Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3




Скачать 349.95 Kb.
НазваниеГвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3
страница1/3
Дата публикации05.08.2013
Размер349.95 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Спорт > Лекция
  1   2   3
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

ГВУЗ «Национальный горный университет»

Кафедра аэрологии и охраны труда



Лекция №3
ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
по дисциплине: “Безопасность жизнедеятельности”

(для студентов всех специальностей)

Лектор – Шайхлисламова И.А.

Днепропетровск

2012

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ


  1. Техногенные опасности и их поражающие факторы по генезису и механизмом воздействия. Классификация, номенклатура и единицы измерения поражающих факторов физической и химической действия источников техногенных опасностей.

  2. Промышленные аварии, катастрофы и их последствия. Уровни производственных аварий в зависимости от их масштаба. Потери прочности, деформации, провалы и разрушения зданий и сооружений. Повреждения энергосистем, инженерных и технологических сетей.

  3. Опасные события на транспорте и аварии на транспортных коммуникациях. Требования к транспортировке опасных веществ. Маркировка опасных грузов с опасными веществами.

  4. Гидродинамические объекты и их назначение. Причины возникновения гидродинамических опасностей (аварий). Волна прорыва и ее поражающие факторы. Требования к развитию и размещения объектов гидродинамической опасности.

  5. Общие понятия об основах теории развития и прекращения горения. Этапы развития пожара. Зоны горения, теплового воздействия, задымления, токсичности. Опасные для человека факторы пожара. Взрыв. Факторы техногенных взрывов, приводящих к поражению людей, разрушения зданий, сооружений, технического оборудования и загрязнения окружающей среды. Классификация объектов по их пожаро взрывоопасности. Показатели пожаро взрывоопасности веществ и материалов. Законодательная база в области пожарной безопасности. Основы обеспечения пожарной безопасности предприятий, учреждений, организаций, Ответственность за нарушение (невыполнение) требований пожарной безопасности.

  6. Источники радиации и единицы ее измерения. Классификация радиационных аварий по характеру действия и масштабам. Фазы аварий и факторы радиационного воздействия на человека. Механизм действия ионизирующих излучений на ткани организма. Признаки радиационного поражения. Острое облучение. Хроническое облучение. Нормирование радиационной безопасности. Уровни вмешательства в случае радиационной аварии. Требования к развитию и размещения объектов атомной энергетики. Чернобыльская катастрофа: события, факты, цифры. Категории зон радиоактивно загрязненных территорий в результате аварии на ЧАЭС. Режимы защиты населения Защита помещений от проникновения радиоактивных веществ.

  7. Классификация опасных химических веществ по степени токсичности, способности к горению, воздействием на организм человека. Характеристика классов опасности по степени их воздействия на организм человека. Особенности загрязнения местности, воды, продовольствия в случае возникновения аварий с выбросом опасных химических веществ. Классификация субъектов и административно-территориальных единиц по химической опасности. Типология аварий на химически опасных объектах и требования к их размещению и развития. Защита помещений от проникновения токсичных аэрозолей. Организация дозиметрического и химического контроля.



^ ТЕХНОГЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Техногенные опасности и их поражающие факторы по генезису и механизму воздействия.
Техногенная опасность - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

К техногенным относятся чрезвычайные ситуации, происхождение которых связано с производственно-хозяйственной деятельностью человека на объектах техносферы. Как правило, техногенные ЧС возникают вследствие аварий, сопровождающихся самопроизвольным выходом в окружающее пространство вещества и (или)энергии.

Базовая классификация ЧС техногенного характера строится по типам и видам чрезвычайных событий, инициирующих ЧС:

  • транспортные аварии (катастрофы);

  • пожары, взрывы, угроза взрывов;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) ХОВ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

  • внезапное обрушение зданий, сооружений;

  • аварии на электроэнергетических системах;

  • аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

  • аварии на очистных сооружениях;

  • гидродинамические аварии.


^ 2. Промышленные аварии, катастрофы и их последствия.

Промышленная авария - повреждения, пожары, разрушения, уничтожение технических устройств или сооружений на промышленном объекте, происшедшие по конструктивным, производственным, технологическом или эксплуатационным причинам, а также по причине случайных и несанкционированных внешних воздействий, следствием которых могут быть человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и природной среде, значительные материальные потери.

Авария - это повреждение машины, станка, оборудования, здания, сооружения сопровождающееся нарушением производственного процесса и связанное с опасностью для человеческих жизней. Они могут произойти на коммунально-энергетических сетях, транспорте, промышленных предприятиях.

Катастрофа - это крупная авария с большими человеческими жертвами, т.е. событие с весьма трагическими последствиями. Различие между аварией и катастрофой заключается в тяжести последствий и наличии человеческих жертв.

В результате аварии на производстве возможны взрывы и пожары, а их последствия - это разрушение и повреждение зданий, сооружений, техники и оборудования, затопление территории, выход из строя линии связи, энергетических и коммунальных сетей.

Наиболее часты они на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ).

При взрывах ударная волна не только приводит к разрушениям, но и к человеческим жертвам. Степень и характер разрушений во многом зависят кроме мощности взрыва от технического состояния сооружений, характера застройки и рельефа местности.

Чаще всего взрывы происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина и других компонентов, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Взрывы возможны в жилых помещениях, когда люди забывают выключить газ, или на газопроводах при плохом контроле за их состоянием и несоблюдении требований техники безопасности в ходе их эксплуатации. К тяжелым последствиям приводят взрывы рудничного газа в шахтах, вызывающие пожары, обвалы, затопления подземными водами.

Большой материальный ущерб, а в ряде случаев и человеческие жертвы приносят внезапные обрушения зданий, мостов, других инженерных сооружений. Причины - ошибки при изыскании и проектировании, низкое качество строительных работ.

Пожары происходят всюду: на промышленных предприятиях, объектах сельского хозяйства, в учебных заведениях, детских дошкольных учреждениях, в жилых домах и др. Они возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химикаты, как скипидар, камфора, нафталин. В процессе горения поролона выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль хлопка, льна, пеньки.

При катастрофе и крупной аварии очень важно своевременно оповестить и организовать защиту рабочих и служащих, всего вблизи проживающего населения, которому угрожает опасность. Прежде всего необходимо организовать спасательные работы, оказать пострадавшим первую медицинскую помощь и доставить их в лечебные учреждения.

После разведки пораженных участков объекта организуется локализация и тушение пожаров, принимаются меры к предотвращению дальнейших разрушений. Отдельные конструкции, которые угрожают падением, обрушают или, наоборот, укрепляют, проводят неотложные работы на коммунально-энергетических сетях. При этом огромное значение имеет соблюдение требований безопасности. Например, запрещается без надобности ходить по завалам, входить в разрушенные здания, проводить работы вблизи сооружений, грозящих обрушением. Нельзя прикасаться к оголенным проводам и различным электрическим устройствам.

В результате аварии или катастрофы на объектах нефтяной, химической и газовой промышленности может произойти загазованность атмосферы, розлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей.

Наиболее опасны аварии на предприятиях, производящих, использующих или хранящих сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), взрыво- и огнеопасные вещества и материалы. К ним относятся:

  • предприятия химической и других родственных отраслей промышленности;

  • предприятия, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

  • водопроводные и очистные сооружения, на которых применяют хлор;

  • железнодорожные станции и тупики, где есть пути отстоя подвижного состава с СДЯВ;

  • склады и базы с запасами ядохимикатов.

При аварии с выбросом СДЯВ, вылившийся СДЯВ обильно орошают водой. В загазованных производственных помещениях немедленно включается аварийная вентиляция. Для уменьшения глубины распространения зараженного воздуха можно применять вертикальные водяные завесы. Такие завесы рассеивают облако паров СДЯВ, а также частично его нейтрализуют.

Очень опасными последствиями крупных аварий являются пожары и взрывы. Чаще всего взрываются находящиеся под высоким давлением котлы, баллоны, трубопроводы, угольная пыль и газ в шахтах, древесная пыль и пары лакокрасочных веществ на мебельных и деревообрабатывающих предприятиях. Последствия многих производственных аварий опасны не только для рабочих и служащих пострадавшего объекта, но и для близлежащих предприятий и жилых районов. Это надо учитывать при организации работ.

Наиболее характерными видами травм при авариях и катастрофах бывают ранения, ушибы, переломы костей, разрывы и раздавливание тканей, поражение электрическим током, ожоги, отравления.

Основными причинами производственных аварий и катастроф являются:

  • недостатки проектирования предприятий;

  • несоблюдение правил по технике безопасности;

  • отсутствие постоянного контроля за состоянием производства и особенно при использовании легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ;

  • нарушение технологии производства, правил эксплуатации оборудования, машин и механизмов;

  • низкая трудовая и производственная дисциплина;

  • возникновение аварии на соседних предприятиях или на энергетических и газовых сетях;

  • стихийные бедствия, вызывающие аварии.


Причины деформаций зданий и сооружений

Формами и видами отклонений (ухудшения) характеристик и показателей работоспособности и надежности сооружений являются: деформации, трещинообразования, осадки, коррозия, механические, физико-химические или биологические повреждения, потеря устойчивости, обрушения конструкций, аварии и катастрофы. Повреждения могут быть вызваны двумя группами причин:

  1. - внешние причины: неблагоприятные природно-климатические, инженерно-геологические условия; долговременные физические, химические, электрохимические, микробиологические процессы разрушения конструкций здания, вызывающие естественное "старение" строительных материалов и большой "физический" износ конструкций; стихийные явления (наводнения, землетрясения, пожары, провалы, обвалы, оползни и др.); неудовлетворительное качество эксплуатации объекта; ухудшение экологии окружающей среды;

  2. - внутренние причины: ошибки изыскателей при изучении инженерно­гидрогеологических условий строительной площадки; неблагоприятное расположение объекта вблизи водоемов, подземных выработок; ошибки конструктивного и технологического характера, допущенные при проектировании и производстве работ; неудовлетворительное качество строительных материалов или их износ и старение; ухудшение свойств грунтов в результате увлажнения глинистых, замачивания лессовых, оттаивания мерзлых грунтов, резкого повышения уровня подземных вод, технологических загрязнений основания; уплотнение грунтов оснований под воздействием нагрузок, передаваемых новыми зданиями и сооружениями; проведение строительных работ вблизи существующих зданий (разработка котлованов и траншей, прокладка подземных коммуникаций, транспортных тоннелей, динамические нагрузки от транспорта, при забивке свай, погружении шпунта и т.п.).

Значительное количество деформаций и аварийных состояний зданий связано с воздействием техногенных процессов, изменением влажностного режима работы подземных конструкций. Понижение уровня грунтовых вод (как и подтопление оснований) изменяет свойства грунта и вызывает его осадку, что приводит к деформациям, наклону, растрескиванию конструкций. В результате изменения влажностного режима и замачивания грунтов возможны: просадки, оползни, сели, выпор, растворение, размягчение связных грунтов, карст, засоление, коагуляция, набухание, выщелачивание, разуплотнение, разрыхление, разрушение структуры и др. процессы.

Причинами осадочных трещин могут быть: ошибки при изысканиях и в проекте (невыявленные плывуны, карстовые и просадочные породы и включения, проектирование под частью здания подвальных помещений): недостатки в подготовке основания (излишний выбор грунта в основании и плохое уплотнение вновь подсыпанного); вымывание основания при откачивании воды из котлована; недостатки при устройстве фундаментов (некачественный материал и непроектные конструкции фундаментов; смещение фундаментов с проектной оси; дополнительные нагрузки от достраиваемых зданий; пропуск или некачественное выполнение армирующих поясов и ростверков по верху фундаментов); недостатки при эксплуатации объектов (подтопление и вымывание основания атмосферными, бытовыми или технологическими водами); увлажнение грунта основания протечками трубопроводов инженерных систем; неправильное устройство подпорных стен или отсутствие их при отрывке котлованов и траншей радом с существующим зданием; откачка грунтовых вод при производстве работ вблизи возведенного здания; промерзание грунтов в подвалах при нарушении режима отопления.
^ 3. Опасные ситуации на транспорте и аварии на

транспортных коммуникациях.
Авария - это опасное событие техногенного характера, которое возникает на объекте, территории или акватории и создается угрозу для жизни и здоровья людей и приводит к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного процесса или наносит вред окружающей среде.

Катастрофа - это крупномасштабная авария, которая приводит к тяжелым последствиям для человека, животного и растительного мира, изменяя условия среды обитания.

Транспортом общего пользования ежегодно в Украине перевозится более 3 млрд. т грузов, в том числе большое количество опасных. 60% грузовых перевозок приходится на железнодорожный транспорт, 26% - на автомобильный и 14% - на речной и морской.

Большой опасностью для жизни и здоровья людей являются перевозки (до 15% от общего объема грузов) взрывоопасных, химических, радиоактивных, легковоспламеняющихся и других веществ.

Угроза возникновения аварий на транспорте возрастает в связи с сокращением обновления основных фондов всех видов транспорта, высокого уровня (50% и более) износа транспортных средств, использование транспортных средств, подлежащих списанию.

Особенно опасны аварии на железнодорожном транспорте, учитывая густую сеть железных дорог и большую плотность населенных пунктов Украины. При перевозках железнодорожным транспортом радиоактивных, ядовитых и сильнодействующих веществ и возникновении аварийных ситуаций это может привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды и опасного облучения людей, сельскохозяйственных животных, а при проникновении опасных химических веществ в окружающую среду - до химического заражения воздуха, почвы, воды и острого отравления населения и сельскохозяйственных животных. Очень опасная обстановка может сложиться при аварии на территории железнодорожной станции, так как вблизи станции находится застройка населенного пункта с высокой плотностью населения, сосредоточено большое количество вагонов с различными грузами и людьми.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconГвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №1
...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconНациональный горный университет
«Подземная разработка месторождений полезных ископаемых», специализация: 090301. 05 «Охрана труда в горном производстве»

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 icon1. Законодательная и нормативно-техническая основа охраны труда
Социально-экономическое значение охраны труда. Термины и определения в области охраны труда

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconУчебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов...
Учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны труда»,...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconПрактическая работа Служба охраны труда
Цель работы – ознакомиться с порядком создания службы охраны труда на предприятии, в организации или учреждении, с функциями и правами...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconПонятие охраны труда. Социально-экономическое значение охраны труда
Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда — это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconДолжностная инструкция
Российской Федерации, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, описывает обязанности командира по обеспечению...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconМетодические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный минерально-сырьевой...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconИнструкция по охране труда для проводника пассажирского вагона общие требования охраны труда
Мпс россии 20 ноября 2002 г. N пот ро 13153-цл-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда, эксплуатационной и...

Гвуз «Национальный горный университет» Кафедра аэрологии и охраны труда Лекция №3 iconДолжностная инструкция командира студенческого строительного отряда...
Российской Федерации, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, описывает обязанности командира по обеспечению...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов