19. Логистические операции. Их классификация. Логистические системы и звенья |
![]() | Российской Федерации. Более 80% грузов и более 90% пассажиров перевозится автотранспортом. Основная задача автотранспорта – полное... | ![]() | Допог, для скоропортящихся грузов — в соответствии с спс, его состояние и другая необходимая информация о грузе |
![]() | Виды и проявления возможной порчи грузов, при которых они не допускаются к перевозке | ![]() | Допог, для скоропортящихся грузов – в соответствии с спс, его состояние и другая необходимая информация о грузе |
![]() | Свойства: не гигроскопичен, слёживаемость средняя, не возгорается, не взрывоопасен, группа образивности «В» (малообразивен), налипает... | ![]() | Грузов по территории Российской Федерации и за ее пределами, включая предоставление указанным лицам документов, необходимых для перемещения... |
![]() | Являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа при безусловном обеспечении безопасности... | ![]() | Атп и клиентуре важно, каким подвижным составом будет организована перевозка, т к от этого зависит своевременность, срочность, сохранность... |