Управление транспортными системами




Скачать 303.62 Kb.
НазваниеУправление транспортными системами
страница1/3
Дата публикации27.06.2013
Размер303.62 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
zadocs.ru > Спорт > Экзаменационные вопросы
  1   2   3
Экзаменационные вопросы и ответы по курсу

УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМИ СИСТЕМАМИ

2010, I семестр


  1. Транспорт и другие инфраструктурные отрасли: их роль в экономике


Транспорт — важная составная часть мировой экономики, так как является материальным носителем между государствами.

Транспорт — отрасль, создающая полезное пространство. Специализация государств, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

Роль транспорта не сводится только к перемещению грузов и пассажиров, он активно воздействует на весь процесс расширенного воспроизводства, способствуя экономическому, культурному и социальному развитию общества, в связи с чем, он считается одной из важнейших базовых отраслей экономики.

Транспорт выполняет несколько общественных функций, к важнейшим из которых относятся:

- экономическая, которая заключается в обеспечении развития, связи и координации всех отраслей экономики;

- культурная, которая состоит в возможности распространения с помощью транспорта эстетических ценностей. Следует отметить, что и сам транспорт стал элементом культуры (создаются музеи транспорта, общества любителей старинных автомобилей и др.);

- социологическая функция состоит в экономии времени человека, облегчении труда и повышении его производительности;

- научное значение имеет двоякий характер. С одной стороны транспорт, нуждаясь в совершенствовании, ставит перед наукой новые задачи. С другой - транспорт позволяет интенсивно развиваться многим направлениям науки;

- оборонная функция проявляется в возможности быстрой передислокации войск, населения, производства. [13]

В экономической литературе название "инфраструктура" (от латинского "infra" - "под" и "strukture" - "строение, устройство") означает подструктура т.е. отдельная отрасль экономики, которая занимается созданием внешних условий функционирования основного производства. Хотя этот термин широко используется в экономических исследованиях, до сих пор остается дискуссионным по определению состава отраслей, объектов и видов деятельности, входящих в нее.

Транспорт - очень разнообразная отрасль. Все его виды, выполняя главную функцию - обеспечения хозяйственного комплекса страны в грузовых и пассажирских перевозках, вступают между собой и большинством сфер производства во взаимодействие. Это даёт основание рассматривать транспорт как систему, а весь механизм формирования и развития её - в неразрывном единстве со всей экономикой страны. [10]

Очень часто в экономико-географической и особенно экономической литературе под транспортной системой понимают лишь сеть путей сообщения. Безусловно, пути сообщения - одна из главнейших составляющих транспортной системы, но сводить транспортную систему только к путям сообщения нельзя. Неотъемлемыми составляющими транспортной системы являются техническая часть, а также управленческая часть. В этом смысле синонимом термина транспортная система является понятие транспортный комплекс.

Таким образом, можно определить транспортную систему как территориальное объединение сети путей сообщения, технических средств и служб перевозок, которые, объединяя все виды транспорта и все составляющие транспортного процесса в их взаимодействии, обеспечивает реализацию транспортно-экономических связей с целью успешного функционирования экономики страны. Ключевую роль в создании единой транспортной системы страны (региона) играет развитие транспортной инфраструктуры.

Объекты транспортной инфраструктуры включают в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. К транспортным средствам относятся воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.[4]

Однако термин «транспортная инфраструктура» иногда используется и в более широком понимании. Поскольку транспортная сфера всегда увязывается с общим развитием производительных сил, то она рассматривается как одна из важнейших составных частей инфраструктуры экономики в целом. В этом смысле понятия «транспортная система» и «транспортная инфраструктура» практически тождественны. В настоящей работе за основу берётся именно такое широкое понимание термина «транспортная инфраструктура»

Транспорт - это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов.

Функции транспортировки:

1) перемещение груза. Каждый груз должен быть доставлен до мест дальнейшей переработки или потребления. Перемещение груза по логистической цепочке позволяет преобразовать добываемое сырье в готовую продукцию, а затем доставить ее конечному покупателю. Одновременно с физическим перемещением должна увеличиваться и потребительская стоимость груза, иначе такое перемещение будет экономически нецелесообразным. Кроме финансового есть еще один аспект перемещения - временной.

2) хранение груза. В процессе перевозки происходит также и хранение груза, т. е. не занимаются складские площади. Эта функция перевозки актуальна, если существует ограничение в складских площадях, тогда можно осознанно избирать более медленные способы транспортировки. Кроме того, существуют ситуации, когда склад является лишь транзитным перевалочным пунктом. В этом случае транспортные средства, возможно, использовать также для непосредственного хранения в целях устранения дорогостоящих погрузочно-разгрузочных работ.

Главная цель транспортировки - доставить нужный продукт нужного качества и нужного количества нужному покупателю, в нужное место с минимальными затратами.

Существуют два основных принципа организации транспортировки:

1. Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения. Чем больше партия отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта.

2. Экономия за счет дальности маршрута происходит за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния. Причины этого т же, что и при экономии за счет масштаба грузоперевозки.


  1. ^ Соотношение транспортного и перевозочного процессов

Транспортный процесс - наиболее общее понятие арактеризующее работу транспортной системы.

Перевозочный процесс — часть транспортного процесса, связанный с транспортировкой.

(короче, транспортный процесс связан только с перевозкой на тс, а в перевозочный входит и погрузка, разгрузка6 оптимизация маршрутов и затрат и т. д.)

Перевозочный процесс:

  • Транспортная операция (движение)

  • Терминальная операция (начально-конечная)



  1. Основные компоненты перевозочного процесса

Транспортный  процесс –  это  совокупность  операций  с  грузами  и 
транспортными  средствами,  в  результате  выполнения  которых  грузы  изменяют 
своё  положение  в  пространстве.  Сущность  транспортной  работы  заключается  в 
изменении места нахождения грузов. 
Продукция грузового автомобильного транспорта – это перемещение грузов в 
пространстве, являющееся необходимым элементом производственного процесса 
продукции и условием, определяющим возможность ее потребления.  
Транспортный процесс является многоэлементным, так как включает операции 
с  подвижным  составом (процесс  перевозки)  и  операции  с  грузами (погрузка  и 
разгрузка).  Структура  транспортного  процесса  включает  три  элемента 
(подпроцесса): 
–  процесс погрузки; 
–  процесс перевозки; 
–  процесс разгрузки. 
Основной  элемент  транспортного  процесса –  перевозка  грузов,  все  другие 
элементы  подчинены  ему.  Перевозочный  процесс  включает  работу  подвижного 
состава с момента подачи под погрузку, его движение с грузом до постановки под 
разгрузку. 
Процессы  погрузки  и  разгрузки  состоят  из  возможного  ожидания  погрузки 
(разгрузки) и  обслуживания. Ожидание погрузки (разгрузки)  грузов может  быть 
связано  с  опозданием  транспортных  средств,  занятостью  погрузочно-
разгрузочных  средств  и  др.  Обслуживание  включает  собственно  погрузку 
(разгрузку),  а  также  оформление  документов,  если  эта  операция  полностью  не 
осуществляется во время ожидания погрузки (разгрузки) и обслуживания.


  1. ^ Особенности транспорта как объекта управления

Управление -руководство определенными процессами в соответствии с заранее назначенной программой и направлением, ориентированно на достижение заданной цели.

Основные функции:

  • прогнозирование

  • организация

  • планирование

  • регулирование

  • контроль

Дискретность (непрерывность) в транспорте имеет некоторую особенность, в отличие от логистических процессов, транспортные процессы не могут быть непрерывными.

Так же при управлении нужно учитывать сезонность, она проявляется в 2-х аспектах:

  • сезонное ухудшение транспортных условий

  • сезонное колебание спроса на перевозку

Так же существуют минусы транспорта кк обекта управления:

  • невозможность создания запасов

  • невозможность отсева брака

  • ограниченная пропускная и провозная способность

Повышенные риски:

  • действие стихии

  • человеческий фактор

  • злой умысел




  1. Понятие эффекта масштаба и пути достижения эффекта масштаба в транспортных системах

Эффект масштаба - экономия на затратах при росте масштабов перевозки. Достигается эффект масштаба за счет увеличения обемов перевозки и сокращения себестоимости на единицу перевозимого товара. Наибольший эффект достигается на морском и жд транспорте.


  1. ^ Взаимосвязь товарного и транспортного рынков через перевозочный тариф

Ну блин, чем больше цена перевозимого товара, тем больше она становится в итоге? т. е. сложнее реализовать товар. Следовательно цена товара становится дешевле если мы перевозим больше товара и достигаем эффект масштаба (например чем длинее поезд-тем больше в него запихнешь, для справки:мах длина поезда 1050метров, осевая нагрузка-25,5 Т, ср. грузоподъемность вагона 80Т), так же цена может зависеть от того, сколько у нас терминалов на пути, сколько использовано тс, их виды вплоть до кол-ва людей учавствовавших в перевозочном процессе.


  1. Понятие глобальной транспортной системы

Единая Транспортная Система (ЕТС) представляет собой совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта – путей сообщения транспортных средств (с производственно – управленческим персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов с использованием современных прогрессивных технологий в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

Мировая транспортная система представляет собой глобальную систему национальных транспортных систем, связанных между собой общими грузо- и пассажиропотоками.

Сформировалась в конце 20-го века благодаря

  • глобальной технологической доступности

  • растущей коммерческой доступности

  • наличия регулярных глобальных сервисов

Эта система обладает материально-технической базой, которая развивается и совершенствуется за счёт масштабных инвестиций, обеспечивая устойчивые темпы роста перевозок и повышения качества транспортных услуг. Расчётная протяжённость мировых транспортных коммуникаций (без морских линий) к концу 20-го века достигала 43 млн. км. Примерно 75 % этой протяжённости приходится на автомобильные дороги, 16 % на линии гражданской авиации, 4 % на нефте- и газопроводы, 3 % - на железные дороги и 2 % на судоходные реки и каналы. Страны и континенты имеют разную степень оснащения транспортными коммуникациями. Наиболее густая транспортная сеть в Западной Европе и Северной Америке.

  1. ^ Понятие региональной транспортной системы

Региональная транспортная система сформировалась в регионах интенсивной экономической интеграции:

  • создание международных транспортных коридоров, интеграция транспортной инфраструктуры (вы спросите меня причем тут блять международные коридоры? Я отвечу что это было в лекциях и я сама это ине придумала)

  • согласование технических стандартов

  • согласование правовых норм

  • открытие рынка транспортных услуг




  1. Понятие зональной транспортной системы

Зональные транспортные системы обеспечивают транспортное обслуживание определенных территорий, часто имеют особый орган управления.

Создаются:

  • на основе естественных транспортных коммуникаций

  • для развития транспортных коридоров

  • для решения региональных экономических задач




  1. Виды транспорта и признаки их обособления

Виды транспорта:

  • ЖД

  • морской

  • внутренний водный

  • автомобильный

  • авиатранспорт

  • трубопровод




  1. Элементы транспортной системы

Элементы транспортной системы — отсутствие единой правовой системы, многообразие технологий.

Входит:

  • городской пассажирский транспорт

  • промышленный транспорта

  1. Характеристика взаимоотношений между различными видами транспорта

Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием 2-х и более видов транспорта. Так 80% грузов, прибывающих в порты, передается на железную дорогу (на речных 50%). Практически вся нефть из трубопроводов передается на другие виды транспорта, а автомобиль взаимодействует со всеми видами транспорта, особенно велик его вес для пассажирских перевозок. Пунктами взаимодействия являются транспортные узлы. Раньше транспортные узлы в силу своего исторического развития, ведомства, частные владения, география, топография строились без учета быстрого перехода грузов с одного вида на другой. Транзитный пассажир покупал новые документы на провоз груза и проезд. Груз в этих пунктах перегружался. Только с введением смешанного прямого сообщения владельцы груза освобождались от заботы перегружать свой товар. Во взаимодействии различных видов транспорта проявляется ЕТС (для идиотов - это Единая транспортная система).

Характеризуется правовыми, экономическими, техническими, технологическими, организационными и др аспектами. Для достижения мах пользы от транспортной деятельности очень важны транспортные взаимодействия, для наиболее эффективного взаимодействия используются мировые стандарты, максимально упрощается погрузка/разгрузка. Потому что без транспорта, не было бы и цивилизации. Вот так то.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление транспортными системами icon«Экономика, социология, право : новые вызовы и перспективы» ( 29 июня 2013 года)
Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и...

Управление транспортными системами iconКомплекс испытательных заданий для получения права на управление...
Испытательное задание считается не выполненным, если кандидат в водители допустил следующие ошибки

Управление транспортными системами iconУправление государственными информационными системами
Санкт-Петербург, В. О., Биржевая линия, д. 14, оф. 270, Центр технологий электронного правительства спб ниу итмо

Управление транспортными системами iconМонография рекомендована Учебно-методическим объединением по образованию...
Базой исследования является системный подход, в рамках которого показаны роль и влияние всех элементов системы на эффективное управление...

Управление транспортными системами icon4 Управление региональными социально-экономическими системами
Территориальная структура экономики – динамичное состояние размещения производительных сил по регионам (районам), связанным в единой...

Управление транспортными системами iconДоверенность на право пользования и распоряжения транспортными средствами

Управление транспортными системами iconДисциплины Управление образовательными системами в начальной школе
Планирование и анализ учебного занятия в начальной школе. Понятие воспитательной системы, ее признаки и структура. Сравнение воспитательной...

Управление транспортными системами iconРабочая учебная программа по дисциплине б б экономическая теория...
Профили: муниципальное управление, управление государственной и муниципальной собственностью, управление в сфере межрегиональных...

Управление транспортными системами iconТема 13. Антикризисное управление
Антикризисное управление это управление в условиях кризиса, либо управление, направленное на вывод предприятия из кри­зисного состояния,...

Управление транспортными системами iconБилет 9 вопрос 20. Какие виды административных наказаний могут применяться...
Только предупреждение, штраф или лишение права управления транспортными средствами

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов