Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта»




НазваниеКонспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта»
страница1/7
Дата публикации07.08.2013
Размер0.97 Mb.
ТипКонспект
zadocs.ru > Спорт > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство науки и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С.П.Королёва – национальный исследовательский университет
(СГАУ)»

И.В.ПОТАПОВ


Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта»
Принятые сокращения
АД – аэродром

АК – авиакомпания

АП – аэропорт

АСУ – автоматизированная система управления

АТ – автомобильный транспорт

ВПП – взлетно-посадочная полоса

ВС – воздушное судно

ВТ – воздушный транспорт

ГА – гражданская авиация

ГО – грузооборот

ГП – газопровод

ГЭС – гидроэлектростанция

ДВС – двигатель внутреннего сгорания

ДО – движенческая операция

ДУ – двигательная установка

ЕГС – единая глубоководная система

ЕТС – единая транспортная система

ИКАО – Международная организация гражданской авиации

ЖТ – железнодорожный транспорт

ЛА – летательный аппарат

М – число Маха

МГП – магистральные газопроводы

МПС – министерство путей сообщения

МТ – морской транспорт

МФ – морской флот

НКО – начально-конечные операции

НП – нефтепровод

НПЗ – нефтеперерабатывающий завод

ОВД – организация воздушного движения

ОП – объем перевозок

ПО – пассажирооборот

ПРМ – погрузочно-разгрузочные механизмы

ПРР – погрузочно-разгрузочные работы

РТ – речной транспорт

СПК – судно на подводных крыльях

СПС – сеть путей сообщения

ТД – транспортная доступность

ТНП – транспорт необщего пользования

ТО – техническое обслуживание

ТОб – транспортная обеспеченность

ТОП – транспорт общего пользования

ТП – трубопровод

ТПК – технологический перегрузочный комплекс

ТРД – турбореактивный двигатель

ТТ – трубопроводный транспорт

УВД – управление воздушным движением

1 ВВЕДЕНИЕ

1.1 Значение транспорта

В современных условиях в жизни государства важную роль играет транспортная система, которая является одной из главнейших баз экономики.

Транспорт – отрасль народного хозяйства, имеющая своим назначением перевозку грузов и пассажиров.

Транспорт является как бы кровеносной системой, обеспечивающей жизнедеятельность рабочих органов общественного организма (отраслей промышленности и сельского хозяйства), доставляющей им сырье, оборудование, материалы и забирающей от них готовую продукцию.

Государственное значение транспорта проявляется в следующих аспектах:

1) экономический: транспорт – органическое звено любого производства и материальная база для разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, обмена и торговли; транспортные издержки во многом определяют себестоимость и цены товаров;

2) транспорт – средство в руках государства для решения внутренних проблем (подъем уровня жизни в целом по стране и в проблемных регионах);

3) внешнеполитический: транспорт – материальная основа для развития торговли с другими странами;

4) социальный: транспорт способствует облегчению физического труда на производстве и в быту; способствует сохранению здоровья (использование оздоровительных зон и природных ценностей близких и дальних районов);

5) культурный: транспорт способствует обмену произведениями искусства, доступности большинства научных и культурных центров (несмотря на все возрастающее значение телекоммуникаций);

6) военный: не только военные корабли, но и транспортные суда морского и речного флота всегда непосредственно используются в операциях; транспорт осуществляет работу по переброске войск, вооружений и т.п., по эвакуации; современные транспортные средства – органическая часть многих видов военного оружия.

Однако практически ни один вид транспорта (кроме АТ, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл доставки грузов и пассажиров «от двери до двери». Это возможно лишь при четком взаимодействии различных частей комплекса. Организация работы ЕТС – одновременно и задача и потребность. Единство транспортной системы России не означает ее обособленность от путей сообщения стран ближнего зарубежья, развитие и функционирование которых столетиями шло в комплексе.
^ 1.2 Определение ЕТС

До середины девяностых годов двадцатого века основой единства транспортной системы России считалась общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В результате реформ, акционирования и приватизации ситуация изменилась – упор делается на то, что не единство, а конкуренция (в т.ч. между видами транспорта) является движущей силой. Но единой схемы рынка не существует. Главное – конкретный конечный результат, т.е. эффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика, важнейшей частью которой является транспорт. Главным в единстве транспортной системы является не столько вид собственности, сколько интересы потребителей.

Существует несколько определений ЕТС, каждое из которых отражает определенные ее черты.

1) ^ ЕТС – совокупность различных видов транспорта страны, тесно и пла­но­мерно кооперирующих между собой в перевозочной работе.

2) ЕТС – совокупность путей сообщения, перевозочных средств, технических устройств и механизмов, средств управления и связи, обустройства всех видов транспорта, объединенных системой технологических, технических, информационных, правовых и экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение потребностей народного хозяйства в перевозке грузов и пассажиров.

3) ЕТС – совокупность эффективно взаимодействующих независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности видов транспорта (путей сообщения и транспортных средств с персоналом), обеспечивающих погрузочно-разгрузочные работы, перевозку людей и грузов в целях наилучшего удовлетворения спроса населения и грузовладельцев на транспортные услуги.

По вещественному содержанию ЕТС включает в себя:

- транспортную сеть всех видов транспорта;

- подвижной состав;

- всевозможные обслуживающие устройства и коммуникации (профилактические базы, ремонтные заводы, строительные организации и т.п.);

- научно-исследовательские и учебные заведения транспорта.

Таким образом, ЕТС – сложнейшая высокоразвитая отрасль народного хозяйства, основными признаками единства которой являются совокупность видов транспорта и кооперирование.

^ 1.3 Структурно-функциональная характеристика транспорта

1.3.1 Транспорт – система, состоящая из двух подсистем: ТОП и ТНП. Собственность в каждой части может быть любой (федеральной, муниципальной, частной).

ТОП – самостоятельная отрасль материального производства. Обслуживая сферу обращения, он обеспечивает связь между сферами производства и потребления. ТОП в соответствии с действующим законодательством обязан осуществлять перевозки грузов и пассажиров, кем бы эти перевозки не были предъявлены: предприятием, организацией, фирмой любой формы собственности или частным лицом.

ТНП выполняет перевозки внутри сферы производства, они являются внутрипроизводственными (технологическими).

ЕТС объединяет 6 общеизвестных видов транспорта, используемых для перевозок грузов и пассажиров:


Единая транспортная система

ТОП

ТНП

Железнодорожный

транспорт отраслей материального производства (промышленность, строительство, сельское хозяйство)

Автомобильный

Морской

транспорт организаций сферы обслуживания и управления

Речной (внутренний водный)

Воздушный

транспорт населенных пунктов (общественный и индивидуальный)

Трубопроводный


Суммарная длина железных дорог, принадлежащих предприятиям, больше суммарной длины общих железных дорог. Более половины судов РФ – ведомственные. К ТНП относятся и специальные транспортные средства (канатные, подвесные дороги, пневмотранспорт и т.п.).

1.3.2 Транспорт разделяется на магистральный и немагистральный. С одной стороны, магистральный транспорт – это синоним ТОП, немагистральный – синоним ТНП. С другой стороны, понятие «магистральный транспорт» используется для обозначения путей сообщения, связывающих крупные города страны или регионы. Ответвления от основных магистралей не считаются магистральными (хотя и относятся к ТОП), а считаются линиями местного значения.
1.3.3 По цели экономического анализа транспорт разделяют на:

универсальный (ЖТ, АТ, МТ, РТ, ВТ) и специальный (ТТ);

внутренний и внешний;

круглогодичный и сезонный (РТ).
^ 1.4 Понятия и определения

Понятие транспортный процесс применяется для обозначения целесообразного функционирования транспорта в рамках региона или страны по удовлетворению перевозочных потребностей государства. Его качество зависит от уровня техники, технологии, организации и управления. Это понятие – аналог термину «производственный процесс».

^ Средства транспорта условно делятся на постоянные средства (пути и дороги; стационарные сооружения с оборудованием) и подвижной состав.

Перевозочные средства – подвижной состав, трубопроводы, контейнеры, поддоны, одноразовая и многооборотная тара.

^ Подвижной состав – локомотивы, вагоны, суда, самолеты, вертолеты, дирижабли, автомобили, полуприцепы, прицепы, транспортные тракторы.

Технические устройства и механизмы – погрузочно-разгрузочные машины, конвейеры, бункера, пакетоформирующие машины и т.п.

^ Средства управления и связи – комплекс устройств, обеспечивающих сбор, хранение, переработку и передачу информации.

Обустройства всех видов транспорта – железнодорожные станции, вокзалы, аэропорты, пристани, гаражи, стоянки, доки, ремонтные мастерские и заводы, склады, погрузочно-разгрузочные пункты, компрессорные и насосные станции, станции технического обслуживания и т.п.

Длина сети путей сообщения в РФ (без морских путей) в настоящее время (тыс.км):

- железные дороги общего пользования – 88,

- подъездные пути промышленных предприятий – 95,

- внутренние водные – 101,

- газопроводы – 145,

- магистральные нефтепроводы – 65,

- воздушные линии – 800 (в т.ч. 200 – международные),

- автодороги с твердым покрытием – 750 (в т.ч. 463 – общего пользования).

^ Технология транспортного процесса определяет порядок исполнения соответствующих операций с указанием их продолжительности, последовательности или параллельности используемого оборудования, затрат материалов и труда.

Обычно понятие технологии применяется к отдельным подразделениям транспорта и их функциям (например, технология технического обслуживания транспортного средства, пути; технология производства грузовых работ на станции, в порту; технология обработки поезда на железнодорожной станции, судна в порту). Таким образом, технология транспортного процесса – понятие, отражающее наличие строго регламентированного порядка работы линейных транспортных предприятий при осуществлении ими перевозки грузов и пассажиров, включая те операции, которые проводятся на этапе подготовки средств транспорта к выполнению перевозок.

^ Организация транспортного процесса – комплекс принципиальных положений, методов и структурных схем, предусматривающих увязку деятельности отдельных звеньев транспорта при исполнении ими перевозочного процесса в границах более или менее крупных подразделений транспорта или сети в целом. Применительно к участкам или небольшим линиям она имеет название организация движения

Управление – сфера деятельности командного и руководящего состава транспорта, которая, в основном, заключается в контроле и обеспечении взаимодействия подразделений и служб на стадии подготовки и непосредственного осуществления транспортного процесса. На стадии подготовки транспортного процесса управление заключается в научно-техническом руководстве разработкой наиболее эффективных планов, выборе наилучших образцов техники, технологии и организации. На стадии осуществления транспортного процесса управление заключается в контроле и оперативном командовании всеми средствами и персоналом в рамках компетенции каждого звена или транспорта в целом для выполнения цели. Отметим, что различие между понятиями «организация» и «управление» аналогично различиям между понятиями «анатомия» (организация) и «физиология» (управление).

^ Перевозочный процесс включает три главных элемента:

1) начальная операция в пункте отправления:

- подача подвижного состава под погрузку,

- погрузка,

- вывоз загруженного подвижного состава от грузового фронта,

- документальное оформление перевозки,

- формирование транспортной единицы (речного, железнодорожного состава, автопоезда и пр.) т.п.

2) движенческая операция (перемещение объекта перевозки);

3) конечная операция в пункте назначения (включает в себя те же действия, что и начальная операция, но производимые в обратном порядке).

Первый и третий элементы называются начально-конечными операциями. Они составляют наиболее трудоемкую часть перевозочного процесса. Особенно велики затраты труда при осуществлении погрузки, выгрузки и перегрузки.

Для уменьшения трудозатрат при осуществлении НКО используются:

- механизация (краны, транспортеры, рольганги, авто- и электропогрузчики);

- самосвальный подвижной состав и опрокидыватели;

- эстакады для разгрузки сыпучих грузов силою тяжести;

- специальные перегрузочные комплексы и т.п.

Для характеристики степени механизации используется понятие «процент механизации» – отношение количества механизированных операций к общему количеству операций.

Только часть перевозок совершается универсальными видами транспорта без остановок или с небольшими остановками в пути. Часто требуются дополнительные операции:

- переформирование в пути следования автопоездов (перецепка тягачей);

- смена локомотивов и переформирование составов;

- догрузка судов в промежуточных портах и т.п.

В зависимости от количества участвующих в перевозке видов транспорта различают доставку в прямом сообщении и доставку в смешанном сообщении.

^ Доставка в прямом сообщении: перевозка осуществляется одним видом транспорта.

Доставка в смешанном сообщении: в перевозке участвуют несколько видов транспорта, при этом число перегрузок определяется не числом видов транспорта, а количеством смен.

Пусть доставка груза вначале осуществляется автомобильным, затем железнодорожным и затем вновь автомобильным транспортом. В лучшем случае минимальное число элементов при прямой перегрузке равно 7 (3 ДО и 4 НКО). Если не организовано прямой перегрузки, то в перевозочном процессе используется 9 элементов (3 ДО и 6 НКО).

Во многих случаях прямое сообщение оказывается более дорогим; для выбора наилучшего варианта необходимо просчитывать различные варианты и сравнивать. Но управление смешанным сообщением, естественно, более сложно.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconЭтика курс лекций (на основе книги: Этика (конспект лекций)
Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Аристотель. Никомахова этика. Сочинения: в 4-х т. Т. М.: Мысль,...

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине "инвестирование"
Конспект лекций по дисциплине «Инвестирование» для студентов экономических специальностей всех форм обучения Сост.: В. М. Гридасов...

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине «Делопроизводство»
Опорный конспект лекций по дисциплине «Делопроизводство» для студентов 2 курса (3 семестр) сгф для направления 101100. 62 «Гостиничное...

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Безопасность в чрезвычайных ситуациях и гражданская оборона. Конспект лекций. Рубцов Б. Н. М. Миит, 2001

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование»
Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02)

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование»
Конспект лекций по дисциплине «Публичное администрирование» (для студентов специальности 06. 05. 02)

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине “Каналообразующие устройства”, 2010 Перечень лекций
Тема №1 (4 часа) Назначение, основные параметры и состав каналообразующих устройств 5

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций лекция № Окружающая среда и здоровье
Не являясь альтернативой это пособие поможет успешно сдать экзамен по общей гигиене. Курс лекций будет полезен не только студентам,...

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций по дисциплине «Цветоводство с основами селекции и семеноводства»
К-64 Конспект лекций по дисциплине «Цветоводство с основами селекции и семеноводства» Тюмень, 2007

Конспект лекций по дисциплине «Общий курс транспорта» iconКонспект лекций для студентов направления 070104 «Морской и речной транспорт»
Конспект лекций рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «Судовождение» кгмту

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов