Оглавление введение 3




Скачать 322.23 Kb.
НазваниеОглавление введение 3
страница1/3
Дата публикации03.09.2013
Размер322.23 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Спорт > Документы
  1   2   3

Построение спортивной тренировки (на примере циклических видов спорта)


ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки 8
1.2. Современный опыт и практика. 13
ГЛАВА 2 Метод построения спортивной тренировки 16
2.1. Особенности современного этапа развития спорта 16
2.2. Тренировочный процесс 20
2.3. Формы построения тренировки 22
2.4.Циклические виды спорта 23
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 26
3.1. Годичный план тренировочной работы 26
ВЫВОДЫ 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Энциклопедический словарь дает следующее определение спорту: "спорт - это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений".
Только ли для проведения соревнований нужен спорт и физкультура? Спорт - это общественное явление, а физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная, прежде всего, на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека необходимых ему в повседневной жизни.
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Для поддержания здоровья человеку просто необходимо заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труд и отдых, закаливать свой организм. Кроме этого, необходимо психоэмоциональное равновесие. Под влиянием всестороннего воспитания, рациональной физической и интеллектуальной тренировки и общественно-полезной деятельности формируется гармонично развитая личность, основными чертами которой являются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Тренировка - это систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Также под тренировкой принято понимать педагогический процесс, который без ущерба для здоровья дает возможность достичь высоких результатов посредством овладения определенными специальными знаниями, подготовить организм к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности., планомерного систематического развития физических способностей, морально-волевых качеств и адаптации организма к условиям специфической деятельности мышц, связанной с занятиями спортом.
Учесть все эти факторы, создать необходимые условия физического развития общества в целом и каждого его члена в отдельности, добиваться высоких спортивных результатов призвана наука теория и методика спорта. Несмотря на накопленный опыт, для достижения спортсменами более высоких результатов, не теряют своей актуальности теоретико-методические подходы к программированию и построению тренировочного процесса.
Решая специфические задачи физического воспитания (по развитию физических способностей, укреплению здоровья, формированию двигательных навыков и т.д.) проблема построения спортивной тренировки привлекает все большее внимание. Она интересна, прежде всего, для практики спорта, поскольку спортивные достижения растут год от года и вопрос правильного, оптимального построения спортивной тренировки не теряет своей актуальности.
Тренировка - это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма ко все большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По своему содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Все это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении новыми вершинами спортивного мастерства.
Целью курсовой работы является изучение накопленного опыта по вопросу построения и программирования спортивной тренировки на примере циклических видов спорта (лыжный спорт), а также исследование факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов (в частности, выносливости).
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены формы построения тренировки, как способы упорядочения ее содержания, предусматривающие целесообразное использование нагрузок различной преимущественной направленности, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает требуемый тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсмена. При выполнении работы использованы разнообразные методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, непосредственное наблюдение и экспериментальная работа во время прохождения производственной практики в лыжной спортивной секции.
^ ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Построению спортивной тренировки в литературе уделено достаточно много внимания. В данной курсовой работе использованы в основном материалы книг Ю.В.Верхошанского "Программирование и организация тренировочного процесса", Арпада Чанади "Футбол. Тренировка.", Л.П.Матвеева "Проблема периодизации спортивной тренировки" и Г.В.Березина "Лыжный спорт".
О необходимости построения спортивной тренировки упоминается уже в древнегреческих источниках. Известно, например, что в эпоху расцвета олимпийских игр древности участники состязаний должны были пройти не менее чем десятимесячный период предварительной подготовки и затем еще месяц готовиться и проводить испытания на месте состязаний под руководством специальных лиц. Эти требования показывают, что значение достаточно продолжительной подготовки уже было определено.
В спортивно-методических пособиях конца XIX-начала XX вв. подготовка к состязаниям ограничивалась обычно 2-3 неделями. Например, в одном из распространенных в то время руководств по гребному спорту утверждалось, что квалифицированным спортсменам вполне достаточно 15-20 дней для достижения "такого совершенства, какого они только способны достигнуть".
Автор уверяет: "Пытались продолжить время этой тренировки до 5-6 недель, но всегда оказывалось, что... молодые люди скорее слабеют, чем укрепляются..."1.
Один из наиболее известных спортивных специалистов начала текущего столетия М. Мерфи в своей книге "Тренировка в легкой атлетике", опубликованной в 1913 г. пишет: "В отношении почти всех упражнений спортсмен должен употреблять от восьми до десяти недель для тренировки... Никто не должен заниматься тяжелой тренировкой в течение более длинного периода, чем указанный выше"2. Правда, Мерфи допускает для некоторых видов спорта (бег на средние и длинные дистанции) предварительную кроссовую тренировку, а также рекомендует легкоатлетам применять зимой некоторые специально-подготовительные упражнения.
