Скачать 1.52 Mb.
|
Федеральное агентство по образованию ФГОУ СПО Самарский профессионально-педагогический колледж Учебное пособие по дисциплине «Индустрия гостеприимства» Часть 1. Студента группы__________________________ Отделения________________________________ _________________________________________ ФИО ![]() Самара 2010
Учебное пособие по дисциплине «Индустрия гостеприимства» адресовано студентам специальности 100201 «Туризм» в помощь при изучении данной дисциплины. Учебное пособие содержит конспекты лекций, составленные на основе различной учебной литературы, рекомендованной Министерством образования РФ, а также на основе материалов из дополнительных источников информации. Помимо лекционного материала, пособие включает перечень необходимых для запоминания основных терминов и понятий, выделенных в конце каждой темы. Также пособие содержит вопросы и задания для самостоятельной работы. Данная разработка содержит тематику семинарских и практических занятий, вопросы, доклады и список литературы. В помощь студентам разработаны правила оформления доклада и компьютерной презентации. Каждая тема семинарского занятия содержит подробные методические рекомендации студентам - на что следует обратить внимание при подготовке темы, какие вопросы следует изучить подробно, как стоит подготовить тот или иной вопрос. Также даны подробные инструкции для проведения деловых игр. Введение. Дисциплина «Индустрия гостеприимства» формирует необходимые для специалиста в области туризма знания и умения по организации обслуживания в сфере гостеприимства. Данная дисциплина носит практический характер и направлена в основном на формирование определённых умений применять и использовать те или иные знания в профессиональной деятельности. Очевидно, что фундаментом для развития профессиональных навыков специалиста являются знания о сущности, особенностях и основных принципах функционирования предприятий гостеприимства. Поэтому учебное пособие содержит конспекты лекций, знакомящих студента с данными вопросами. Каждая лекция данного пособия направлена на формирование определённых знаний, умений и навыков, что чётко обозначено в начале лекции. Кроме того, в конце каждой лекции выведены основные термины и понятия, способствующие более глубокому осмыслению и запоминанию темы. К каждой теме разработаны задания различного уровня сложности, направленные на развитие определённых мыслительных умений студентов, часть заданий (наиболее сложных) ориентирует студентов на самостоятельную работу с дополнительными источниками информации (помимо пособия). Таким образом, задания и вопросы, представленные в пособии, способствуют дифференцированному подходу в обучении студентов. Кроме того, в соответствии с логикой изучаемых тем в данное пособие также включены темы семинарских и практических занятий с методическими рекомендациями их подготовки. Сочетание лекционного материала с методическими рекомендациями представляется целесообразным, т.к. это способствует формированию у студента более чёткого понимания того, что он должен сделать в ходе изучения дисциплины. В приложении данного учебного пособия также содержатся правила написания и оформления доклада, а также правила оформления компьютерной презентации, сопровождающей доклад. В данном учебном пособии (1-я часть) представлены следующие темы:
Введение. Понятие Индустрии гостеприимства. В результате изучения данной темы необходимо знать...
Содержание темы. План:
Современные политологи и футурологи прогнозируют, что постиндустриальное общество в качестве основной сферы хозяйства будут иметь информацию и услуги, а основным видом его ресурсов станут эколого-оздоровительные и информационные технологии. В настоящее время доля услуг в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) в развитых странах составляет примерно 30-35%. В самой сфере услуг особое место составляет туризм. В мировом хозяйстве на его долю приходится 10% мирового валового национального продукта. Степень развития туристического бизнеса в той или иной стране определяется материальной базой туризма. Материальной базой туризма являются средства размещения – гостиницы, пансионаты, турбазы, дома отдыха, мотели, кемпинги, высокогорные приюты и пр. Качество туристического отдыха чаще всего определяется уровнем гостиницы, отеля или любого другого средства размещения. Уровень средств размещения самый разнообразный и определяется многими факторами. В числе важнейших – средства инфраструктуры (дороги, средства коммуникации и т.п.), качество обслуживания в гостиницах, качество предоставляемых коммерческих услуг (магазины туристских товаров), определённый уровень и качество развлечений (парки отдыха, музеи, клубы), сфера питания для туристов (кафе, рестораны) и т.д. Таким образом, сама по себе индустрия гостеприимства охватывает разные группы организаций и сферы бизнеса. Однако можно чётко определить содержание дисциплины ИГ – данная дисциплина изучает уровень и качество гостеприимства, предоставляемых тем или иным средством размещения. Предметом изучения дисциплины являются факторы гостеприимства, которые были перечислены выше. Цели ИГ в основном носят практический характер – оптимизация сферы туризма, повышение качества разнообразных услуг в сфере гостеприимства. Особое значение это имеет для нашей страны, т.к. по оценкам многих специалистов Россия обладает большим потенциалом для развития туристического бизнеса, причём во всех направлениях (экологический туризм, культурно-познавательный, специализированный, круизы). Туристические ресурсы России огромны, однако российский туризм занимает весьма незначительное место в мировом туристском рынке.
Как дисциплина ИГ связана со многими дисциплинами, которые, так или иначе, изучают туризм и бизнес. Но, прежде всего, следует отметить связь ИГ с географией туризма, историей, экологией, медициной, педагогикой и многими другими дисциплинами. Дело в том, что в современном мире самыми перспективными сегментами туристского бизнеса являются экологический, культурно-познавательный и специализированный туризм. Поэтому при разработке проекта того или иного средства размещения (гостиница, отель, дом отдыха, турбаза, санаторий и др.) прежде всего, учитывается его целевая направленность. Она в свою очередь заставляет досконально изучить район предполагаемого строительства средства размещения или формирования туристического маршрута. Причём изучение должно вестись во многих направлениях –
Всё это требует знания перечисленных наук и дисциплин. С точки зрения связи ИГ с бизнесом, естественно отметить связь ИГ с такими дисциплинами как экономика организации, Бизнеспланирование, менеджмент (практически всех направлений), бухгалтерский учёт и многие другие дисциплины. Вообще, менеджеры в ИГ пытаются рассматривать её как отдельную сферу экономики и не имеющую ничего общего с другими видами бизнеса. Однако это не совсем верно. Например, опытный специалист гостиничного бизнеса Венисон, исходя из своей трудовой практики, отмечает большое сходство гостиничной индустрии с индустрией розничной торговли. Безусловно, следует отметить связь ИГ с психологией. Связь очевидна, ведь ИГ – это индустрия обслуживания, а без знания элементарных правил общения эффективное и качественное обслуживание невозможно.
ИГ имеет огромное значение в развитии мирового бизнеса. Как уже отмечалось выше, доля услуг, и особенно в сфере туризма, в экономиках развитых стран постоянно возрастает. Соответственно растёт значение ИГ, т.к. услуги размещения являются системообразующим элементом индустрии туризма. Следовательно, возрастает теоретическое значение данной дисциплины. Ведь развитие туристического бизнеса невозможно без хорошо подготовленных квалифицированных кадров, профессионалов именно в гостиничном бизнесе и индустрии гостеприимства вообще. Но особо следует отметить практическое значение ИГ.
4. ^ Установлено, что индустрия гостиничного сервиса играет важную роль в жизни общества, предоставляя возможности для проведения деловых встреч, совещаний, конференций, а также для отдыха и развлечений. Таким образом, гостиницы (средства размещения различного назначения) столь же необходимы для экономики и общества, как и отлаженная работа транспорта, связь и всевозможные системы распределения разнообразных товаров и услуг. Используя свои возможности, гостиницы вносят вклад в общий объём производства услуг, который составляет материальное благосостояние людей. Индустрия гостиничного сервиса – важная составная часть всей сферы услуг, представляющая собой совокупность видов деятельности, направленных на обслуживание населения. Гостиничное предприятие предлагает своей клиентуре продукт в виде услуги. Гостиничная услуга – это результат деятельности специально обученного и подготовленного к работе (в средствах размещения различного назначения и категории) обслуживающего персонала по созданию полезного эффекта в удовлетворении потребностей клиентуры. Услуги гостиничного сервиса –
Данные услуги являются единицами товарной продукции и воспринимаются их потребителями как минимальный объём экономических благ, который представлен в перечне услуг каждого средства размещения. Отечественные и зарубежные экономисты установили ряд особенностей гостиничных услуг, которые по функциональному назначению подразделяются на материальные и нематериальные (социально-культурные) Материальные услуги –
Нематериальные услуги –
Также гостиничные услуги делятся на основные и дополнительные Основные –
Дополнительные –
Дополнительные услуги делятся на платные и бесплатные. Особо следует отметить такую услугу как питание, без этой услуги невозможно представить полноценное пребывание в гостинице. Кроме того, данная услуга предусматривается Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Система предприятий питания, как правило, является структурным подразделением гостиницы и состоит из различных по типу наценочным категориям предприятий общественного питания с разным режимом работы. Среди них преобладают рестораны. Особенности ресторанного хозяйства как структурного подразделения гостиницы –
В целом гостиничные услуги обладают следующими особенностями:
Особо следует обратить внимание на сезонность спроса и привязанность к определённой территории. Например, курортные гостиницы полностью загружены и получают прибыль лишь 3-4 месяца в году, а в остальное время их деятельность направлена на минимизацию убытков. В настоящий момент средний коэффициент загрузки гостиниц в России составляет около 57,4 %, в наиболее известных отелях мира – редко превышает 85% Также особо хотелось бы отметить и 6-ю особенность. Суть её заключается в том, что отдельные гостиничные услуги не связаны с присутствием клиента. Для гостиничного предприятия подобное разделение процессов является необходимостью. Непосредственному обслуживанию здесь должно предшествовать выполнение подготовительных услуг, предназначенных для того, чтобы в определённый момент удовлетворить возникший спрос. Например, постоянная готовность структурных подразделений гостиниц к встрече и обслуживанию гостей вызывает необходимость единовременного присутствия на протяжении суток администратора, портье, носильщика, горничных и других работников. В последнее время для оптимизации гостиниц используется технология бригадной организации с совмещением профессий. Следующей особенностью является проблема контроля качества. Гостиничная услуга неосязаема. Трудно определить рекомендуемую норму таких необходимых элементов услуги, как приветливость персонала. Поэтому контроль качества услуги определяется через контроль поведения персонала гостиницы. Кроме того, на качество обслуживания в гостинице оказывает влияние длительность звеньев, которые реализуют их основные услуги, например, регистрация, предварительная оплата и др. К особенностям гостиничного бизнеса также следует отнести низкую эластичность предложения. Гостиничная индустрия характеризуется высокой фондоёмкостью. В общей структуре фондов гостиниц преобладают основные фонды – здания, оборудование, мебель. Поэтому инвестиции в гостиничный бизнес окупаются медленно, а в случае резкого изменения конъюнктуры возможности диверсификации крайне ограничены, т.к. преобладающая часть средств, инвестированных в этот бизнес, вложена в узкоспециализированные постройки и сооружения, которые сложно использовать в других целях. Также особенностью гостиничных услуг является комплементарность (сочетаемость) услуг – например предоставление номерного фонда с своевременными коммунальными удобствами и меблировкой вместе с услугой питания (самое малое - завтрак). В настоящий момент практически нет гостиниц, которые бы не сочетали подобные услуги, хотя одна из них является основной, а другая – дополнительной. Сочетаться могут платные и бесплатные услуги. Пункт 4 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации требует информировать клиента о перечне услуг, входящих в цену номера и о перечне и цене дополнительных услуг. ^ Предприятия ИГ имеют общие характеристики, которые определяют природу ИГ. А последняя формирует организационную структуру предприятий, определяет управленческую политику и операции:
Самая главная особенность управления в ИГ заключается в том, что эффективность обслуживания зависит от внимания и заботы персонала к клиенту. Критерием оценки качества продукта является эмоциональная реакция клиента, которая зависит от воспитания и отношения к делу персонала, а также от самого клиента. Кроме того, организации ИГ функционируют в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Изменение внешних факторов влияют на их деятельность и обуславливают необходимость учёта этих изменений при разработке стратегии. Большое влияние также имеет и нарастающая глобализация экономики, которая приводит к появлению крупных гостиничных корпораций, охватывающих весь мир, т.е. формируются ТНК и в гостиничном бизнесе. Список терминов и понятий для запоминания.
Вопросы и задания. 1. Пользуясь дополнительными источниками информации, письменно ответьте на вопросы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Выберете правильный ответ
Таблица ответов:
|
![]() | Традиционное и стратегическое управление на предприятиях в индустрии гостеприимства | ![]() | Учебное пособие по дисциплине «Статистика» для студентов специальности 080504. 65 Государственное и муниципальное управление/ И.... |
![]() | Учебное пособие предназначено для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Теоретические основы электротехники» студентами энергетических... | ![]() | Учебное пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и разработанной... |
![]() | Учебное пособие предназначено для студентов Театрального отделения локкиИ. Это учебное пособие представляет собой очень очень краткое... | ![]() | «индустрия туризма и гостеприимства как фактор социально -экрономического развития региона», которая состоится на базе Факультета... |
![]() | Учебное пособие предназначено для проведения практических работ по курсу Экология на технических специальностях. Учебное пособие... | ![]() | Учебное пособие предназначено для студентов Международного института экономики и права. Учебное пособие призвано дать студентам... |
![]() | К 55 Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве: учебное пособие / Г. А. Сатаров– Ульяновск: УлГУ, 2011 123 с | ![]() | Медицинская подготовка командного состава судов: Учебное пособие. М.: Мортехинформреклама, 1993. 152с |