Скачать 352.75 Kb.
|
Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Кафедра «Вагоны» Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Вагонное хозяйство» для студентов специальности 170302 – «Вагоны» очной и заочной форм обучения Составители: М.А. Паренюк А.В. Жебанов Самара 2011 удк 656.071.8 Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Вагонное хозяйство». - Самара: СамГУПС, 2011.- 21 с. Утверждено на заседании кафедры «Вагоны» 12.10.10г. Протокол №3. Печатается по решению редакционно-издательского совета университета. Данные методические указания могут быть использованы при выполнении курсовой работы студентами специальности «Вагоны» Составители: Мария Анатольевна Паренюк^Рецензенты: к.т.н., проф. каф. «Локомотивы» Р. Г. Валиуллин; гл. инженер службы вагонного хозяйства Куйбышевской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Г. П. Волошко Компьютерная верстка Подписано в печать Формат 60*84 1/16 Бумага оберточная. Печать оперативная. Усл.п.л. 1,1 Тираж 150 экз. Заказ N ______________________________________________________________ Самарский государственный университет путей сообщения ОГЛАВЛЕНИЕСтр ВВЕДЕНИЕ 4 ^ 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ 5 3.ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РАБОТЫ 12 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 15 ^ введение Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Растущий спрос на качественные транспортные услуги и значительный рост объемов перевозок, в том числе, связанных с экспортом угля, нефтеналивных грузов, продукции химической и нефтехимической промышленности, др. грузов, в том числе в контейнерах, удовлетворяется не полностью из-за недостаточного технического уровня транспортной системы, дефицита пропускных и провозных возможностей. Одним из главных условий повышения эффективности и конкурентоспособности транспортной системы является повышения технического уровня транспортных средств и оборудования, а также применение современных перевозочных, управленческих и информационно-телекоммуникационных технологий. Совершенствование техники и технологий осуществляется на основе снижения ресурсоемкости транспортной техники, повышения ее экономичности, безопасности, эргономичности и экологичности с учетом положений программных документов по развитию производства конкурентоспособной транспортной техники. Новая транспортная техника должна отвечать современным международным требованиям, соответствовать перспективной структуре пассажиро- и грузопотоков, а также особенностям организации перевозочного процесса в рыночных условиях. Транспортная техника для перевозки опасных грузов должна полностью соответствовать международным и национальным требованиям. На долю вагонного хозяйства приходится пятая часть основных фондов и эксплуатационных расходов всего железнодорожного транспорта. Важно научится грамотно распоряжаться этими фондами с целью получения максимальной прибыли при их эксплуатации. Огромное влияние на эффективность функционирования вагонного хозяйства оказывают четыре группы факторов: надежность и безопасность вагонов; уровень развития ремонтной базы; человеческий фактор; добротность информационной базы. Будущий специалист должен:
1 содержание курсовой работы Целью курсовой работы является анализ существующих методов организации производства и разработка с использованием передовой технологии проекта одного из участков проектируемого на перспективу вагонного депо. Работа должна содержать:
2 МетОДичеСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ работы 2.1 Назначение, производственная структура и программа участка Назначение участка характеризуется номенклатурой выпускаемых им изделий и перечнем выполняемых в нем работ. Структура участка отражает организацию производства, принятую технологию выполнения работ и должна соответствовать регламенту технической оснащенности предприятия. Программа вагоносборочного участка принимается по заданной годовой программе ремонта вагонов в депо. Программа других участков и отделений депо определяется, исходя из программы вагоносборочного участка и программы ремонта и изготовления деталей и узлов для технического обслуживания вагонов. Программу ремонта и изготовления деталей и узлов для технического обслуживания вагонов можно принять по процентному соотношению к программе ремонта и изготовления соответствующих деталей и узлов для вагоносборочного участка. При выполнении курсовой работы соотношения можно получить по индивидуальному заданию. Годовая программа ремонта основных участков и отделений определяется по формулам : - вагоносборочного принимается по заданной годовой программе ремонта вагонов в депо; - тележечного ![]() где b – количество тележек вагона; - колесно-роликового ![]() где с – количество колесных пар вагона; ![]() ![]() - контрольный пункт автосцепного устройства (КПА) ![]() где d – количество автосцепок вагона ; - автоконтрольный пункт тормозного оборудования (АКП) ![]() где е – количество узлов тормозного оборудования на вагоне. 2.2 Режим работы и фонды рабочего времени Для выполнения заданной программы ремонта вагонов и более полного использования технологического оборудования часто используют следующие графики работы с продолжительностью рабочей смены 12 часов при 48-ми часовой рабочей неделе: двумя бригадами (одна смена в сутках), тремя бригадами (1,5 смен в сутках), четырьмя бригадами (2 смены в сутках). Данные графики представлены в таблице 1, где обозначено: Д- дневная смена с 700 до 1900, Н- ночная смена с 1900 до 700. Таблица 1 – Графики работы бригад в депо
Фонды рабочего времени работы участков, оборудования и рабочих определяются по следующим формулам: а) годовой фонд времени явочного рабочего с нормальной продолжительностью рабочего дня в ч Fяв = (Дк – dнр)tсм – dскtск где Дк - число календарных дней в году; dнр - число нерабочих дней; tсм - нормированная продолжительность рабочей смены; dск - количество дней в году с сокращенным на один час рабочим днем; tск = 1 час - величина сокращения времени рабочего дня; б) годовой фонд времени работы участка в ч Fуч = Fяв. m , где т - сменность работы участка; в) действительный годовой фонд времени работы оборудования ![]() где ![]() 2.3. Выбор метода ремонта вагонов или узлов на участке Существуют два метода ремонта вагонов и их узлов и деталей - стационарный и поточный. В этой части работы, на основании имеющейся по этому вопросу литературы, следует более подробно охарактеризовать оба метода ремонта на заданном участке и выбрать наиболее прогрессивный. В вагонных депо поточный метод стал широко внедряться с конца 60-х годов. В первую очередь на поточно-конвейерный метод ремонта стали переходить вагоноремонтные депо. В настоящее время индустриальный поточно-конвейерный метод ремонта вагонов внедрен в 124 вагоноремонтных предприятиях сети железных дорог. При стационарном методе организации ремонта съем отремонтированных вагонов с одной ремонтной позиции колеблется в пределах 300 - 750 вагонов, а при поточном – 400 - 900 вагонов в год. Таким образом, видно, что поточный метод позволяет значительно увеличить выпуск вагонов из ремонта, а в условиях сложившегося дефицита ремонтной базы этот фактор имеет первостепенное значение. Важным показателем производственной деятельности депо является также съем отремонтированных вагонов с одного квадратного метра общей площади депо, а также площади вагоносборочного производственного участка. Съем отремонтированных вагонов с единицы общей площади депо при стационарном методе ремонта колеблется в пределах 0,1 - 1,0, а при поточном 0,3 - 1,5. Аналогичная картина наблюдается и при анализе показателя съема отремонтированных вагонов с единицы площади вагоносборочного участка. Здесь большинство депо со стационарным методом имеют этот показатель, не превышающий величины 1,5, при поточном методе он выше у 70% депо и в отдельных случаях достигает 4,0, что является безусловно хорошим показателем. Таким образам, при поточном методе производственная площадь депо используется лучше. Большое значение для быстрого и качественного ремонта вагонов имеет оснащение депо современными высокопроизводительными ремонтными механизмами. Кроме того, наличие в депо достаточного количества ремонтных механизмов позволяет значительно повысить уровень производства, а, следовательно, и улучшить условия труда, что в современных условиях является чрезвычайно важным обстоятельством. Исследования этой проблемы показали, что механизация и автоматизация ремонта вагонов на поточно-конвейерной линии имеют свои особенности, по сравнению со стационарным методом ремонта. В последние годы поточные механизированные линии широко внедряются не только в сборочных, но и в тележечных, колесных, роликовых участках и отделениях ремонтно-комплектовочного участка. Практика показала целесообразность и эффективность поточного метода ремонта вагонов, их узлов и деталей, так как он позволяет лучше использовать основные производственные фонды и повышать качество ремонта. Среди депо, использующих поточный метод следует отметить Брянск и Люблино Московской ж.д., Тосно Октябрьской ж.д. Внедрение разработанных предложений и использование производственного опыта передовых вагонных депо позволяет повысить ритмичность работы поточных линий, а следовательно, сократить время простоя вагонов в ремонте ориентировочно на 3 - 4 ч, что эквивалентно увеличению грузооборота, осваиваемого одним вагоном за год (примерно на 1650 т∙км). После описания методов ремонта необходимо произвести выбор наиболее рационального метода ремонта вагона заданного варианта или узлов этого вагона на заданном участке и сделать вывод. 2.4 Расчет параметров производственного процесса Рекомендуется следующий порядок расчета параметров поточных линий. Сначала принимается число поточных линий на участке и число изделий (вагонов, тележек и т.д.) в одной транспортной партии (на одной позиции), затем определяется ритм поточных линий в минутах ![]() где Fпл = Fуч - годовой фонд времени работы поточной линии, ч; ![]() ![]() ηпл = 0,85 ÷ 0,95 – коэффициент, учитывающий потери времени на оборудование рабочих мест и т.д.; Nгод - годовая программа ремонта в вагонах, узлах или изделиях. Полученная величина ритма должна быть реальной. Следует сравнить полученную величину с величинами ритма, достигшими рационального уровня в передовых вагонных депо, осуществляющих ремонт или изготовление однотипных изделий поточным методом. Кроме того, величина ритма должна быть взаимосвязана с продолжительностью рабочей смены таким образом, чтобы продолжительность смены была величиной кратной ритму. Если полученная величина ритма не удовлетворяет этим условиям в пределах допустимых величин коэффициента ηпл, то изменяется принятое число поточных линий или число изделий в одной транспортной партии (возможно изменить то и другое) и расчет величины ритма повторяется. Определяется минимально допустимое число позиций на поточных линиях из условия обеспечения заданной годовой программы. ![]() где Tпр - норма нахождения изделия в стадии ремонта, час., принимается по [3, 4] или по данным вагонных депо. Окончательно число позиций принимается из условий рационального распределения работ и оборудования на поточной линии, однако оно не должно быть меньше рассчитанной по формуле величины (округление до меньшего целого числа допускается в пределах 5%). Далее определяются остальные параметры поточных линий по следующим формулам: а) цикл поточной линии в минутах ![]() б) такт поточной линии в минутах ![]() в) темп поточной линии в изделиях/час ![]() г) фронт работы поточной линии в изделиях ![]() Фронт работы участка в изделиях рассчитывается по формуле ![]() Для проверки выполненных расчетов используется формула: ![]() Должно выполняться условие ![]() 2.5 Технологический процесс ремонта вагонов или их узлов на участке Проектируемые технологические процессы должны предусматривать повышение качества продукции, снижение себестоимости, улучшение условий труда, расширение объема механизации и автоматизации производства и сокращение производственного цикла ремонта изделия. Исходными данными для проектирования технологических процессов являются: - чертежи деталей и общие виды ремонтируемых изделий, степени износа и повреждений их в эксплуатации; - технические условия и правила на ремонт вагонов, их узлов и деталей; |
![]() | Основы 3d-моделирования. Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов направления 261400. 62 / Сост. Конягина... | ![]() | Методические указание по выполнению курсовой работы по дисциплине «Архитектура аппаратных средств» разработаны на основе федерального... |
![]() | Задания и методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос – 2000). Екатеринбург,... | ![]() | Методические указания по выполнению и защите курсовой работы по дисциплине «Информатика» |
![]() | Написание курсовой работы по дисциплине должно способствовать закреплению и углублению теоретических знаний по предмету, выработке... | ![]() | Методическое руководство к выполнению курсовой работы выполнено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта... |
![]() | Рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом университета | ![]() | Система государственного и муниципального управления: методические указания по выполнению, оформлению и защите курсовой работы по... |
![]() | Требования по оформлению курсовой работы в электронном и распечатанном варианте, можно получить на кафедре, каб. 221 | ![]() | Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Экономика недвижимости» для студентов дневной формы обучения специальности... |