Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей»




НазваниеЛекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей»
страница1/7
Дата публикации03.08.2013
Размер0.92 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Спорт > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7
Лекция №1

Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции

1. Сертификация как подтверждение соответствия

Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг». Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.

К объектам сертификации относятся не только продукция, но и услуги, системы качества, персонал, рабочие места и др.

^ Оценка соответствия — прямое или косвенное опреде­ление соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер.

Сертификация — форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

^ Сертификат соответствия — документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.

^ Знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

^ Система сертификации — совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил, функционирования системы сертификации в целом.

Участниками сертификации могут выступать изготовители про­дукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).

Сертификация как процедура подтверждения соответствия на­правлена на достижение следующих целей:

  • удостоверение соответствия продукции, процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и ути­лизации работ, услуг или иных объектов техническим регла­ментам, стандартам, условиям договоров;

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-тех­нического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия может осуществляться в обязатель­ной (обязательной сертификации) и добровольной формах (добро­вольной сертификации).

^ Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) — подтверждение их безопас­ности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и пре­дотвращение причинения вреда имуществу потребителя Добровольная сертификация проводится по инициативе заявите­лей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтвержде­ния соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, тех­нических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации — обеспе­чение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требова­ниям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги)

В России в настоящее время преобладает обязательная серти­фикация, за рубежом — добровольная.

товар выдается сертификат соответствия — документ, системы сертификации.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе



а 6

Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а — знак соответствия при обязательной сертификации; б — знак соот­ветствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России
Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечиваю­щими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим фак­торам.

Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистра­ции в установленном порядке. Срок действия сертификата устанав­ливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98) определил не обязательность, а возможность подтверждения соответствия установленным требованиям в форме декларации о соответствии. Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией (он постоянно расширяется), по существу содержит малоопасные виды товаров: фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия, сахаристые кондитерские изделия, жиры животные пищевые, изделия макаронные и пр.

^ 2. Маркировка продовольственных товаров

Маркировка — текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар. В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую. Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, вкладыши, кольеретки, ярлыки, бирки, контрольные ленты и др. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки.

Порядок и правила маркировки отдельных видов товаров отра­жаются в нормативных документах. Общим для всех товаров явля­ется то, что в маркировке должны быть отражены:

  • сведения об изготовителях и предприятиях;

  • стандарты, которым соответствует товар;

  • информация о сертификации;

  • гарантии производителя;

  • срок годности товара;

  • его основные потребительские свойства: состав, масса, объем, калорийность, противопоказания к применению.

При маркировке товара на изделия и упаковку наносятся спе­циальные обозначения. Такими обозначениями, как правило, явля­ются товарный знак и знаки сопровождения.

Товарный знакофициально оформленное графическое изоб­ражение, оригинальное название, особое сочетание цифр, букв или слов, которое наносится на товар предприятием (фирмой) и охра­няется законом.

Товарные знаки играют важную роль в конкурентной борьбе, так как многие покупатели приобретают товар определенных предпри­ятий, ориентируясь на товарные (фирменные) знаки. Существует три основных типа обозначения этих знаков:

  • фирменное имя — слово, буква, группа слов или букв, кото­рые могут быть произнесены;

  • фирменный знак — символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение;

  • торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, товар­ный образ или их сочетание, официально зарегистрирован­ные в Международном реестре и защищенные юридически, на что указывает знак R, размещаемый рядом с товарным зна­ком. Если товарный знак является собственностью фирмы, то он может иметь знак С.

По степени значимости и престижности можно выделить товар­ные (фирменные) знаки: обыкновенные и престижные.

Обыкновенные фирменные знаки разрабатываются владельцем или специальными дизайнерами с регистрацией или без.

Престижные знаки присваиваются фирмам, предприятиям за их особые заслуги перед государством. В ряде зарубежных стран пре­стижные знаки (эмблемы) присуждаются как премии и фирма-лау­реат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих деловых документах, материалах, товарах.

В России до недавнего времени престижных знаков не было. Но в 1997 г. на государственном уровне было разработано Положение о программе «Сто лучших товаров России», позднее был объявлен кон­курс премии Правительства Российской Федерации; действует про­грамма «Российская марка». На основании этих программ был объявлен ежегодный конкурс среди отечественных производителей с присвоением победителям знака разной степени (рис. 2).

С 1999 г. в нашей стране проводится конкурс «Российская мар­ка» с присвоением призерам престижных знаков:

  • золотой знак «Российская марка»;

  • серебряный знак «Российская марка»;

  • бронзовый знак «Российская марка».


  • Россия уже имеет официально запатентованный товарный знак «III тысячелетие», который выдается лауреатам выставок-конкурсов на основе соглашения. Логическим завершением акции станет созда­ние сети магазинов «Товары третьего тысячелетия» — с товарами, мар­кированными «Знаком качества XXI века».

  • Предприятия, награжденные почетным знаком той или иной степени (золотым, серебряным, бронзовым), имеют право в тече­ние полутора лет бесплатно размещать его на своей продукции. По истечении этого срока фирма (предприятие) или подтверждает знак, или лишается престижной награды.

  • Знаки сопровождения (предупредительные) предназначены для обеспечения безопасности потребителя, окружающей среды и ин­формирования об опасных свойствах веществ, материалов или дей­ствий по предупреждению опасности.

^ 3. Штриховое кодирование товаров

Штриховой код (ШК) — знак, предназначенный для автомати­зированных идентификаций и учета информации о товаре, закоди­рованной в виде цифр и штрихов.

Необходимость внедрения ШК возникла в связи с развитием ин­формационной технологии, широким внедрением ЭВМ в сферу про­изводства и торговли. В результате появилась возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки и продажи товаров ус­корить товародвижение и упростить документальное оформление то­варов на разных его этапах. Ручное заполнение документов, поиски нужных товаров на складе требуют больших затрат времени и труда, причем при выполнении этих операций возможны ошибки.

Штриховые коды делятся на два вида: европейский — EAN и американский — UPC. Внешнее отличие кода UPC от кода EAN состоит в том, что в коде UPC первая и последняя цифры чуть меньше ос­тальных, кроме того, последняя стоит за «зеброй», как бы на отлете.

В системе EAN может использоваться код, состоящий из штри­хов и 13 или 8 цифр. EAN-8 используется для маркировки упаковки и(или) товаров небольшого размера; EAN-13 наносится на любые упаковки и (или) товары, если позволяет площадь. EAN-14 приме­няется только для транспортной упаковки.

Подлинность товара можно определить после вычисления кон­трольной цифры штрихового кода. Расчет производится следующим образом:

  1. Сложить цифры штрихового кода, стоящие на четных местах (7290000494616): 2 + 0 + 0 + 4 + 4+1 = 11.

  2. Полученную сумму умножить на 3: 11 х 3 = 33.

  3. Сложить числа, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 7 + 9 + 0 + 0 + 9 + 6 = 31.

  4. Сложить числа, подсчитанные в пунктах 2 и 3: 33 + 31 = 64.

  5. От полученной суммы отбросить десятки: получается 4.

6. Из 10 вычесть цифру, полученную в пункте 5:10 — 4 = 6.
Если полученная после расчета (в пункте 6) цифра не совпадает

с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произ­веден незаконно и его качество не гарантируется. С января 1993 г. штриховой код должен наноситься на все товары, поступающие в Европу. Цена товара, выпущенного на рынок без штрихового кода, снижается на 3—15% его стоимости.

GS1 – глобальная международная система товарной нумерации, образованная в 1977г. На основе Европейской и Североамериканской ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система объединяет 108 Национальных организаций из 110 стран.

QR-код – разновидность матричного кода, созданного Японской корпорацией в 1994г. Очень распространены в Японии. Их можно найти на газетах, журналах, продуктах питания

Лекция №2

Ассортимент и характеристика основных групп продовольственных продуктов

^ Классификация продовольственных товаров — это распределение их на группы или классы по общим и наиболее характерным при­знакам. В основу классификации могут быть положены различные признаки: происхождение товаров, их химический состав, назначе­ние и т. д. В связи с этим существуют различные классификации продовольственных товаров, однако ни одна из них не является об­щепринятой.

^ По учебной классификации все продовольственные товары под­разделяют на следующие группы:

зерномучные — крупа, мука, макаронные и хлебобулочные изделия;

  • плодоовощные и грибы;

  • вкусовые товары — чай, кофе, пряности, приправы, алко­гольные, слабоалкогольные, безалкогольные напитки, та­бак и табачные изделия;

  • крахмал, сахар, мед и кондитерские изделия — фруктово-ягодные изделия, карамель, конфеты, шоколад, ка­као-порошок, халва, мучные изделия, восточные сладос­ти;

  • молочные товары — молоко, сливки, кисломолочные про­дукты, масло коровье, сыры, молочные консервы;

  • пищевые жиры — растительные масла, жиры животные, маргарин, жиры кулинарные;

  • мясные товары — мясо всех видов убойных животных, домашней птицы, субпродукты, полуфабрикаты, колбас­ные изделия, копчености, кулинарные изделия, консервы;

  • яйца и яичные товары — яйца, сухой яичный порошок и пр.;

  • рыба и рыбные товары — рыба живая, охлажденная, мо­роженая, соленая, сушеная, вяленая, копченая, икра, кули­нарные изделия и полуфабрикаты, рыбные консервы и пре­сервы.

Согласно торговой классификации различают плодоовощные, чай, кофе, соки, воды, винно-водочные, мясные, рыбные, мо­лочные, табачные изделия. Кроме того, в торговле продоволь­ственными товарами условно выделяют бакалейную и гастрономическую группы. В бакалейную группу входят: крупа, мука, макаронные изделия, чай, кофе, соль, сахар, растительное масло, пряности и другие товары. В гастрономическую, как пра­вило, включают продукты, готовые к употреблению: колбасы, мясная'гастрономия, рыба копченая, вяленая, балычные изделия (рыбная гастрономия), масло, сметана, сыры (молочная гастро­номия) и консервы.

Продовольственные товары кроме подразделения на основ­ные группы делят также на виды, а большинство - и на сорта. ^ Вид продукта определяется происхождением или особен­ностями приготовления. Сорт товара зависит от его качества в соответствии с требованиями стандарта. Например, кофе в зависимости от происхождения может быть следующих ви­дов: аравийский, колумбийский, бразильский и др., а каждый из этих видов может быть отнесен к высшему или первому товарному сорту; колбасы в зависимости от способа термиче­ской обработки сырья делят на вареные, полукопченые, коп­ченые, а в зависимости от качества сырья вареные полукоп­ченые колбасы подразделяются на высший, 1, 2 и 3-й сорта, копченые - только на высший и 1-й товарные сорта..

Для ряда товаров (плоды, овощи, зерно, рыба) в товароведении использована классификация, принятая в биологии. Например, рыбу подразделяют на семейства, роды, виды; зерно — на виды, разно­видности, сорта.

В отличие от сортов товарных, природные сорта сгруппированы по ботаническим признакам и имеют определенные названия. Так, природные сорта плодов называют помологическими; вино­града — ампелографическими; овощей — хозяйственно-ботаническими.

В зависимости от назначения пищевые продукты подразделяются на следующие группы:

  1. Продукты массового потребления, выработанные по тради­ционной технологии и предназначенные для питания основ­ных групп населения.

  2. Лечебные (диетические) и лечебно-профилактические про­дукты — специально созданные для профилактического и лечебного питания (витаминизированные, низкожировые, низкокалорийные, с повышенным содержанием пищевых волокон, уменьшенным количеством сахара и т. д.).

  3. Продукты детского питания — специально созданные для питания здоровых и больных детей до трехлетнего возраста.

В торговле некоторые продовольственные товары условно объе­диняют в бакалейные и гастрономические. К бакалейным отно­сят муку, крупу, крахмал, сахар, макаронные изделия, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, соль, дрожжи, растительные масла, уксус, пряности. К гастрономическим относятся пре­имущественно готовые к употреблению товары — колбасы, мясные копчености, копченую рыбу, мясные и рыбные консервы, сыры, ко­ровье масло, сгущенное молоко, молоко в бутылках и пакетах, ал­когольные напитки и некоторые приправы.

Ассортиментом называют набор (совокупность) товаров, объе­диненных по какому-либо признаку. Различают ассортимент про­мышленный и торговый. Промышленный ассортимент объединяет изделия, вырабатываемые на данном предприятии (ас­сортимент предприятия) или определенной отраслью промышлен­ности (ассортимент отрасли). Торговый ассортимент — это номенклатура товаров, реализуемых через оптовую и розничную сеть. Он подразделяется на ассортимент предприятия (магазина, базы) и ассортимент товарной группы (кондитерских, молочных, мясных и т. д. товаров).
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными...

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу «Сертификация»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности...

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconМетодическая разработка по теме 8 «Подтверждение соответствия продукции...
Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconСтатья 3 Закона о защите прав потребителей. Право потребителей на...
I закона о защите прав потребителей. Общие положения адвокат по гражданским делам

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей
Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее...

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconЗакон о защите прав потребителей Документы и комментарии Закон о...
Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным...

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconДисциплина: "Метрология, стандартизация и сертификация"
Базовые законы, лежащие в основе деятельности в области сертификации в Российской Федерации

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconДисциплина: "Метрология, стандартизация и сертификация"
Базовые законы, лежащие в основе деятельности в области сертификации в Российской Федерации

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» iconПолховская Т. М., Воробьева Г. Н., Ртищева Г. А. Стандартизация....
Учебное пособие предназначено для студентов 2 курса всех специальностей митхт и содержит общеобразовательный материал по стандартизации,...

Лекция №1 Введение. Принципы стандартизации и сертификации продукции Сертификация как подтверждение соответствия Сертификация в России начала проводиться в 1993 г в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» icon3. Виды, цели, принципы, объекты и субъекты оценки соответствия Оценка соответствия
К техническим нормативным правовым актам в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов