Скачать 493.68 Kb.
|
Профессия проводник пассажирских вагонов является одной из ведущих профессий на ж/д транспорте и от уровня подготовки специалистов, качества обслуживания пассажиров во многом зависит работа всего ж/д транспорта. Конструкция пассажирских вагонов с каждым годом совершенствуется и усложняется, поэтому возрастает необходимость технической подготовки специалистов. Проводники должны:
Классификация вагонов По своему назначению все вагоны разделяются на грузовые и пассажирские. Парк пассажирских вагонов состоит из вагонов для перевозки пассажиров, вагонов-ресторанов, почтовых, багажных и служебно-технических вагонов. Пассажирский вагон имеет кузов, представляющий собой закрытое помещение, оборудованное необходимыми для пассажиров устройствами (диванами для лежания или сидения, туалетными кабинами, системами кондиционирования воздуха, вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и др.). В зависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны бывают:
![]() 3 — служебное отделение 4 — купе для отдыха проводников 5 — пассажирские купе 6, 7 — туалетные кабины 8 — тамбур нетормозного конца вагона 9 — малый коридор 10 (рис.1), 11 (рис.2) — косой коридор Рис. 1 - Некупейная планировка вагона постройки ТВЗ 10 (рис. 2) — большой коридор ![]() Рис. 2 - Купейная планировка вагона постройки ТВЗ
![]() См. обозначения выше Рис. 3 - Планировка вагона с местами для сидения постройки Тверского вагоностроительного завода
1 ![]() 3 — умывальное отделение 4 — коридор тормозного конца вагона 5 — котельное отделение 6 — салон 7 — кладовая 8 — моечное отделение 9 — большой коридор 10 — кухня 11 — бар 12 — коридор нетормозного конца вагона 13 — тамбур нетормозного конца вагона Рис. 4 - Планировка вагона-ресторана постройки Тверского вагоностроительного завода
На железных дорогах РФ эксплуатируются пассажирские вагоны зарубежной постройки (Венгрии, Германии, Польши), а также вагоны отечественной постройки — Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ), Московский вагоноремонтный завод. Характеристики пассажирских вагонов К основным технико-экономическим характеристикам пассажирских вагонов относятся: линейные размеры, осность, тара, коэффициент тары, коэффициент населенности, количество мест и т.д.
![]()
Габариты Для обеспечения безопасности движения необходимо, чтобы подвижной состав не соприкасался со строениями, находящимися в зоне движения или стоянки. Все пассажирские вагоны, локомотивы и другой подвижной состав должны свободно проходить через искусственные сооружения; расстояние между ступеньками вагона и платформой для входа и выхода пассажиров и расстояние между встречными и параллельными вагонами, идущими по соседним путям, должно быть стандартным. Это обеспечивается установленными габаритами подвижного состава и приближения строений (рис.5). ^ называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться стоящий на прямом горизонтальном пути порожний или груженый подвижной состав с максимальными нормируемыми допусками и износами. Габаритом приближения строений называется предельное поперечное перпендикулярное оси пути очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооружений, строений и устройств, кроме тех, которые предназначены для непосредственного взаимодействия с подвижным составом (вагонные замедлители и подвагонные толкатели в рабочем состоянии, контактные провода с узлами крепления, хоботы гидравлических колонок при наборе воды и др.), при условии, что их положение во внутригабаритном пространстве увязано с частями подвижного состава, с которыми они могут соприкасаться. Рис.5 — Габариты: 1 - габарит подвижного состава; 2 - габарит приближения строений; 3 - свободное пространство; 4, 6 - нижнее очертание габарита соответственно на станции и на перегоне; 5 - уровень верха головок рельсов. Для вагонов установлены следующие габариты подвижного состава: 1-ВМ (0-Т) - для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и магистральных линий Польши, Германии, Румынии, Болгарии колеи 1435 мм для международного сообщения. Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят данный габарит; 0-ВМ (01-Т) - для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог России и стран СНГ и по всем основным линиям железных дорог - членов Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) колеи 1435 мм с незначительными ограничениями только на отдельных участках этих дорог; 02-ВМ - для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России, стран СНГ и стран - членов ОСЖД колеи 1435 мм; 03-ВМ - для подвижного состава, допускаемого к обращению по всей сети железных дорог России стран СНГ и всех европейских и азиатских стран колеи 1435 мм. Для пассажирских вагонов международного сообщения стран Европы и Азии принят данный габарит. Габариты 0-ВМ и 1-ВМ мало отличаются друг от друга, поэтому для отличия от вагонов внутреннего сообщения на кузове вагонов указанных габаритов ставится соответственно знак «МС-0» и «МС-1» в круге. Для всех пассажирских вагонов РЖД внутреннего сообщения принят габарит 1-ВМ, а для пассажирских вагонов международного сообщения железных дорог всех стран Европы и Азии габарит 03-ВМ. Габарит 03-ВМ называется также габаритом РИЦ; РИЦ RIC (Regolamento Internationale Carrozze) Международный союз по пассажирским и багажным вагонам (МСПВ), с 1980 г. функционирующий в рамках Международного союза железных дорог (МСЖД). Членами МСЖД являются все европейские железные дороги следующих стран: Австрия ОВВ1, Болгария BDZ, Бельгия SNCB, Великобритания BR, Венгрия MAV, Германия DB, Греция СН, Дания DSB, Италия FS, Люксембург SNCL, Нидерланды NS, Норвегия NSB, Польша РКР, Финляндия VR, Франция SNCF, Чехословакия (с 1993 г. Чехия и Словакия) CSD, Швейцария SBB, Швеция SJ, Югославия JZ. Кроме того, в МСЖД входят железные дороги Азии, Африки и Ближнего Востока. Для локомотивов и другого подвижного состава предусмотрены габариты Т, Л-Т, 0-Т, 01-Т, 02-Т и 03-Т в зависимости от типа локомотива, ширины колеи и страны обращения. В процессе эксплуатации вагонов проводники должны очень внимательно относиться к положению негабаритности особенно при проходе станции. Зачастую при минимальном расстоянии между вагоном и опорами контактной сети возможны травмы проводников, хотя эти расстояния и находятся в пределах габарита приближения строений. Проводники обязаны предупреждать пассажиров, особенно при открытых окнах в летнее время, о необходимости соблюдения осторожности. В случае возникновения какой-либо негабаритности (падение детали, препятствия на рельсах и т.п.) проводники должны принимать срочные меры к остановке поезда, кроме мест, запрещенных к остановке (мосты, тоннели и т.д.), и предупреждать начальника поезда. Знаки, надписи и нумерация пассажирских вагонов Все пассажирские вагоны РЖД приписаны к железным дорогам и определенным вагонным депо (ЛВЧД), вагонным участкам (ВЧ) и дирекциям по обслуживанию пассажиров (ДОП), которые проводят техническое обслуживание вагонов. На каждом пассажирском вагоне внутреннего и межгосударственного сообщения на боковых и торцовых стенах и внутри вагона наносятся утвержденные ОАО «РДЖ» знаки и надписи. Снаружи вагона посередине боковой стены нанесены герб Российской Федерации, знак РЖД и восьмизначный номер. Около входной двери указывается число мест, а внизу кузова - тара вагона и место установки домкрата при подъемке вагона. Маршрут вагона в поезде указывается на маршрутной доске, навешиваемой проводником на наружной стороне вагона (либо пластмассовая внутри вагона). Если вагон обращается в фирменных поездах, то на кузове могут быть нанесены название фирмы и рекламные надписи. На раме тележки и внизу кузова наносится надпись «160 км/ч», если вагон может обращаться в поездах с указанной скоростью. t8 На торцовых стенах вагона указываются дата и место постройки, последнего вида ремонта (КР-капитальный, ДР-деповской), дата ТО-3 (единая шестимесячная техническая ревизия). В зоне торцовой лестницы подъема на крышу нанесены предупреждающая надпись и знак высокого напряжения, под вагоном на подвагонном ящике - также знак высокого напряжения, а на резервуарах тормозов - дата последнего испытания. Фирменная табличка завода-изготовителя с указанием типа вагона и даты выпуска устанавливается на входной ступеньке рабочего тамбура и внутри вагона. Около мест вагонов, а также около двери каждого купе в купейных вагонах находятся таблички с указанием номеров мест. В вагонах имеются также следующие надписи: в рабочем тамбуре (в зоне штурвала ручного тормоза) «Тормозить», в нерабочем - «Место для курения», соответствующие таблички в зоне служебного отделения, где находится охладитель питьевой воды, на дверях туалета, около ящика для мусора. Около каждого стоп-крана должны находиться таблички «Стоп-кран». Для систематизации и удобства передачи информации на железных дорогах введена восьмизначная система нумерации подвижного состава. Для обеспечения считывания номер пассажирского вагона записывают в виде дроби. ЧИСЛИТЕЛЬ: первая цифра номера 0 означает, что вагон пассажирский. Вторая и третья цифры - цифровой индекс дороги приписки пассажирского вагона (Октябрьская-01-07; Калининградская-10; Московская-17-23; Горьковская-24-27; Северная -28-31; Северо-Кавказская-51-53; Юго-Восточная-58-60; Приволжская-61-62; Куйбышевская-63-65; Свердловская-76-79; Южно-Уральская-80-82; Западно-Сибирская-83-87; Красноярская-88-89; Восточно-Сибирская 90-93; Забайкальская-94-95; Дальневосточная-96-98; Сахалинская-99). ЗНАМЕНАТЕЛЬ: перваф цифра определяет род вагона (0-мягкий; 1-купейный; 2-некупейный; 3-межобластного сообщения; 4-почтовый; 5-багажный; 6-вагон-ресторан; 7-служебно-технический; 8-вагон, не принадлежащий РЖД). Вторая, третья, четвертая цифры указывают на разновидность типов вагонов, их конструктивные особенности (тип планировки, тормозов, вид отопления и т. д.). Пятая цифра-контрольный знак, или кодовая защита, номера, Служит для проверки считывания номера и учета номера в персональном компьютере. Она определяется расчетом. Каждая четная цифра номера умножается на 1, а нечетная-на 2, и все произведения суммируются. При постройке каждого пассажирского вагона завод-изготовитель составляет технический паспорт вагона. Паспорт хранится в вагонном участке или вагонном депо приписки вагона в течение всего срока его службы вплоть до списания кузова, но не менее 28 лет (минимальный срок службы вагона). В техническом паспорте вагона указываются место и время постройки и приписки, тип вагона или его модель, род вагона, тара, длина рамы, автосцепные устройства, база вагона, типы |
![]() | Обучающийся на курсах проводник за время изучения предмета, должен усвоить принципы работы э о., изучить все конструктивные особенности... | ![]() | Подготовка и экипировка пассажирских поездов в пунктах формирования включает в себя |
![]() | Технико-экономические показатели грузовых и пассажирских вагонов и их связь с линейными размерами кузовов вагонов | ![]() | Повышение качества подготовки специалистов является одной из главных задач, поставленных перед учебным заведением |
![]() | Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйств, для обслуживания и ремонта пассажирских вагонов, специального подвижного... | ![]() | Для обучения проводников пассажирских вагонов для работы в период летних пассажирских перевозок |
![]() | Главным документом являются «Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации» (птэ) | ![]() | Мпс россии 20 ноября 2002 г. N пот ро 13153-цл-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и... |
![]() | ... | ![]() | Настоящая инструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона (далее — Инструкция) устанавливает основные требования безопасности... |