Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары




НазваниеЗакон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары
страница1/9
Дата публикации29.07.2013
Размер1.17 Mb.
ТипЗакон
zadocs.ru > Спорт > Закон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




  1. Раскройте сущность классических теорий международной торговли.

В конце 17-го века появилась идея (теория) «свободы торговли» классиков английской политической экономии А. Смита и Д. Рикардо.

Главной в работе А. Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов" была идея о том, что основой богатства нации и народов служит разделение труда. Автор сформулировал следующий вывод: выгоду получают страны, активно участвующий в международном разделении труда.

Международное разделение труда, утверждал А. Смит, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом.

Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда.

Поскольку именно развитие производства на базе абсолютных преимуществ отдельных стран и свободный торговый обмен обеспечивают рост всеобщего благосостояния, то на этой основе учеными и разрабатывались рекомендации в области внешнеэкономической политики, прямо противоположные взглядам меркантилистов.

Дальнейшее развитие теории международного разделения труда связано с именем Д. Рикардо, которому удалось доказать, что абсолютные преимущества, рассматриваемые А. Смитом, представляют собой лишь частный случай общего правила. Даже страны, имеющие более высокие абсолютные уровни издержек производства по обоим товарам, могут выиграть от торгового обмена.

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары.

Предположим, что производство вина в Англии и сукна в Португалии осуществляется в соответствии с индивидуальными издержками. Учитывая их, можно построить пример сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Количество труда (в единицах), необходимое для производства:

Страна

Сукна (1 штука)

Вина (1 баррель)

Португалия

90

80

Англия

100

120

Из примера видно, что Португалия имеет абсолютное преимущество по всем видам товаров; она может произвести дешевле как 1 бочку (баррель) вина, так и 1 шт. сукна. Однако, отмечал Д. Рикардо, для Португалии именно торговля вином является выгодной, поскольку ее преимущество в производстве вина выше, чем аналогичное преимущество в производстве сукна. Различия в сравнительных преимуществах позволяют каждой нации выигрывать при обмене.

Продав 1 бочку вина, обошедшуюся в 80 единиц, за 120 единиц в Англии и купив по соответствующей издержкам цене сукно, португальская фирма может приобрести в Англии 1,2 шт. сукна. Если бы аналогичное количество труда (80 единиц) использовалось для производства сукна в Португалии, оно бы дало 8/9 шт. сукна. Другими словами, выигрыш Португалии, принявшей решение произвести вино и, продав его, купить сукно, составит 120/100 - 8/9 = 0,31 шт. сукна.

От внешней торговли выигрывает и Англия. Специализируясь на производстве сукна, она при его успешной продаже в Португалии сможет приобрести 9/8 барреля вина по сравнению с 5/6 барреля, которые она получила бы, если бы затратила первоначальное количество труда, равное 100 единицам, на вино, но не произвела бы сукна на продажу. Выигрыш для Англии составит в данном случае 9/8 - 5/6 = 7/24 = 0,29 барреля вина.

Доктриной сравнительных преимуществ часто руководствуются и в других ситуациях, а не только при анализе результатов внешней торговли. Фирме или отдельному лицу целесообразно специализироваться на тех видах деятельности, где они обладают сравнительными преимуществами, приобретая остальное путем обмена.

Рассмотренные примеры абстрактны. Для того чтобы они были ближе к реальной ситуации, надо соблюсти следующие условия:

1. Труд должен быть мобилен только внутри страны, но не между торгующими странами. В примере, приводимом Д. Рикардо, мы предполагаем, что все рабочие, перешедшие на производство вина в Португалии, будут делать его так же качественно и быстро. Аналогичные требования предъявляются и к английским работникам, специализирующимся на производстве сукна.

2. Не учитывать в расчетах дополнительные расходы на транспорт, уплату таможенных пошлин, другие ограничения, накладываемые на торговлю.

3. Не игнорировать, изменения в издержках на производство товаров, вызываемые внедрением новой технологии, созданием качественно новых образцов машин, массовостью производства и т. д.

Исследования ученых, продолживших работу Д. Рикардо, касались тех ограничений и условий, при которых данный обмен будет иметь место. В примере с вином и сукном Португалия выгадает от обмена вина только тогда, когда за каждый баррель вина она будет получать больше, чем 9/8 шт. сукна. Англия же выиграет только в том случае, если она за каждый баррель вина даст не больше, чем 5/6 шт. сукна.

Развивая этот тезис, можно отметить, что в Португалии трудозатраты на 1 баррель вина идентичны затратам на 8/9 шт. сукна в Португалии и 0,8 шт. в Англии. В этих пределах и будет осуществляться обмен между странами.

Таким образом, свободная торговля, стимулируя международную специализацию, обеспечивает следующее преимущество: позволяет каждой стране потреблять не меньшее количество товаров, что и до специализации, минимизируя реальные расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров.

Однако здесь не учитывается то обстоятельство, что в реальности обмен происходит с участием денег. Страны обменивают одну валюту на другую, чтобы расплатиться друг с другом. Д. Рикардо удалось доказать и то, что отмеченное преимущество сохранится, если учитывается и обменный курс национальной валюты. В данном случае вероятен факт несбалансированности экспортно-импортных платежей. Подобное неравновесие компенсируется путем изменения курса валют или корректировки всех цен в какой-либо стране.

В середине 20-х годов XX столетия экономисты - неоклассики — швед Эли Хекшер и его ученик Бертил Олин создали стройную теорию международной торговли, получившую позже название теории Хекшера—Олина.

Теория международной торговли, основанная на предположении, что различия в относительных ценах объясняются разной обеспеченностью стран факторами производства, так же как и теории абсолютных и сравнительных преимуществ, основывается на многочисленных допущениях. Теория соотношения факторов производства исходит из того, что существуют, как и прежде, только две страны (страна I и страна II) и только два товара (товар 1 и товар 2), один из которых трудоемкий, а другой — капиталоемкий, и уже два, а не один фактор производства (труд — L и капитал — К). Более того, каждая из стран в различной степени наделена факторами производства. При этом полной специализации стран на производстве какого-либо товара быть не может и технология в двух странах одинакова. Таким образом, наиболее важными допущениями теории соотношения факторов производства являются различная фактороинтенсивность отдельных товаров (один товар — трудоемкий, второй — капиталоемкий) и различная факторонасыщенность отдельных стран (в одной стране капитала относительно больше, в другой — относительно меньше).

Фактороинтенсивность — показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара. Товар 2 является относительно более капиталоемким, чем товар 1, если соотношение затрат труда и капитала на производство товара 2 больше, чем соотношение этих же затрат на производство товара 1:

Факторонасыщенность — показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства. Факторонасыщенность может быть определена двумя способами: через относительные цены каждого из факторов производства и через абсолютные размеры факторов производства. Страна II считается относительно более обеспеченной капиталом, чем страна I, если соотношение цены капитала и цены труда в стране II ниже, чем это же соотношение в стране I, то есть капитал относительно дешевле в стране II, чем в стране I.

^ Теорема Хекшера—Олина — каждая страна экспортирует те фактороинтенсивные товары, для производства которых она обладает относительно избыточными факторами производства, и импортирует те товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Владельцы относительно избыточных факторов производства выигрывают от торговли, владельцы относительно недостаточных факторов производства проигрывают. Таким образом, теорема Хекшера—Олина идет на шаг дальше классической теории сравнительных преимуществ: она не только признает, что торговля основывается на сравнительных преимуществах, но и выводит причину сравнительных преимуществ - различие в наделенности стран факторами производства. Разница в относительных ценах на товары в различных странах, а, следовательно, и торговля между ними объясняются их различной наделенностью факторами производства.

В результате экспорта трудонасыщенной страной I своего трудоемкого товара 1 и импорта капиталоемкого товара 2 из капиталонасыщенной страны II обе страны обеспечили себе рост потребления обоих товаров. При этом прирост потребления в обеих странах направился владельцам относительно избыточных факторов производства, которые получили выигрыш от торговли. Владельцы относительно недостаточных факторов в каждой стране остались в проигрыше.

В результате торговли относительные цены на товары, участвующие в торговле, имеют тенденцию к сближению. Но если было сделано предположение, что относительные цены на товары зависят от степени обеспеченности стран факторами производства и их относительных цен, то возникает закономерный вопрос: какое обратное воздействие оказывает балансировка цен на товары на цены факторов производства? Другими словами, если изменяется относительная цена трудоемкого товара, то как изменится и изменится ли вообще относительная цена самого труда в трудонасыщенной стране, производящей этот товар? Если в результате торговли изменяется относительная цена капиталоемкого товара, то как изменится цена капитала в капиталонасыщенной стране, его производящей?