Постепенно становилось очевидным, что нерегулярная и непродолжительная подготовка не в состоянии обеспечить ни высоких спортивных достижений, ни полноценных педагогических результатов занятий спортом. В литературу все настойчивее начинает проникать мысль о необходимости увеличить продолжительность спортивной тренировки. Особого внимания в этой связи заслуживает работа Б. А. Котова "Олимпийский спорт", опубликованная в 1916 -1917 гг. Она, по мнению Л.П. Матвеева, интересна во многих отношениях, и прежде всего тем, что автор, несмотря на отставание дореволюционной России в развитии спорта, сумел подняться значительно выше распространенных взглядов. Опираясь на прогрессивные тенденции отечественного и международного спортивного опыта, Б. А. Котов одним из первых высказался за непрерывность и этапность тренировочного процесса. Всю тренировку автор подразделяет на три главных периода: "общую тренировку", "подготовительную" и "специальную".
Общая тренировка заключалась "в развитии дыхательных органов и укреплении мускулов человека". Определенных сроков для нее не устанавливалось.
Подготовительная тренировка (6-8 недель и больше) отводилась главным образом для развития силы и выносливости ("выдержки") на основе занятий разнообразными упражнениями.
Специальная тренировка предусматривала подготовку в отдельных упражнениях до совершенства. Она подразделена на две части: предварительную (порядка четырех недель) и основную тренировку (также обычно четыре недели, иногда больше). Здесь общая тренировка представляет начальную ступень для новичка, подводящую его к занятиям спортом. Б. А. Котов решает задачу непрерывности тренировки в соответствии с возможностями теории и практики своего времени. Он не столько за круглогодичную спортивную специализацию, сколько за непрерывные занятия в году путем сочетания "летних" и "зимних" видов спорта и применения в "межсезонье" некоторых специально-подготовительных упражнений. Требование совмещать занятия различными видами спорта сыграло для своего времени, безусловно, положительную роль. Б. А. Котов выступил против широко распространенной практики игнорирования всесторонней подготовки, за внедрение непрерывных занятий спортом.
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки
За рубежом. В период 20-30-х годов текущего столетия происходят значительные сдвиги как в теории, так и в практике спорта. В зарубежной литературе этих лет наиболее полное представление по вопросам построения спортивной тренировки отражено у европейских авторов, причем главным образом по легкой атлетике. Более полно эти взгляды изложены в капитальном руководстве "Атлетика", опубликованном в 1930 г. Оно явилось результатом сотрудничества группы виднейших специалистов различных стран Европы.
Автор раздела общих основ тренировки Лаури Пикала (Финляндия) формулирует ряд принципов, которые распространяет как на весь процесс многолетних занятий спортом, так и на построение ежегодной тренировки:
1. Тренировочный процесс должен быть подчинен определенному чередованию работы и отдыха. В связи с этим Пикала намечает волнообразные колебания нагрузок в течение отдельных занятий, тренировочных недель, месяцев и года.
2. Количество (объем) тренировочной работы необходимо постепенно уменьшать, а "остроту" (напряженность) ее увеличивать. От большой, продолжительной, "потогонной" работы к относительно небольшим по объему, но "острым" нагрузкам.
3. Необходимо также идти от широкой общей физической подготовки к специальной тренировке. Л. Пикала выделяет в годичном плане тренировки (для взрослого квалифицированного спортсмена) четыре отрезка (периода): предварительный, весенний, летний период тренировки и период осенне-зимнего отдыха.
Предварительная тренировка направлена главным образом на подготовку внутренних органов; вместе с тем здесь предусматриваются специально-подготовительные гимнастические упражнения, специфичные для избранного вида спорта. Главная задача весенней тренировки-"овладение стилем" (т. е. техникой) избранного вида спорта. В летней тренировке предусматривается достижение высшей тренированности и участие в состязаниях. Важнейшим условием предупреждения перетренированности Пикала считает волнообразные изменения нагрузок и чередование их с кратковременным отдыхом.
Осенне-зимний период, как его понимает автор, трудно назвать периодом тренировки. Это скорее "тренировочная пауза" в 3-4 месяца. Четыре-шесть недель из этого времени отводится для полного отдыха; затем спортсмен переключается на легкие, "развлекательные" занятия туризмом, футболом или другими упражнениями.
У Пикала чувствуется стремление не допускать длительных перерывов в тренировочном процессе.
У Манга наметился новый методический путь, при котором задачи различных видов подготовки спортсмена (физической и технической, общей и специальной) решаются не поочередно, а параллельно.
Изложенные взгляды на построение спортивной тренировки получили распространение не только в легкой атлетике, но также и в лыжном спорте (ряд скандинавских специалистов, в Германии Г. Доноп, К. Зеегер, и др.), в плавании (Саито Тахакира и др.), футболе (М. Бэниен и др.) и в других видах спорта.
Периодизация тренировки легкоатлетов выглядит, по Дайсону, следующим образом:
1. "Внесоревновательное время" (сентябрь-март), когда проводится подготовительная работа средствами кроссов, гимнастических упражнений в зале и др.
2. "Предсоревпонательное время" (март) - начало специальной подготовки.
3. "Ранний сезон" (апрель) - наиболее напряженная специальная подготовка.
4. "Средний соревновательный сезон" (май-середина июня) -снижение напряженности тренировки, приобретение "высшей спортивной формы".
5. "Главное соревновательное время" (середина июня и июля).
6. "Позднесоревновательное время" (середина июля - конец августа").
В последующие годы в Англии появляется сразу несколько спортивных руководств, где тренировочный процесс представлен также в виде круглогодичного цикла, но цикл уже делится на 3-4 периода, причем в определенные периоды предусмотрены ежедневные и даже двукратные занятия в день (Ф. Стампфл, С. Дункан, К. Боун, Д. Питерс и др.,).
Американская спортивная тренировка (Бреснаан и Татл) рекомендует для легкоатлетов следующую периодизацию:
1. "Предварительный сезон"-с 15 марта по 1 апреля (сроки указаны для восточных и центральных зон США).
2. "Ранний сезон"-2-15 апреля.
3. "Средний сезон"-16 апреля-15 мая.
4. "Поздний сезон" - 15 мая - 17 июня. Остальное время года отводится для активного отдыха и занятий "дополнительными" видами спорта (различные спортивные игры и т. д.). Однако ряд американских специалистов, не без влияния зарубежного опыта, все определеннее планирует это время как период специализированной тренировки, включая его, таким образом, в тренировочный цикл (под названием "кондиционной" тренировки). Наряду с этим в американской спортивной практике широко используются "сдвоенные" циклы тренировки, которые приурочены к двум спортивным "сезонам" в году: зимне-весеннему ("сезон в закрытых помещениях") и летнему ("сезон на открытом воздухе"). Они находят применение у легкоатлетов, пловцов (Р. Кифут), и в других видах спорта.
По данным исследованной литературы нельзя говорить о каких-либо оформленных теориях построения спортивной тренировки.
Исключением является работа по общим основам теории и методики спорта, опубликованная в 1959-1960 гг. группой австрийских специалистов (Л. Прокоп, Ф. Рёсснер и др.), В этом произведении предпринята интересная попытка истолковать ритмические колебания тренировочных нагрузок с точки зрения адаптационной теории Селье (Л. Прокоп). В основу же периодизации тренировочного процесса положено представление о наличии в нем "конструктивных" фаз и фазы использования приобретенных спортивных возможностей (Ф. Рёсснер).
В развитии зарубежного спорта, особенно в социалистических странах, широко использовались и продолжают использоваться достижения советской теории и методики спортивной тренировки.
Крупный шаг в развитии отечественной теории и методики спортивной тренировки связан с именами В. В. Гориневского и Г. К. Бирзина.
"Научные основы тренировки" В. В. Гориневского были основополагающими в смысле подхода к спортивной тренировке как многогранному педагогическому процессу, имеющему свои специфические закономерности. В. В. Гориневский решительно выступил против спортивного "универсализма". "Нельзя,-писал он,-быть спортивным универсалом, т. е. любить и отдаваться всем видам спорта без разбора. Такая универсальность- дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине" Вместе с тем В. В. Гориневский с прозорливостью большого ученого не противопоставляет специализацию всестороннему развитию, а устанавливает связь между ними. Гармоническое всестороннее развитие спортсмена он считает обязательным условием спортивной специализации.
В работе Г. К. Бирзина "Сущность тренировки" ярко выражено стремление рассматривать тренировочный процесс с точки зрения закономерностей развития организма спортсмена. Автор обосновывает необходимость постепенного увеличения тренировочных нагрузок, опираясь на "закон оптимальной силы раздражителя", и критикует в связи с этим распространенные взгляды на утомление, как на физиологически "вредное" явление. Г. К. Бирзин намечает также пути рационального чередования нагрузок и отдыха, говорит о необходимости всестороннего развития, как основы спортивного совершенствования. Он выделил двухэтапность подготовки к соревнованиям, переход от общей подготовки к специальной, сочетание физической и технической подготовки, достаточная интенсивность нагрузок в период специальной подготовки, использование в "межсезонье" дополнительных упражнений и др.
В конце 20-х - начале 30-х годов в нашей стране впервые вводится круглогодичная тренировка. Это явилось стимулом для методических и теоретических исканий в области построения тренировочного процесса. Они нашли отражение в работах А. А. Тиванова и Б. П. Ергина, Б. Н. Взорова, печатных выступлениях И. Сергеева, Н. Г. Озолина и других специалистов.
Работа К. X. Грантыня "Содержание и общие основы планирования процесса спортивной тренировки" примечательна попыткой установить общие черты периодизации для всех видов спорта. Автору свойственно широкое понимание спортивной тренировки, в которую он включает физическую (общую и специальную), техническую, тактическую подготовку спортсмена, а также его нравственное воспитание. Основой планирования тренировочного процесса К. X. Грантынь считает принцип сочетания спортивной специализации с общим всесторонним физическим воспитанием и принцип систематичности. Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода:
подготовительный,
основной
переходный.
Основное назначение первого периода - создать предпосылки для специализации в избранном виде спорта путем всесторонней физической подготовки, овладения основами спортивной техники и некоторыми элементами тактики. Содержание второго периода - узкая спортивная специализация. В нем выделено три этапа:
освоение и совершенствование индивидуальных форм техники в характерных для данного вида спорта условиях наряду с дальнейшим совершенствованием функций организма;
подготовка к специфическим для данного вида спорта напряжениям, приобретение спортивной формы;
сохранение спортивной формы для участия в наиболее ответственных соревнованиях.
У К. X. Грантыня перерыв в тренировочном процессе сведен до минимума, совмещение видов спорта допускается лишь в порядке дополнительной специализации и при условии, если оно не противоречит задачам активного отдыха.
1.2. Современный опыт и практика.
В современной практике поднимается вопрос о программировании спортивной тренировки.
Программирование-это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование-новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.
В основе программирования тренировки лежит процедура принятия решения, связанного как с определением общей стратегии подготовки спортсмена, так и с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки и зависит от опыта тренера.
Выбор решения при программировании тренировки исходит прежде всего из познания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности.
Результаты исследований в указанных направлениях:
обеспечивают существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала предполагаемой нагрузки, а следовательно, и вероятности прогноза (предвидения) тренировочного эффекта, который она может обеспечить;
способствуют разработке наиболее рациональных форм организации тренировочной нагрузки.
дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.
Итак, программирование-это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация-прак тическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление- контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заранее определенным критериям его эффективности.
Современный опыт и практика показывают, что построение спортивной тренировки требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса - его содержании и структуре, закономерностях, определяющих его построение и изменение его направленности с ростом мастерства спортсменов. Такие знания должны, во-первых, включать в себя достижения практического опыта и весь комплекс научных данных, освещающих воздействие тренировки на личность и организм спортсмена, и, во-вторых, быть систематизированными таким образом, чтобы обеспечить разработку и аргументацию тех методических положений и принципов, которые непосредственно определяют практическое решение проблем программирования и организации тренировочного процесса.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оглавление введение 3 iconЛитература введение представления о новой проблематике плохо вяжутся...
Оглавление введение Социологический актуализм и концепция материалистического понимания истории

Оглавление введение 3 iconОглавление оглавление 1 введение 1
Но неожиданно то, что иногда эти идеи принимает на вооружение и Intel. Речь идет о ibm-совместимых персональных компьютерах. На нашем...

Оглавление введение 3 iconОглавление введение перед завесой

Оглавление введение 3 icon3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования
Маслов Ю. С. Введение в языкознание оглавление предисловие Введение. Что такое н наука о языке? Глава I. Сущность языка: его общественные...

Оглавление введение 3 iconОглавление введение
Электронные средства массовой информации в глобальных коммуникационных процессах

Оглавление введение 3 iconОглавление предисловие введение
Кто может заниматься биолокационной диагностикой и лечением биологической энергией

Оглавление введение 3 icon«Современная суггестология и гипнотерапия» Оглавление Введение 2
Зависимость силы воздействия человеческой речи от её структуры – увлекательная и относительно мало разработанная область знаний

Оглавление введение 3 iconДавид Клауд Покаяние больше чем "молитва грешника" Оглавление Введение
Первая глава. Ошибочный метод евангелизации произвел изменение доктрины покаяния

Оглавление введение 3 iconЭрих Фромм Оглавление Предисловие. Введение. Крах больших надежд и новые альтернативы
Принципы обладания и бытия в Ветхом и Новом заветах и в сочинениях Мейстера Экхарта

Оглавление введение 3 iconОглавление введение 7 благодарности 10 сокращения и обозначения 12 хакеры сновидений 13
Отличие люцидных сновидений от ос. Круги в сновидении 51 Как отличить спрайта от сновидящего в ос? 51

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов