Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли»




НазваниеМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли»
страница1/5
Дата публикации10.08.2013
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
zadocs.ru > Спорт > Методические указания
  1   2   3   4   5
Казахская академия транспорта и коммуникаций

имени М.Тынышпаева

Методические указания к курсовой работе

по дисциплине «Системный анализ отрасли»

(для студентов специальности 5В050900 – Логистика (по отраслям)

Алматы - 2012

Казахская академия транспорта и коммуникаций

имени М.Тынышпаева
Кафедра «Логистика на транспорте»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной

и научной работе

_______________ М.Б.Имандосова

______“ ___________ 2012г.

Методические указания к курсовой работе

по дисциплине «Системный анализ отрасли»
(для студентов специальности 5В050900 – Логистика (по отраслям)

^ Алматы – 2012
Методические указания к курсовой работе составлены в соответствии с типовой учебной программой дисциплины обязательного компонента "Системный анализ отрасли" для студентов специальности бакалавриата 5В090900 - Логистика (по отраслям)
Рецензенты:

Сарбаев С.Ш. - д.т.н., профессор КазАТК;

Росляков М.Г. – к.т.н., профессор АТУ.

Автор: Блинцов С.М. - к.т.н., доцент кафедры «Логистика на транспорте»
В методических указаниях представлен алгоритм применения методик системного анализа для исследования предприятий отрасли, характеристику которых для целей исследования необходимо предварительно составить, а впоследствии определить направления их развития

Методические указания обсуждены и получили положительное решение на кафедре «Логистика на транспорте» (Протокол № 8 от «16» января 2012 года).

Методические указания рассмотрены и получили положительное заключение УМБФ «Организация перевозок и логистика» (Протокол № 5 от «31» января 2012 года)

Методические указания рекомендованы к изданию в открытой печати и использованию в учебном процессе на УМС академии (Протокол № от « » 2012 года).


© Казахская академия транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева, 2012 г.

© Блинцов Сергей Михайлович, 2012 г.

ВВЕДЕНИЕ
Роль курсовой работы в освоении дисциплины «Системный анализ отрасли» для направления «Логистика (по отраслям)» состоит в формировании и закреплении знаний и навыков применения комплекса методов системного анализа к исследованию производственных, информационных, хозяйственных, финансовых систем.

Курсовая работа имеет прикладную направленность.

Тематика курсовых работ по учебной дисциплине «Системный анализ отрасли» и методика их выполнения, отражённая в данных методических указаниях, обусловлена особенностями современного этапа развития соответствующей отрасли научного знания.

В научной и научно-практической литературе появляется всё больше сведений о применении системного анализа (СА) и теоретико-системной методологии при решении крупных исследовательских и прикладных задач. Систем­ный подход проникает в анализ рынков и логистических цепей, в менеджмент, в теорию и практику ценообразования, в управление информационными ресурсами и другими нематериальными активами. Он ориентирует бизнес и его исследователей на поиск неожиданных эффектов взаимодействия, которые становятся основой управленческих инноваций и конкурентных пре­имуществ.

Системный подход - мощный, но дорогостоящий и специфический исследовательский инструмент, который оправдывает себя в тех ситуациях, когда от других, подчас более строгих и точных, методических подходов невозможно ожидать ценного результата: не хватает данных, слишком многообразны и неустойчивы исследуемые связи, не вполне ясны цели управления. Использование системного подхода не по назначению не только удорожает исследования, но может иметь результатом менее достоверные и точные рекомендации в сравнении с подготовленными на основе альтернативных методов – например, математической статистики или исследования операций.

Чтобы системная методология применялась там, где следует, необхо­димо широкое распространение знаний о её возможностях и условиях приме­нения. Это обусловливает необходимость ознакомления с основами теории систем и системного анализа в рамках курса бакалавриата, в том числе при посредстве самостоятельного освоения имеющихся литературных источников в процессе написания курсовой работы. Методические указания к написанию курсовой работы содействуют решению данной задачи.

Студент, как правило, выбирает тему курсовой работы самостоятельно, учитывая требования настоящих методических указаний и ориентируясь на приведённую в п.1. примерную тематику.

.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Примерная тематика курсовых работ
Тема курсовой работы избирается студентом на основе нижеприведён­ного примерного перечня тем, либо самостоятельно по согласованию с руководителем (преподавателем, ведущим дисциплину). В качестве рекомендуемых студентам предлагаются нижеследующие темы курсовых работ.

1.Системный анализ предприятия воздушного транспорта.

2.Системный анализ предприятия автомобильного транспорта.

3.Системный анализ структуры логистического центра..

4.Системный анализ структуры интеграционных формирований с использованием формализма предикатов первого порядка.

5.Системный анализ структуры предприятия морского флота.

6.Системный анализ мотивации интеграционных формирований.

7.Системный анализ предприятия речного флота.

8.Системный анализ предприятия промышленного транспорта.

9.Системный анализ рынка транспортных услуг.

10.Системный анализ регионального транспортного рынка.

11.Системный анализ взаимоотношений транспортной организа­ции с бюджетом.

12.Системный анализ внешнеторговых отношений транспортного комплекса региона.

13.Системный анализ проблемы совершенствования математи­ческого обеспечения регионального транспортного комплекса.

14.Системный анализ проблемы совершенствования информа­ционных технологий управления вложениями в объекты транспорта.

15.Системный анализ инфор­мационных издержек на предприятии транспорта.

16. Системный анализ проблемы снижения из­держек на предприятии транспорта.
^ Структура и оформление курсовой работы

Объём курсовой работы, не считая библиографического списка и при­ложений, составляет не более 40 страниц рукописного текста, выполненного в соответствии с требованиями, изложенными ниже в разделе «Оформление курсовой работы». Рекомендуемый объём — 25…30 страниц (таблица 1).

Таблица 1.
Структура курсовой работы и объем отдельных ее разделов


№ п/п

Элемент структуры курсовой работы

Объём (пример­ный), страниц

1

Титульный лист

1

2

Введение

2

3

Глава 1

3-5

4

Глава 2

до 10

5

Глава 3

6-10

6

Глава 4

6 -10

8

Заключение/выводы и предложения

1-3

Итого

не более 40

Список использованной литературы

не менее 10 ис­точников

Приложения

по необходимости

Содержание

1-2


Примечание: В таблице 1 представлена типовая структура курсовой ра­боты. Все её части должны быть изложены в строгой логической последова­тельности, вытекать одна из другой и быть взаимосвязанными.

Курсовая работа пишется от руки на стандартных листах формата A4 (210×297 мм) с соблюдением полей:

слева — 30 мм;

справа — 10 мм;

сверху — 20 мм;

снизу — 25 мм.

Написанная работа либо переплетается, либо надёжно сшива­ется (скрепляется) и помещается в папку.

Нумерация страниц должна быть сквозной, включая приложения. Первым считается титульный лист, но на нём номер не ставится. Нумерация остальных страниц проставляется на расстоянии 15 мм от нижнего края лис­та по центру относительно полей.

На последней странице курсовой работы ставятся дата окончания ра­боты и подпись автора. Оставляется один чистый лист бумаги для рецензии, замечаний преподавателя
^ Цели и описание курсовой работы

Объектом исследования является предприятие, занятое в транспортной сфере.
Цели работы:
1. Овладение системными подходами к анализу сложных организационно-технических систем.
2. Рассмотрение методов формального описания сложных систем и оценка эффективности их функционирования.
3. Развитие навыков анализа организационной структуры системы управления предприятием.
4. Закрепление знаний и практических навыков анализа систем различных классов.

Требования к курсовой работе:
1) Выбрать микроэкономический объект анализа (фирма, предприятие, сфера обслуживания).

2) Построить макромодель объекта и элементов внешней среды, связанной с объектом. Установить положительные и отрицательные факторы внешнего воздействия объекта и внешней среды.
3) Определить целевую функцию системы микроэкономического объекта. Провести функциональное описание системы до 3 уровня иерархии.
4) Выполнить морфологическое описание рассматриваемой системы до 4 уровня иерархии. Дать характеристику элементов, связей, структуры и композиции.
5) Выполнить информационное описание системы до 3 уровня иерархии. Дать количественную и качественную характеристики информационных потоков. Построить граф информационного описания.
6) Сформулировать проблему развития объекта. Предложить пути реализации инновационной деятельности за счет изменения структуры, топологии, иерархии отношений, дерева функций, организации стратегического управления.
7) Сформулировать показатели качества и эффективности функционирования объекта.
8) Сделать выводы в заключении.


^ ВВЕДЕНИЕ РАБОТЫ
Во введении должны найти отражение все моменты, нашедшие отражение в данном разделе методических указаний.
Актуальность и цель курсовой работы формулируются в соответствии со сферой деятельности предприятия, заявленного в названии темы. Цель конкретизиру­ет тему, указывая, какой исследовательский результат ожидается достичь, выполнив курсовую работу. В данных методических указаниях под целью курсовой работы понимается только желаемый исследовательский резуль­тат. В таком же смысле следует использовать этот термин в курсовой работе.

Цель курсовой работы не следует смешивать с целями выполнения курсовой работы, которые могут быть следующими: «научиться применять такие-то методы», «изучить такие-то теоретические положения», «получить отличную оценку». Они характеризуют не исследовательский, а учебный ли­бо аттестационный результат. Именно эти цели определяют использование курсовой работы в учебном процессе подготовки бакалавров; но они лишь в малой степени определяют её конкретное содержание, потому упоминать их во введении не требуется.

Объект курсовой работы, как правило, ограничивает выполняемое ис­следование в пространстве. Например, в качестве объекта могут выступать предприятие (подразделение, объединение) или их совокупность, организация, рынок, объект инфраструктуры (в том числе информационной), транспортный комплекс или финансы региона, страны или группы стран. Объект исследования может быть идеальным — например, математи­ческая модель, класс или система моделей, формальный язык или группа языков, алгоритм или их совокупность, база или банк данных и т.п.

Предмет курсовой работы — совокупность процессов, явлений, отношений, закономерностей, связей, присущих исследуемому объекту и представляющих интерес с точки зрения цели исследования. Например, предметом курсовой работы могут быть структура системы или её специфическая разновидность (производственная структура, организационная структура, структура управ­ления, структура информационных ресурсов и др.), процессы обработки информации, инвестиционные процессы, отношения в трудовом коллективе, процессы подготовки и при­нятия решений, методика алгоритмизации и программирования определённых вычислительных задач и т.п.

Для достижения цели курсовой работы в ней должны быть поставлены и решены отдельные задачи. Задачи, в их совокупности, конкретизируют цель курсовой работы и разбивают процесс её достижения на отдельные взаимосвязанные этапы (рисунок1). Обычное число задач, решаемых в курсовой работе — от трёх до шести. При этом каждая глава курсовой работы содержит решение одной или нескольких задач, смотря по их сложности.

Примеры формулировки задач:

-опираясь на имеющиеся литературные источники, изучить научные ос­новы и прикладные методики классификации информационных ресурсов коммерческой организации по содержанию;

-разработать классификатор информационных ресурсов организации, предоставляющей услуги по управлению инвестиционными проектами клиентов;

-разработать алгоритмы определения показателей релевантности доку­мента каждой рубрике классификатора;

-разработать программное средство, реализующее человеко-машинную процедуру классификации информационных ресурсов исследуемого объекта.

.

^ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ
1.1 Макромодель объекта и элементов внешней среды


В качестве системы рассматривается микроэкономический объект-предприятие по продаже запчастей к транспортной технике «Lex».
Запчасти к транспортной технике – широкая номенклатура технических объектов для проведения всех видов ремонта и технического обслуживания подвижного состава и средств поддержания их в работоспособном состоянии.
Для качественной оценки предприятия необходимо построение дерева целей и функций предприятия.
Для построения дерева целей и функций необходимо определить:

внутреннюю структуру организации и её взаимосвязь с внешней средой.

Влияние внешней среды на данную систему очень велико. Оно исходит от правовых, политических, экономических, социальных, и других факторов. Внешняя среда состоит из действующего законодательства РК, состояние спроса на товар, поставщиков фирм производителей и т.п. Также косвенно влияет такой фактор, как степень развития IT-технологий и крупных производителей.
Внутреннее воздействие оказывают структура предприятия и уровень подготовки специалистов.
Информационные потоки исходят от:

крупных производителей;

органов государственной власти и органов местного самоуправления. В частности, налоговая служба.

Материальные потоки:

товары поставщиков;

реализация продукции;

поставка партий запчастей для юридических лиц.

Целевой функцией системы микроэкономического объекта
является повышение эффективности функционирования объекта (работы предприятия).

Показатели качества и эффективности функционирования объекта:

- действенность
- экономичность
- качество товара
- прибыльность (доходы/расходы)
- качество труда
- внедрение новшеств
Миссия, дерево целей и функций представляет собой упорядоченную иерархию целей и функций, выражающую их соподчиненность и внутреннюю взаимосвязь.

^ Миссией предприятия является качественное предоставление услуг по продаже запчастей клиентуре.
Дерево целей – иерархическая структура в виде графа (дерева), отражающего зависимость и соподчиненность основной и вспомогательных целей (подцелей). Главным принципом построения дерева целей является переход от глобальной цели к совокупности более мелких подцелей.
^ Основная цель. Предприятие функционирует за счёт своих средств, соответственно главной целью функционирования является получение прибыли.
Огромнейшее значение прибыли в развитии предприятия определяет необходимость непрерывного управления ею в целях роста эффективности хозяйственной деятельности. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений руководством предприятия по всем основным аспектам ее планирования, формирования, распределения и использования. Все управленческие решения, касающиеся прибыли, взаимосвязаны и оказывают влияние на конечные результаты деятельности предприятия.
Изменение прибыли связано с разностью между доходами и расходами. Если доходы растут быстрее расходов, прибыль, очевидно, возрастет, и наоборот, если рост расходов опережает рост доходов, то величина прибыли падает.
Подцели:
1. Соблюдение государственных нормативов коммерческой по реализации товара – это цели, определяемые вышестоящими системами.
2. Минимизация цены закупок в соотношении «цена – качество» – эти цели инициируются самой системой управления предприятием.
3. Расширение рынка сбыта – эта цель инициируется начальством предприятия.

4.Улучшение складских помещений и качества обслуживания – эти цели инициируются самой системой управления организацией.

Жизненный цикл дерева целей и функций определяется этапами управления закупкой и реализацией продукции:

1. Проведение маркетинговых исследований на предмет необходимость повышения объемов закупок и выявления их объёмов продаж

2. Распределение персонала и полезного пространства.

3. Контроль над соблюдением технологий обслуживания.

4. Организация удобной реализации товара.

5. Поддержка отечественного производителя.

Жизненный цикл системы реализуется при выполнении определенного набора функций, которые были сгруппированы в блоки, определяющие функциональный состав

внешнего воздействия объекта и внешней среды.
^ Положительные факторы:

Большое предложение на рынке производителей запчастей, а также множество посредников, таких как дилеры, маклеры и более крупные фирмы-посредники.

Товар пользуется большим спросом на рынке, т.к. без использования запчастей невозможно представить ни одно транспортное предприятие и частное лицо, владеющее автомобилем.

Возможность предприятия в относительно короткие сроки изменить ассортимент в случае снижения спроса на имеющийся в наличии товар, так как запчасти представляет собой довольно широкое понятие и включает в себя множество необходимых каждому хозяйствующему субъекту, связанному с транспортом современному человеку товаров.

^ Отрицательные факторы:

Налоговая служба изымает часть прибыли в соответствии с законодательством РК.

Высокий уровень конкуренции.

Специфическое влияние транспортных техники и технологий. (Рынок запчастей быстро развивается и появляется необходимость постоянного обновления продукции).

.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Системный анализ отрасли»
Методические указания предназначены для студентов специальности 5В090900 «Логистика (по отраслям)»

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Технология...
Производственные предприятия дорожно-строительных подразделений: методические указания к курсовой работе по дисциплине «Технология...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Основы конструирования...
Трюмные системы: методические указания к курсовой работе по дисциплине «основы конструирования устройств и систем» для студентов...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к курсовой работе Факультет: экономический
Разработка управленческих решений: Методические указания к курсовой работе. – Вологда: Вогту, 2004 – 18 с

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономика недвижимости»
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика недвижимости» для студентов дневной формы обучения специальности...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к курсовой работе по дисциплине «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
К. В. Батенин, канд эконом наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» хти – филиала кгту

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания разработаны на основании рабочих программ гоу...
Матыс Е. Г. Экономика отрасли: краткий конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности 270102...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания разработаны на основании рабочих программ гоу...
Матыс Е. Г. Экономика отрасли: краткий конспект лекций и методические указания к курсовой работе для студентов специальности 270102...

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по курсу «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов изучающих дисциплину «Экономика отрасли»

Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системный анализ отрасли» iconМетодические указания по выполнению курсового проекта. Программой дисциплины «Экономика отрасли»
Методические указания предназначены для оказания помощи студентам при выполнении курсового проекта по дисциплине «Экономика отрасли»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов