Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии




НазваниеФедеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии
страница1/39
Дата публикации25.07.2013
Размер6.53 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Спорт > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39












УДК7А

ББК 74.200.55я73 Х73

Федеральная целевая программа книгоиздания России

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

теории и методики физического воспитания МГПУ О.П.Юшков;

доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии

физической культуры, заслуженный деятель науки, мастер спорта В.П.Филин

^ Холодов Ж.К., Кузнецов B.C.

X 73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с. ISBN 5-7695-0567-2



^ От авторов

Учебное пособие написано в соответствии с программой курса «Теория и методика физического воспитания и спорта» для студентов высших физкультурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Книга состоит из трех частей. В первой изложены вопро­сы теории и методики физического воспитания. Раскрыва­ются его сущность, основные термины и понятия, кото­рыми должен свободно владеть профессионально грамот­ный специалист, излагаются принципы, средства, методы физического воспитания, основы теории и методики обу­чения двигательным действиям, развития физических ка­честв. Показаны особенности физического воспитания де­тей дошкольного и школьного возраста, студенческой мо­лодежи, взрослого контингента населения.

^ Вторая часть пособия посвящена теории и методике сгорта: дана общая характеристика спорта и спортивной подготовки; рассмотрены основы спортивной тренировки, построения процесса спортивной подготовки, технология планирования в спорте и т.п.

В третьей части раскрывается методика оздоровитель­ной физической культуры в аспекте использования ее раз­нообразных форм, средств и методов применительно к раз­личным контингентам населения.

При подготовке учебного пособия использованы раз­
ные источники, прежде всего учебники по данной дис­
циплине, а также научные труды ведущих отечественных
теоретиков, научных работников и опытных преподавателей
А.Д.Новикова, Л.П.Матвеева, В.В.Белиновича, В.П.Фи­
лина, В.М.Зациорского, Ф.П.Суслова, М.М.Богена,
В. И. Ляха, А. М. Максименко и др. ,

Цель данного учебного пособия — дат^студентам глубо­кие теоретические основы физического воспитания и спорта, а также научить их практически реализовать его основные положения в различных Образовательных учреж­дениях и спортивных организациях-— по месту будущей профессиональной деятельности выпускников высших физ­культурных учебных заведений и факультетов физической культуры педагогических вузов.

Часть I

^ ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА \

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе

Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе (Н.И.Пономарев, 1970). Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой дея­тельности спонтанно происходило совершенствование их физи­ческих способностей — силы, выносливости, быстроты.

Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более ак­тивный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняе-мости (повторяемости действий). Именно явление упражняемос-ти стало основой физического воспитания.

Осознав эффект упражняемости, человек стал имитировать необходимые ему в трудовой деятельности движения (действия) вне реального трудового процесса, например бросать дротик в изоб­ражение животного. Как только трудовые действия начали приме­няться вне реальных трудовых процессов, они превратились в фи­зические упражнения. Превращение трудовых действий в физи­ческие упражнения значительно расширило сферу их воздействия на человека, и в первую очередь в плане всестороннего физичес­кого совершенствования. Далее, в ходе эволюционного развития выяснилось, что значительно лучший эффект в физической под­готовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т.е. когда его готовят к жизни и к труду предварительно.

4

Таким образом, осознание человечеством явления упражняе­мости и важности так называемой предварительной подготовки человека к жизни, установление связи между ними послужили истоком появления подлинного физического воспитания.

Формы организованного физического воспитания возникли в Древней Греции в виде специального обучения молодежи воен­ным и спортивным упражнениям, но вплоть до Новейшей исто­рии они оставались достоянием немногих представителей приви­легированных классов или ограничивались рамками военного обу­чения.

1.2. Теория и методика физического воспитания как учебная дисциплина, ее основные понятия

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного терми­на, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории1 физического воспитания отно­сятся следующие: 1) «физическое воспитание»; 2) «физическая подготовка»; 3) «физическое развитие»; 4) «физическое совер­шенство»; 5) «спорт».

^ Физическое воспитание. Это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения

1 Теория — система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции.

5





и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

6


Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ-

ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

^ Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических ка­честв и овладения жизненно важными движениями. Термин «фи­зическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Раз­личают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека. Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, от­ражающая достигнутую работоспособность в сформированных дви­гательных умениях и навыках, способствующих эффективности Целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

^ Физическое развитие. Это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе-

7

ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

  1. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

  2. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону возрас­тной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета осо­бенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наи­высшего развития его форм и функций, в период старения.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зави­сит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон уп-ражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе

8

средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

физическое совершенство. Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

  1. крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

  2. высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

  3. пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

  4. всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

  5. владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые дви­гательные действия;

  6. физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт. Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие1.

Характерной особенностью спорта является соревновательная Деятельность, специфической формой которой являются сорев­нования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять че­ловеческие возможности на основе четкой регламентации взаи­модействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

' Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 Данного учебного пособия (глава 17).

9

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессио­нальной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием. Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

  1. практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

  2. практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания
гармонически развитой личности, которые высказывались фило­
софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

  1. постановления правительства о состоянии и путях совершенс­твования физической культуры в стране;

  2. результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconУчебный курс «Допинговые проблемы современного спорта и организация...
Р педагогических наук, профессор А. А. Кудинов; кандидат философских наук, профессор Ю. Н. Москвичев; кандидат педагогических наук,...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconЛитература как часть культуры
Рецензенты: кафедра культурологии Московского педагогического государственного университета (зав кафедрой — доктор философских наук,...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconФедеральными Государственными Требованиями детство примерная основная...
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconМузыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор, действительный член рао в. И. Лубовский; доктор педагогических наук, профессор...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconУчебник для студ сред пед учеб заведе­ний удк 159. 9 (075. 32) Ббк...
Доктор психологических наук, профессор В. Э. Чудновский, Ученый совет Психологического института рао

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconСправочник клинико-биологических показателей животных
Рецензенты: И. М. Карпуть, доктор ветеринарных наук, профессор, член-кор. Аан рб, зав кафедрой внутренних незаразных болезней вгавм;...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconМожно ли что-то поправить? Как? (вместо предисловия)
Рецензенты: Давыдов В. В. действительный член Российской Академии образования, доктор психо­логических наук, профессор; Нечаев Н....

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconМинск 2004 удк ббк и
Котляров И. В., доктор экономических наук, профессор Козик Л. П., доктор философских наук, профессор Адуло Т. И., доктор политических...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconСовременной
...

Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор, зав кафедрой теории и методики физического воспитания мгпу о. П. Юшков; доктор педагогических наук, профессор Российской государственной академии iconЛечебная физическая культура
Российской ассоциации по спортивной медицине (реабилитации больных и инвалидов), доктор медицинских наук, профессор А. В. Чоговадзе;...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов