«Логистика»




Название«Логистика»
страница1/7
Дата публикации06.08.2013
Размер1.07 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Спорт > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКий ГОСУДАРСТВЕННый УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра «Экономика и логистика на транспорте»


Конспект лекций

по дисциплине «Логистика»

Федоров Ю.В.

Самара, 2011

Содержание
Термины и определения логистики……………………………………………...3

Научная база логистики. Классификация моделей теории логистики……...10

Модели управления запасами…………………………………………………..11

Основная модель управления запасами………………………………………12

Многопродуктовая (статическая) модель с ограничениями на емкость складских помещений…………………………………………………………...13

Модель производственных поставок…………………………………………...14

Методы определения номенклатурных групп, метод ABC………………..….15

Метод XYZ……………………………………………………………………….17

Модель «точно в срок»………………………………………………………….19

Аналитическая модель «точно в срок»………………………………….……...19

Имитационные модели……………………………………………………...…...22

Модели выбора логистических посредников (ЛП)………………………..…..22

Контрактная логистика……………………………………………………..…...27

Транспортная логистика. Планирование маршрута доставки груза в смешанном сообщении на основе сетевого графика………………………….29

Логистические процедуры при организации транспортировки……………....41

Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта..............................................................................................................45

Должностная инструкция руководителя отдела логистики…………..............54

Список использованной литературы…………………………………………...60

^ Термины и определения логистики
Существует более 50 определений логистики. Приведем два наиболее часто цитируемые определения.

Логистика – это наука об управлении материальными и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками в экономической системе от места их зарождения до места потребления для достижения целей системы с оптимальными затратами ресурсов.

Логистика – процесс планирования, организации и контроля движения материальных потоков и сопутствующих им информации, финансов и сервиса с целью полного удовлетворения требований потребителей и с оптимальными затратами ресурсов. С позиций бизнеса логистика – инструмент интегрированного управления материальным потоком и связанными с ним информационными, финансовыми потоками и сервисом, способствующий достижению целей организации с оптимальными затратами.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные и сопутствующие им сервисные, информационные, финансовые потоки.

Поток – это совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале времени, измеряемая в абсолютных единицах за определенный промежуток времени. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный пункты, траектория и длина пути, промежуточные пункты; скорость и время движения.

^ Материальный поток – находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство, готовая продукция, к которым применяются логистические операции и функции.

Параметрами материального потока являются:

  • Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

  • Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

  • Весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

  • Физико-химические свойства;

  • Характеристики тары (упаковки);

  • Стоимостные характеристики и др.

Сервисный потокпоток услуг, выполняемых в логистической системе с целью удовлетворения потребностей как внешних, так и внутренних по отношению к организации потребителей.

^ Финансовый потокэто направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, сервисными и информационными потоками.

Информационный потокэто поток сообщений в устной, документной (в том числе и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку.

^ Логистическая система (ЛС)это сложная структурированная экономическая система, состоящая из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными, сервисными и сопутствующими им потоками.

^ Звено логистической системы это экономически-обособленный объект (подразделение компании или юридически самостоятельное предприятие), выполняющий свою локальную цель, связанную с реализацией одного или нескольких видов логистической деятельности. Звенья одной ЛС объединены единым управлением логистическим процессом. Звеньями логистической системы являются поставщики, производители, потребители и логистические посредники. Промышленные или торговые предприятия часто называются центральной компанией, по отношению к которой первой и второй сторонами являются поставщики и потребители, а третьей стороной – логистические посредники.

Различают 3 вида ЛС:



ЛС принято разделять на микро и макрологистические.

Микрологистическими являются системы логистики промышленных, торговых, сервисных и других предприятий.

^ Макрологистические системыэто районные, городские, региональные, национальные, международные системы, а также отраслевые, ведомственные, межотраслевые ЛС.

В процессе логистической деятельности выполняются действия, приводящие к изменению параметров потоков и не подлежащие декомпозиции в рамках поставленных задач управления, которые принято называть логистическими операциями (ЛО). Примером ЛО являются: погрузка, разгрузка, перевозка, консолидация, хранение, разукрупнение, прием и передача заказа, расчеты с поставщиками, посредниками и потребителями и т.д.

^ Логистическая функция (ЛФ)- совокупность ЛО, выделенная с целью повышения эффективности и степени управляемости логистики предприятия. ЛФ являются управление процедурами заказов, транспортировка, управление запасами, закупка материальных ресурсов для производственной деятельности, поддержка возврата продукции, складирование, грузопереработка и др.
Таблица 1.1.Цели и задачи областей логистики и выполнения ЛФ.


^ Наименование ЛФ или области логистики

Цели, задачи

Функциональная область – снабжение

Цель: удовлетворение потребности производства в материальных ресурсах с максимально возможной эффективностью.

Задачи: определение потребности в материальных ресурсах; исследование рынка закупок; оценка и выбор поставщиков; осуществление закупок; контроль и оценка выполнения закупок; подготовка бюджета закупок.


Функциональная область- распределение (распределительная логистика, сбытовая логистика, дистрибуция и физическое распределение)

Цель: интегрированное управление ЛФ и операциями продвижения готовой продукции и сопутствующим сервисом от производителей и оптовых торговых компаний до конечных или промежуточных производителей.

^ Задачи на микроуровне: организация получения и обработки заказа; выбор вида упаковки, комплектация; организация послереализационного обслуживания.

Задачи на макроуровне: выбор и построение распределительной системы (каналов распространения); определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории; определение оптимального расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории.

Функциональная область – управление производственными процедурами (операциями)

^ Цель: обеспечение логистической поддержки управления производственными процедурами.

Задачи: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции (ГП); оперативное управление технологическими процессами производства; всеобщий контроль качества, поддержание стандартов и соответствующего сервиса; стратегическое и оперативное планирование поставок материальных ресурсов (МР); организация внутрипроизводственного складского хозяйства; прогнозирование, планирование и нормирование расходов МР в производстве; организация внутрипроизводственного технологического транспорта; управление запасами МР, незавершенного производства (НП), ГП на всех уровнях; физическое распределение МР и ГП (внутрипроизводственное).


Логистическая функция- складирование

Цель: охватывает процессы формирования складской сети, эффективного функционирования складского хозяйства и управления логистическим процессом на складе.

Задачи:

  • Выбор вида склада, расчет мощности склада

  • Выбор системы складирования

  • Выращивание спроса и предложения в снабжении и распределении

  • Унитизация (объединение), разъединение и транспортировка грузов

  • Организация и обеспечение



  • управления логистическим процессом на складе

  • Организация хранения и грузопереработки на складе и др.

Логистическая функция- управление запасами

Цель: Служит для согласования зачастую противоположных целей различных сфер бизнеса фирмы по отношению к запасам.

Задачи:

  • Экономия на закупках (за счет скидок)

  • Сокращение затрат на транспортировку

  • Поддержка непрерывности производства и распределения

  • Учет сезонных колебаний спроса

  • Улучшение качества логистического сервиса

  • другие

Логистическая функция – транспортировка

Цель: Совокупность процессов погрузки- разгрузки, экспедирования и других логистических операций.

Задачи:

  • обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем складирования

  • создание транспортных систем (в том числе транспортных коридоров и цепей)

  • обеспечение технологического единства транспортно-складского хозяйства

  • совместное планирование производственного, транспортного и складского процессов,

  • выбор вида транспортного средства (ТС)

  • выбор типа (ТС)

  • определение рациональной



  • маркетинговой доставки

  • выбор перевозчика и экспедитора

Логистическая цепь (ЛЦ)- упорядоченное множество звеньев ЛС (производителей, дистрибьюторов, складов общего пользования и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению материального или сервисного потока от одной ЛС до другой (в случае производственного потребления) или до конечного потребления.

ЛЦ анализируются и проектируются внутри функциональных областей логистики. В снабжении ЛЦ связывает поставщика материалов и производителя продукции, в распределении - производителя продукции и потребителя, в производстве формируется ЛЦ по доведению материального потока со склада материалов и комплектующих до склада готовой продукции. Для любой функциональной области логистики исходным параметром формирования ЛЦ является заказ потребителя. Примеры ЛЦ для разных функциональных областей логистики предприятия:

А) ЛЦ для области логистики- снабжения:



Б) ЛЦ для области логистики- распределения:

^ Основное правило логистики - обеспечить товар необходимого качества в необходимом количестве в установленное время в нужном месте конкретному потребителю с требуемым уровнем затрат.

^ Цель логиста - организовать весь маршрут продвижения заказа, таким образом чтобы были минимальные затраты в каждом звене логистической цепи.

Логист - профессиональный «скряга», который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает не над тем как заработать, а над тем как сэкономить.

^ Логистический канал (ЛК)- упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающей в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков до конечных потребителей, а также сопутствующей сервис.

Пример: ЛК для распределения потребительских товаров

Признаками выделения ЛК являются характеристики конкретного продукта и (или) ассортимента, сегмент рынка, промышленная (транспортная) упаковка, вид и размер грузовой единицы.

ЛЦ и ЛК являются составными частями логистической сети.

^ Логистическая сеть (ЛС) - полное множество звеньев логистической системы, взаимосвязанных по основным и сопутствующим потокам в единых рамках.

Одним из основных понятий, необходимых для интегрированного рассмотрения операций снабжения, производства и распределения, является логистический цикл (цикл выполнения заказа или функциональный цикл), под которым понимается промежуток времени между подачей заказа и доставкой заказанной продукции или сервиса конечному потребителю. Логистический цикл, как правило, включает время передачи, обработки, размещения, производства и (или) комплектования, транспортировки заказа и время приема товара потребителем. Каждый из этих этапов требует затрат времени. Длительность этапов и общая продолжительность логистического цикла могут иметь временные отклонения.

^ Научная база логистики. Классификация моделей теории логистики
В качестве основного инструментария теории логистики используются знания из следующих научных дисциплин:

  1. математики (теория вероятности, математическая статистика, теория случайных процессов, факторный анализ);

  2. исследования операций (линейное программирование, нелинейное программирование, теория игр, теория управления запасами, сетевое планирование и т.д.);

  3. технической кибернетики (теория больших систем и прогнозирования, теория управления информации, теория графов и т.д.);

  4. экономической кибернетики (теория оптимального планирования, маркетинг и оперативное планирование, управление проектами, экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.);

Существует несколько подходов к классификации моделей и методов теории логистики. Наиболее известные из них базируются на анализе конкретных моделей. Они описаны в производственной, закупочной, распределительной и других логистиках.

Модели логистики разделяются на 3 класса:

  1. методы и модели, предназначенные для решения задач в условиях определенности, без ограничений с внешней стороны;

  2. в условиях риска и неопределенности (без конкуренции);

  3. модели и методы решения логистических задач в условиях конкуренции.

Наибольшее распространение получили модели и методы 1 класса, к которым относятся:

  1. выбор логистических посредников (поставщика, перевозчика, экспедитора, типа транспортного средства);

  2. прогнозирование (количества сырья, готовой продукции и т.д.);

  3. метод АВС - определение номенклатурных групп;

  4. аддитивные временные модели «точно в срок»;

  5. детерминированные модели управления запасами;

  6. модели принятия решения типа «купить» или «сделать»;

  7. модели определения потребностей.

Особое место среди моделей логистики занимает 2 группа, включающая оптимизационные процедуры линейного программирования:

  1. задачи закрепления поставщиков и потребителей;

  2. задача коммивояжера;

  3. задача синтеза прогнозов.

К моделям (охватывающим 2 и более логистических функций) относятся:

  1. определение оптимальной величины заказа;

  2. алгоритмы управления запасами;

  3. формирование номенклатуры и ассортимента распределительных и торговых центров;

  4. управление номенклатурными запасами;

  5. выбор вида транспорта и способа перевозки.

Модели 2 класса также могут быть разделены на несколько видов. Для задач, связанных с выполнением отдельных логистических операций или функций могут применяться вероятностные оценки. Например, для оценки надежности, сохранности, стабильности выполнения договорных обязательств, определения весовых коэффициентов.

Оптимизация в условиях риска может быть произведена с помощью «Дерева решения». Для этого решения представляются в виде последовательностей, каждая из которых приводит к определенному результату (исходу). Расчет математического ожидания при известных вероятностях и результата (исхода), а затем их сравнение позволяют выбрать наилучшую альтернативу.

В условиях неопределенности наилучшее решение находят очень часто с помощью критериев Вальда, Севиджа, Гурвица.

Что касается принятия решения в условиях конкуренции, то модели и методы этого класса базируются на теории игр и пока широкого применения в логистике не нашли.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Логистика» iconКонтрольная работа по предмету логистика на тему "Современный рынок и логистика"
Эффективность логистического подхода управлению материальными потоками на предприятии

«Логистика» iconКитайская логистика
Скажу лишь только, что логистика включает в себя процесс управления запасами, транспортировки, складирования, упаковки, хранения...

«Логистика» iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Логистика и контроллинг»
«Логистика и контроллинг» для студентов специальностей 230201 «Информационные системы и технологии», 080801 «Прикладная информатика...

«Логистика» iconПрограмма бакалавриат Специальности 5В090900 Логистика, 5В091200...
Специальности – 5В090900 – Логистика, 5В091200 – Ресторанное дело и гостиничный бизнес

«Логистика» iconУправление проектами – высокоэффективный инструментарий преобразований...
Лапкина И. А., д э н., профессор, зав кафедрой «Системный анализ и логистика» онму

«Логистика» iconВопросы по дисциплине: «Логистика управления инновационными системами на транспорте»

«Логистика» iconРасписание занятий студентов 1-3 курса дневной формы обучения специальности «Логистика»
Расписание занятий студентов 1-3 курса дневной формы обучения специальности «Логистика» с 03. 06. 2013 по 08. 06. 2013 года

«Логистика» iconЛогистика наука об организации совместной деятельности всех функциональных...
Логистика наука об организации совместной деятельности всех функциональных подразделений предприятия по прохождению товарных потоков...

«Логистика» iconРасписание занятий студентов 4 курса дневной формы получения высшего...
Расписание занятий студентов 4 курса дневной формы получения высшего образования специальности «Логистика» с 02. 12. 2013 по 15....

«Логистика» iconТранспортная логистика
Формирование этапов управления автодорожным комплексом страны (логистический аспект) 9

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов