Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения»




Скачать 300.41 Kb.
НазваниеЛекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения»
страница1/2
Дата публикации04.07.2013
Размер300.41 Kb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Туризм > Лекция
  1   2
Лекция № 1.

Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные

понятия, термины и определения».

Литература и пособия:

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ.Белов и др. Под общ. Ред. С. В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2001 г.

2. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности”, 2001г №1, с4-10).

3 .Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности (“Безопасность жизнедеятельности" 2002г№2, с.37-40, №3-c. 37-43).

4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений ( С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2001.

5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. "Лань" 2000г.

6. Соколов Э.М. и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. Тула Издат. «Гриф и К» 2001 г.

7. Ушаков   и   др.   Безопасность   жизнедеятельности. Учебник  для   ВУЗов. М. МГТУ.  2000

 

Учебные вопросы:

1 . Введение

2. Основы взаимодействия в системе "человек - среда обитания". Воздействие на человека потоков жизненного пространства.

3. Опасности и их источники. Безопасность, системы безопасности.

4. Возникновение и развитие научно-практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности человека в техносфере.

5. Заключение

 

1. Введение.

Человек от рождения имеет неотъемлемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью. Свои права на жизнь, на отдых, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, он реализует  в процессе жизнедеятельности. Они гарантированы Конституцией Республики Казахстан.

Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная  совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему “человек – среда обитания". В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком.; естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и после их возникновения обречены на старение и разрушение.

На начальном этапе своего развития человек взаимодействовал с естественной окружающей средой, которая состоит в основном го биосферы, а также включает в себя недрах Земли, галактику и безграничный Космос.

Биосфера - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий , в повышении своей коммуникативности , непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями. К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. Современные масштабы развития техносферы характеризуются данными, приведенными на слайде №1.

 

Слайд № 1, Состав площадей на некоторых континентах Земли.

 

 

Континент

 

Территория, %

 

 

Ненарушенная

 

Частично нарушенная

 

Нарушенная

Европа

15,6

19,6

64,8

Азия

43,5

27,0

29,5

Северная

Америка

56,3

18,8

24,9

 

В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытами знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

Структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с компонентами среды обитания - биосферой, техносферой и социальной средой показана на слайде 2.

 

Слайд 2. Структурная схема взаимодействия человека с биосферой, техносферой и социальной средой



Выводы по введению:

1.         Современный человек непрерывно взаимодействует с окружающей его средой обитания, компонентами которой являются естественная, техногенная (техносфера) и социальная среды.

2.         С конца XIX века и весь XX век непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация   населения.

3.         Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

 

^ 2. Основы взаимодействия в системе ”человек – среда обитания” . Воздействие на

человека потоков жизненного пространства.

В жизненном процессе взаимодействие человека со средой обитания и ее составляющих между собой основано на передаче между элементами системы потоков масс вещества, энергии всех видов и информации В соответствии с законами сохранения жизни Куражковского Ю.Н. “Жизнь не может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации”…

Человеку эта потоки необходимы для удовлетворения своих потребностей в пище, воде, воздухе, солнечной энергии, информации об окружающей среде. В то же время человек выделяет в жизненное пространство потоки энергии, связанные с его сознательной деятельностью (механической, интеллектуальной энергии), а также потоки масс вещества в виде отходов биологического процесса,

потоки тепловой энергии и т.д.

Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов происходящих без участия человека. Естественная среда обеспечивает поступление на нашу планету потоков солнечной энергии, что создает в свою очередь потоки растительной и животной масс в биосфере, потоки адиабатических веществ (воздух, вода), потоки энергии различных видов, в том   числе при стихийных явлениях  в природной среде. Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия). Последние возникают в соответствии с Законом о неустранимости отходов и побочных воздействий производств: “В любом хозяйственном цикле образуются отходы и побочные эффекты, они не устранимы и могут быть переведены из одной физико-химической формы в другую или перемещены в пространстве”. Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Социальная среда потребляет и генерирует все виды потоков, характерные для человека как для личности, кроме того, социум создаёт информационные потоки при передаче знаний, при управлении обществом, при сотрудничестве с другими общественными формациями. Социальная среда создаёт потоки всех видов, направленные на преобразование естественного и техногенного миров, формирует негативные явления в обществе, связанные с курением, потреблением алкоголя, наркотиков и т.п.

Характерные потоки масс, энергии и информации для различных компонентов системы «человек-среда обитания» показаны на слайдах 3-6.

 

Слайд 3. Основные потоки в естественной среде.

  • Солнечное излучение, излучение звёзд и планет;

  • Космические лучи, пыль, астероиды;

  • Электрическое и магнитное поля Земли;

  • Круговороты веществ в биосфере в экосистемах, в биогеоценозах;

  • Атмосферные, гидросферные и литосферные явления, в т.ч. – стихийные;

  • Другие.

 

Слайд 4. Основные потоки в техносфере.

  • Потоки сырья, энергии;

  • Потоки продукции отраслей экономики;

  • Отходы отраслей экономики;

  • Бытовые отходы;

  • Информационные потоки;

  • Транспортные потоки;

  • Световые потоки (искусственное освещение);

  • Потоки вещества и энергии при техногенных авариях;

  • Другие;

 

Слайд 5. Основные потоки в социальной сфере.

  • Информационные потоки (обучение, государственное управление, международное сотрудничество и т.п.);

  • Людские потоки (демографический взрыв, урбанизация населения);

  • Потоки наркотических средств, алкоголя и др.;

  • Другие.

 

Слайд 6. Основные потоки, потребляемые и выделяемые человеком в процессе жизнедеятельности.

  • Потоки кислорода, пищи, воды и иных веществ (алкоголь, табак, наркотики);

  • Потоки энергии (механической, тепловой, солнечной и др.);

  • Информационные потоки;

  • Потоки отходов процесса жизнедеятельности;

  • Другие;

 

Потоки масс, энергий и информации распределяясь в земном пространстве, образуют среду обитания для живой природы – человека, фауны, флоры. Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда эти потоки находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и / или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при излечении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека. В общем виде воздействие потока на объект (человек и др.) в каждой точке пространства определяется его интенсивностью I и длительностью экспозиции τ, т.е.,

E(X,Y,Z) = f(I, τ),

где Е – фактор воздействия в точке пространства с координатами x,y,z.

Результат влияния фактора воздействия потока на объект зависит от свойств и параметров потока, а также от свойств объекта. Изменяя величину любого потока минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний взаимодействия в системе «человек – среда обитания»:

 

- комфортное (оптимальное), когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия, создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки доя проявления наивысшей работоспособности; гаранта, сохранение здоровья человека и целостности компонентов среды обитания;

- допустимое, когда потоки, воздействуя на человека и среду обитания, не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. Соблюдение условий допустимого взаимодействия гарантирует невозможность возникновения и развития необратимых негативных процессов у человека и в среде

обитания;

- опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, и/или приводят к деградации природной среды;

- чрезвычайно опасное, когда потоки высоких уровней за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде.

 

Из четырех характерных состояний взаимодействия человека со средой обитания лишь первые два (комфортное и допустимое) соответствуют позитивным условиям повседневной жизнедеятельности, а два других (опасное и чрезвычайно-опасное) - недопустимы для процессов жизнедеятельности человека, сохранения и развитая природном среда.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами.

Пример № 1 . Интенсивность акустических колебаний I в атмосферном воздухе (интенсивность звука) зависит от мощности Р (Вт) источника звука, расстояния R (м) от источника до объекта воздействия (человека) и свойств среды (воздуха), в которой колебания распространяются. В этом случае:



где Ф – фактор направленности излучений звука.

К - коэффициент, учитывающий уменьшение интенсивности звука на пути его распространения за счёт затухания в воздухе и на различных препятствиях.

К=1 при расстоянии до 50м. и отсутствии препятствий.

 Уровень звука обычно выражают в дБА и определяют по формуле:



где I0=10-12 ВТ/м.

Реальные уровни звука в местах возможного пребывания человека могут изменяться в весьма широких пределах от 0 до 160 дБА и сопровождаются широкой гаммой ответных реакций организма человека. (см. слайд 7).

При уровнях звука до 20-35 дБА человек чувствует себя комфортно (точка 1 на слайде), не реагируя негативно на наличие звуков в окружающей среде. Уровни звука до 50 дБА (точка 2) не влияют на здоровье человека, занимающегося интеллектуальной деятельностью, а у людей, связанных с физическим трудом, верхняя граница может быть расширена до 80-85 дБА (точка 2'). Эти значения уровней звука (точки 2 и2’) соответствуют предельно допустимым условием воздействия звука на человека в процессе его

деятельности.

Дальнейший рост уровня звука свыше 85 дБА при длительных его экспозициях (до нескольких лет) может привести к тугоухости, а при уровне звука 140 дБА (точка 3) и выше возможно травмирование человека из-за разрыва барабанных перепонок или контузии. При уровнях 160дБА (точка4) может наступить летальный исход.

 

^ Слайд 7.   Зависимость  жизненного потенциала человека от воздействия на него акустических колебаний.


 

 

Из сказанного выше следует, что воздействие одного и того же вида энергии на человека может изменять его состояние от комфортного (наивысшая трудоспособность) до чрезвычайного (получение травмы или летальный исход).

^ Пример №2. В естественных условиях поверхности Земли температура атмосферного воздуха изменяется от -88 до +60 С, в то время как температура внутренних органов человека за счет терморегуляции его организма сохраняется комфортной, близкой к +37 С. При выполнении тяжелых работ и при высокой температуре окружающего воздуха температура тела человека может повышаться на 12 С Наивысшая температура внутренних органов, которую вы­держивает человек +43 С, минимальная - +25 С.

Температура воздуха в рабочих и жилых помещениях, на улицах и в природных условиях существенно влияет на состояние организма человека, изменяя его жизненный потенциал. При низких температурах нам холодно, при высоких - жарко. При температуре наружного воздуха +30 С и более работоспособность человека значительно падает. Установлено, что у человека существует зависимость комфортных температур окружающей среды от категории тяжести выполняемых работ (легкая, средняя, тяжелая), от периода года и некоторых других параметров микроклимата. Так, для человека, выполняющего легкую работу, комфортная температура : летом составляет 23-25 С, зимой - 22-24 С; для человека занимающегося тяжёлым физическим трудом, летом -18-20 С, зимой - 16-18 С. На слайде 8 показана зависимость жизненного потенциала человека от изменения температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.

Отклонения температуры окружающей среда от комфортных значений на ± (2 - 5) С (зона II) считаются допустимыми, поскольку не оказывают влияния на здоровье человека, а лишь уменьшают производительность его деятельности. Дальнейшие отклонения температуры окружающей среда от допустимых значении (зона II) сопровождается тяжелыми воздействиями на организм человека и ухудшением его здоровья (нарушение дыхания , сердечной деятельности) . При еще больших отклонениях температур окружающего воздуха от допустимых знаний (зона IV) возможен перегрев (гипертермия) или переохлаждение (гипотермия) организма человека, а также получение им тепловых или холодных травм.

 

^ Слайд 8. Зависимость жизненного потенциала человека от температуры окружающего воздуха при длительном выполнении легких работ.



 

Выводы по первому вопросу:

1.         Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками   веществ, энергий и информации.

2.         Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы.

3.         Ряд потоков(техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер представляя у грозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

4.         Взаимодействие человека со средой обитания может быть негативным и позитивным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергий и информации.

5.         Результаты негативного воздействия потоков на человека зависят в основном от интенсивности и продолжительности воздействия этак потоков, а также от способности человека воспринимать потоки воздействия.

 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» icon1. основные понятия в области метрологии
Основные термины и определения в области метрологии регламентируются рекомендациями по межгосударственной стандартизации рмг 29 –...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconОсновные понятия, термины и определения
Охрана труда – система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconПримерные вопросы к зачету по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности»
...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconЛекция 1 08. 02. 2011 Тема 1 Введение в культурологию Культурология...
До последнего времени проблема места культурологии в системе гуманитарных знаний остается дискуссионной. Т. к кроме культурологии...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconНа склад законов
Настоящий стандарт устанавливает основные понятия, термины и определения понятий в области надежности

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconПлан лекции: Введение Задачи и порядок изучения курса Основные положения...
Кукин П. П., Лапин В. Л., Пономарев Н. Л. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Учебное...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconИтоговая аттестация выпускников основной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconУчебно-методический комплекс 230700 «прикладная информатика» профиль...
Тема Основные понятия информационного менеджмента (ИМ): определения, основные понятия отрасли ит, цель, элементы, объекты и процессы...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconПояснительная записка календарно тематическое планирование «Основы...
Тематическое планирование «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10– классов разработана в соответствии с Государственным...

Лекция № Тема: «Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины и определения» iconУчебное пособие по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»...
Довести до слушателей определения основных понятий чрезвычайных ситуаций природного характера

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов