Скачать 0.64 Mb.
|
А.В. СИДОРЕНКО, А.А. МАВРОДИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ КУРС ЛЕКЦИЙ Мариуполь 2009Министерство образования и науки Украины Приазовский государственный технический университет Кафедра Подъемно-транспортных машин и деталей машин СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ КУРС ЛЕКЦИЙ для студентов очной и заочной форм обучения ТОМ I ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ Составили ____________ А.В Сидоренко ____________ А.А. Мавроди Мариуполь 2009 УДК 621. 76 (077) Строительные машины: Курс лекций: Том I: Дорожные машины /А.В. Сидоренко, А.А. Мавроди; - Мариуполь, 2009. – 56 с.: 25 илл, 2 табл. В учебном пособии изложены основные разделы программы дисциплины «Дорожные машины». Даны краткие сведения о назначении машин, их конструкции, принципе работы, расчете производительности, необходимые справочные данные. Составили ____________ А.В Сидоренко ____________ А.А. Мавроди Отв. за выпуск ____________ В.В. Суглобов, д-р техн. наук, проф. Содержание ^ – Общие сведения о трех взаимосвязанных дисциплинах: «Дорожные машины», «Машины для земляных работ», «Машины для производства строительных материалов». Эти сведения и далее по тексту изложены в документах: робоча навчальна программа з дисциплiн «Дорожнi машини», «Машини для земляних робiт», «Машини для виробництва будiвельних матерiалiв» – Объём лекционных и лабораторно-практических занятий – Сведения о курсовой работе – Общие требования к усвоению дисциплины – Режим экзаменов и аттестационных требований – Литературные источники – Перечень вопросов к экзаменационным билетам – Вступление к курсу: Подъем капитального строительства на качественно новый уровень возможен за счет последовательного проведения курса на дальнейшую его индустриализацию, существенного сокращения ручного труда, совершенствования структуры и организации строительного производства. Одним из ведущих факторов в решении задач сокращения себестоимости и сроков строительства, повышения производительности труда и общей эффективности строительного производства является комплексная механизация строительно-монтажных работ. Широкому внедрению комплексной механизации в строительное производство способствует насыщение строительства необходимым количеством высокопроизводительных машин, освоение производства ряда новых типов машин, расширение технологических возможностей средств механизации и совершенствование организации их эффективного использования, У нас в стране постоянно повышается технический уровень и качество машин и оборудования, меняется структура их выпуска за счет создания и освоения производства новых прогрессивных видов техники. В настоящее время отрасль строительного, дорожного и коммунального машиностроения выпускает около 2000 наименований различных по назначению машин и оборудования. ^ Классификация. В строительстве эксплуатируется более тысячи типоразмеров строительных машин различных по назначению, конструкции, принципу действия, размерам, мощности, производительности и т. п. Строительные машины классифицируют: по назначению (технологическому признаку); режиму работы; виду силового оборудования; степени подвижности и универсальности. По назначению строительные машины делят на следующие группы: транспортные, транспортирующие и погрузочно-разгрузочные; грузоподъемные; для земляных работ; для свайных работ; для отделочных работ; для бетонных и железобетонных работ; ручные машины (механизированный инструмент). Каждая группа машин разделяется на подгруппы (например, грузоподъемные машины включают четыре подгруппы — домкраты, лебедки, подъемники и краны). Каждая подгруппа объединяет машины отдельных типов, различающихся конструкцией отдельных узлов или машин в целом (например, подъемники делят на мачтовые, шахтные, скиповые и струнные). Каждый тип машин имеет ряд типоразмеров (моделей), сходных по конструкции, но различающихся между собой отдельными параметрами (вместимостью ковша, грузоподъемностью, размерами и массой, производительностью, мощностью и т. п.). При производстве машин одного типоразмерного ряда широко используют стандартные детали и унифицированные сборочные единицы. По режиму работы (принципу действия) различают машины периодического (цикличного) действия, выполняющие работу путем периодического многократного повторения одних и тех же чередующихся рабочих и холостых операций с цикличной выдачей продукции (строительные краны, одноковшовые экскаваторы и погрузчики, бульдозеры, скреперы и др.), и машины непрерывного действия, выдающие или транспортирующие продукцию непрерывным потоком (конвейеры, многоковшовые экскаваторы и погрузчики, насосы для транспортирования смесей и др.). По виду силового оборудования различают машины с приводом от двигателей внутреннего сгорания, электрических, гидравлических и пневматических двигателей. Многие строительные машины имеют комбинированный привод, например дизель-электрический и дизель-гидравлический (наиболее распространены), дизель-пневматический, электрогидравлический, электропвевматический и т. п. По степени подвижности машины делят на стационарные, переносные и передвижные. Последние передвигаются во время работы или транспортировки и могут быть самоходными (большинство машин), прицепными и полуприцепными к базовым тяговым средствам – грузовым автомобилям, тракторам, тягачам и т. п. По степени универсальности различают машины универсальные многоцелевого назначения, оснащаемые различными видами сменного рабочего оборудования, комплектами быстросъемных рабочих органов и приспособлений для выполнения большого разнообразия технологических операций (строительные экскаваторы, бульдозеры, стреловые самоходные краны, погрузчики, ручные машины и т. п.) и специализированные, имеющие один вид рабочего оборудования и предназначенные для выполнения только одного технологического процесса (свайные молоты, бетононасосы и др.) ^ Строительная машина должна соответствовать своему назначению и обеспечивать максимально возможную производительность и минимальную стоимость единицы продукции при работе в данных конкретных производственных условиях, а также приспосабливаться к меняющимся условиям эксплуатации. Машина должна иметь минимальную массу, простую, прочную, надежную и технологичную конструкцию с максимальным использованием в ней стандартных деталей и унифицированных сборочных единиц, быть удобной для монтажа, демонтажа и перевозки, обладать необходимой устойчивостью против опрокидывания под воздействием внешних нагрузок. Машина должна обладать высокой надежностью и долговечностью, отличаться простотой технического обслуживания и ремонта, быть экономичной в эксплуатации, обеспечивать безопасные условия труда, удобство работы и минимальную утомляемость обслуживающего персонала. Внешний вид машин должен отвечать требованиям современной технической эстетики. Машины не должны загрязнять окружающую среду. Самоходные машины должны обладать высокими маневренностью и проходимостью. Маневренность – способность машины передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях с минимальным радиусом разворота. Проходимость – способность машины преодолевать различные неровности местности и небольшие водные преграды, двигаться по грунтам со слабой несущей способностью и снежному покрову. Проходимость характеризуется силой тяги, удельным давлением на грунт или дорожное покрытие, величиной дорожного просвета (клиренсом) – расстоянием от нижней точки машины до опорной поверхности, радиусами продольной и поперечной проходимости у колесных машин. ^ На все выпускаемые в нашей стране строительные машины распространяется утвержденная Минстройдормашем единая система индексации, в соответствии с которой каждой машине разработчиком присваивается индекс (марка), содержащий буквенное и цифровое обозначения. Основные буквы индекса, располагающиеся перед цифрами, обозначают вид машины. Например, буквенная часть индекса одноковшовых строительных экскаваторов содержит буквы ЭО, экскаваторов траншейных роторных — ЭТР, цепных — ЭТЦ, землеройно-транспортных машин ДЗ, машин для подготовительных работ и разработки мерзлых грунтов — ДП, машин для уплотнения грунтов и дорожных покрытий — ДУ, кранов стреловых самоходных — КС, строительных башенных кранов — КБ, оборудования для погружения свай — СП, бурильных и бурильно-крановых машин — БМ, машин для отделочных работ — СО, лебедок — ТЛ, погрузчиков многоковшовых — ТМ и одноковшовых — ТО, подъемников — ТП, конвейеров и питателей — ТК, ручных машин электрических — ИЭ, пневматических — ИП, вибраторов — ИВ и т. п. Цифровая часть индекса обычно означает техническую характеристику машины. После цифровой части в индекс могут быть включены дополнительные буквы, обозначающие порядковую модернизацию машины, вид ее специального климатического исполнения и т. п. |
![]() | Всеукраинское общественное объединение «Украинская ассоциация экономической кибернетики» | ![]() | Богомаз С. Л., заведующий кафедрой психологии учреждения образования «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» |
![]() | Фгбоу впо «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» | ![]() | Нии славяноведения и компаративистики Бердянского государственного педагогического университета |
![]() | Аветисова А. А. Основы предпринимательства. Опорный конспект. Донецк, Дон гуэт, 2003. – 195 с | ![]() | Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Костромской Государственный Технологический... |
![]() | «московский государственный технический университет гражданской авиации» (мгту га) | ![]() | Карагандинский государственный технический университет проводит региональную научно-практическую конференцию |
![]() | Конспект предназначен для самостоятельного изучения, подготовки к практическим занятиям и экзамену по экономической теории | ![]() | Совершенствование ассортиментной политики турфирмы путём разработки нового направления |