Ответ на этот вопрос дал американский экономист Пол Самуэльсон. Доказанная им теорема, исходящая из предпосылки истинности теоремы Хекшера - Олина, получила название теоремы выравнивания цен на факторы производства или теоремы Хекшера - Олина - Самуэльсона (HOS).

^ Теорема выравнивания цен на факторы производства (теорема Хекшера – Олина - Самуэльсона) - международная торговля приводит к выравниванию абсолютных и относительных цен на гомогенные факторы производства в торгующих странах.

Говоря проще, выравнивание в результате торговли относительных цен на товары приводит к выравниванию относительных цен и на факторы производства, с помощью которых эти товары были произведены. Гомогенность капитала означает капитал, характеризующийся одинаковой продуктивностью и риском, гомогенность труда означает труд с одинаковым уровнем подготовки, образования и производительности. Справедливость данной теоремы требует строгого соблюдения всех вышеперечисленных допущений для теоремы Хекшера - Олина.

Логическое доказательство теоремы несложно. В соответствии с исходными условиями при отсутствии торговли относительная цена товара 1 ниже в стране I, чем в стране II, поскольку в стране I относительная цена труда — или, что то же самое, заработная плата — ниже. В результате торговли страна I начинает специализироваться на производстве товара 1 как наиболее трудоемкого и сокращает производство товара 2, поскольку он более капиталоемкий. В результате возрастает относительный спрос на труд, что приводит к росту зарплат, в то время как относительный спрос на капитал уменьшается (ибо производство капиталоемких товаров сокращается), что приводит к сокращению цены капитала — процентной ставки. В случае страны II происходит прямо противоположное. Поскольку она специализируется на производстве капиталоемких товаров, спрос на капитал увеличивается, приводя к росту его цены, выраженной в процентной ставке, а спрос на труд сокращается, обусловливая сокращение его цены — заработной платы. Таким образом, в результате торговли в стране I, где зарплата была относительно низкой, она увеличится, а в стране II, где она была относительно высокой, - сократится.

Однако в реальном мире цены факторов производства далеко не сбалансированы. Главной причиной этого являются допущения этих теорий.

• Предполагалось, что оба товара производятся в обеих странах. Это далеко не всегда является фактом. Если США производят и экспортируют самолеты, а Китай производит и экспортирует игрушки, различия в факторах производства, необходимых для создания самолетов и игрушек, настолько велики, что их относительная цена далеко не всегда будет уравновешиваться.

• Предполагалось, что технологии в торгующих странах одинаковы. Тот же пример показывает, что страна, обладающая более изощренными технологиями, может иметь одновременно и более высокую относительную цену труда, и более высокую относительную цену капитала по сравнению со страной, технология в которой более примитивна.

• Предполагалось, что существует абсолютная внутренняя мобильность факторов производства и товаров, то есть, например, рабочая сила может беспрепятственно перемещаться из отраслей с низкой зарплатой в отрасли с относительно более высокой зарплатой, а торговля товарами определяется только относительными ценами на них различных странах. Однако этого не существует в действительности из-за естественных (транспортные издержки) и искусственных (прописка, регистрация) препятствий, создаваемых на пути межотраслевого движения факторов производства и товаров.

Но, несмотря на все ограничения и недостатки, теоремы Хекшера—Олина и Хекшера—Олина—Самуэльсона являются важным инструментом анализа международной экономики, наглядно показывающим и доказывающим принцип всеобщего равновесия, которому должно подчиняться экономическое развитие.

  1. Раскройте сущность современных теорий международной торговли.

К современным теориям международной торговли относят теорию размера страны, гипотезу преобладающего спроса Линдера, теорию жизненного цикла продукта, теорию подобия стран, теорию конкурентных преимуществ Портера, теорию взаимного спроса.

Кривые взаимного спроса показывают точное взаимоотношение между парой экспортного и импортного товаров, которое возникает в результате торговли, и показывают, какое количество импортного товара требуется стране, чтобы побудить ее продавать различные количества другого товара на экспорт.

В соответствии с теорией жизненного цикла товара производство многих товаров перемещается из страны в страну в зависимости от этапа жизненного цикла товара.

Теория подобия стран утверждает, что, разработав новую продукцию в ответ на выявленную потребность на внутреннем рынке, производитель затем обращается к рынкам, наиболее схожим с рынком своей страны.

Концепции независимости, взаимозависимости и зависимости стран помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран.

Если торговля развивается между большой и малой страной, то при постоянных издержках замещения в соответствии с теорией сравнительных преимуществ только малая страна полностью специализируется на товаре, по которому она имеет относительное преимущество. Но даже при полной специализации малая страна не в состоянии удовлетворить потребность большой страны в данном товаре. Поэтому большая страна наряду со специализацией на товаре, по которому у нее имеется сравнительное преимущество, все же будет продолжать производить определенное количество товара, по которому относительное преимущество – у малой страны.

Гипотеза преобладающего спроса Линдера гласит, что страна экспортирует те товары, удельный вес которых велик в ее собственном потреблении. Рост доходов в стране-получателе приводит к увеличению спроса на предметы роскоши, что побуждает совершенствовать технологию их производства. Совершенствование технологии опережает рост обусловившего их спроса, что ведет к снижению цен и экспорту этих предметов роскоши.

Теория пересекающегося спроса гласит, что поскольку потребители в странах с примерно одинаковым уровнем дохода имеют примерно схожие вкусы, каждой стране легче экспортировать те товары, в производстве и торговле которыми на внутреннем рынке накоплен большой опыт. Товар будет успешнее экспортироваться в те страны, где структура спроса одинакова или хотя бы сопоставима со структурой внутреннего спроса в стране-экспортере. Торговля между двумя странами будет осуществляться теми товарами, качество которых примерно одинаково. Чем больше людей в двух странах имеют одинаковые доходы, тем выше уровень торговли.

Большинство теорий торговли рассматривают выгоды и издержки на уровне стран, но торговые решения обычно принимаются на уровне фирм. Способы, которыми фирмы создают и удерживают конкурентные преимущества, являются основой для понимания роли страны в международной конкуренции.

Теория международной конкурентоспособности наций М. Портера показывает взаимосвязь четырех главных параметров, от которых зависит конкурентоспособность страны на мировых рынках. Этими параметрами, определяющими развитие современной внешней торговли, являются факторные условия, условия спроса, близкие и обслуживающие отрасли, стратегия фирмы и конкуренция. Изменения этих условий и их соотношений между собой ведут к структурным изменениям в производственной программе и внешней торговле.

Детерминанты конкурентного преимущества носят общий характер и позволяют ответить на вопрос, почему страна добивается успеха в той или иной отрасли. Эти детерминанты создают среду, в которой рождаются и действуют фирмы данной страны.

Рост доходов переориентирует спрос на предметы роскоши, что приводит к относительному росту цен на предметы роскоши и процветанию тех производителей, которые специализируются на их производстве.

  1. Опишите структуру платежного баланса и дайте классификацию его статей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconПри производстве кваса – рожь
Существуют различные классификации сырья: по консистенции, преобладанию какого-либо химического вещества, целевому назначению и др....

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconКогда появились первые деньги из металла и бумаги, и где это произошло?
Деньги являются специфическим товаром, который стал универсальным эквивалентом по отношению к стоимости любых других товаров ли услуг....

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconЗагробная жизнь 801K (cкачать быстро) (скачать) title: Купить
Бог не позволяет приходит и рассказывать о том, где и как пребывают души, отошедшие от нас, и это устроено с той целью, чтобы демон,...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconОперации с товарами как предмет бухгалтерского учета
Операции с товарами – это фхж с непосредственным участием товаров. С общеэкономической точки зрения товаром является любой предмет...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconСпрос. Предложение. Величина спроса и предложения
Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов,...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары icon2. Альтернативная цена в теории сравнительных преимуществ
«Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны,...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconНе игнорируйте уроки кризиса
Каждая экономическая система (страна, отрасль, регион, организация) сталкивается в своей деятельности с кризисными ситуациями. И...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconЦена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец...
Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т е товары имеют общественную...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconЦена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец...
Цена – это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т е товары имеют общественную...

Закон сравнительных преимуществ: каждая страна располагает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара и получает выигрыш, торгуя этим товаром в обмен на другие товары iconЛюбые объекты, к-ые служат ср-вами платежа, т е. имеются у покупателя...
Финанс ср-ва любые объекты, к-ые служат ср-вами платежа, т е имеются у покупателя товара и принимаются в обмен на товар продавцом....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов