Скачать 1.44 Mb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГБОУ ВПО «РГУТиС») Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет туризма и сервиса» в г. Самаре. (Филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре) Факультет очного обучения Кафедра туризма и гостеприимства Выполнение дипломной работы Методическое пособие для студентов специальности 100103.65 ^ Самара 2011 Печатается по решению Научно-методической секции (НМС) Филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре (протокол № __ от ________ .) Составители: Зуева О.В. – кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой Филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре; Любовин А.А. – кандидат исторических наук, доцент Филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре. Рецензент: Кирсанов Р.С. – к.и.н., секретарь УС НОУ ВПО «СИ ВШПП». Выполнение дипломной работы: Методическое пособие / О.В.Зуева, А.А. Любовин. – Самара : Филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре, 2011. – 123 с. При разработке требований к выполнению дипломных работ в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» Методическое пособие знакомит студентов с требованиями, которые предъявляются к дипломной работе на всех этапах ее создания. Методическое пособие поможет правильно выбрать и сформулировать тему исследования, подобрать литературу, написать текст, оформить его, успешно защитить свою работу. В пособии содержится большое количество примеров, иллюстрирующих наиболее важные аспекты создания научного произведения. Методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения, а также для преподавателей с целью формирования единых требований к руководству работой студентов. © О.В. Зуева, А.А. Любовин, 2011 © Филиал ФГБОУ ВПО «РГУТиС» в г. Самаре, 2011 Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Глава 1 Общие вопросы методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Глава 2 Подготовительный этап дипломного исследования . . . .17
Глава 3 Общие требования к композиции текста . . . . . . . . . . . . . 26
Глава 4 Оформление дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Библиографическое описание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 4.4.3.1 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74 4.4.3.2 Составление библиографической записи на книги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78 4.4.3.3 Библиографическая запись на многотомные издания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 4.4.3.4 Библиографическая запись на сборники произведений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87 4.4.3.5 Библиографическая запись на диссертации, авторефераты и картографические издания . . . . . . . . . . . . . . . . 88 4.4.3.6 Составление библиографической записи на составную часть документа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89 4.4.3.7 Библиографическая запись на электронные ресурсы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93 Глава 5 Предзащитная подготовка и процедура защиты дипломных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 5.1 Организация защиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 95 5.2 Подготовка текста вступления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 97 5.3 Процедура защиты дипломной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .98 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123 Введение Данное учебное пособие адресовано тем, кто искренне верит в необходимость быть самостоятельным в своей исследовательской работе и стремится повысить свой уровень знаний по выбранному направлению. В пособии описан весь процесс подготовки дипломной работы: от выбора темы и формулирования заглавия до оформления научного исследования и успешной защиты своего труда. Текст издания структурирован по главам, что позволяет наиболее подготовленным студентам не изучать весь материал целиком, а обращаться к соответствующей его части. Пособие состоит из пяти глав. Написание дипломной работы в каждом вузе имеет свои особенности, но есть и нечто общее, что объединяет процесс их создания. В первой главе – «Общие вопросы методики» – изложены положения, характеризующие дипломную работу как обязательную квалификационную работу, описаны основные требования к дипломной работе, ее цель и задачи, а также этапы проведения исследования. Во второй главе – «Подготовительный этап дипломного исследования» – рассматриваются вопросы, связанные с выбором и формулированием темы, организацией исследования, библиографическим поиском литературных источников и методами обработки содержания изучаемых текстов. В третьей главе – «Структура дипломного исследования» – рассмотрены основные требования к структуре и содержанию научного текста. В этой части пособия описаны общие требования к элементам текстовой части работы, раскрыты требования к содержанию ее введения, основной части и заключения. В 5 четвертой главе – «Оформление дипломной работы» – систематизированы требования по оформлению дипломных работ. Одна часть этой главы посвящена оформлению основных элементов текста (изложение и печатание текста, рубрикация, оформление таблиц и иллюстраций, написание математических формул). Другая часть главы посвящена описанию требований к оформлению структурных частей дипломной работы (титульный лист, оглавление, библиографическое описание источников). В пятой главе – «Предзащитная подготовка и процедура защиты дипломных работ» – освещены вопросы организации и защиты, подготовка текста выступления и процедура защиты дипломных работ. Основные структуры научного и вненаучного знания, методология, логика и методы научного исследования, методы обработки содержания изучаемых текстов, функциональные стили современного русского литературного языка, оформление цифрового материала, знаков в тексте, ссылок, примечаний, примеров, цитат и выделений в тексте изложены в работе А.А Любовина «Научное исследование. Курсовые и дипломные работы: методология и методика проведения и оформления: Учебное пособие». – Самара, 2008. – 468 с.: ил. 6 ^
Дипломная работа ─ это обязательная выпускная квалификационная работа, предусмотренная в качестве аттестационных испытаний. Она является самостоятельным творческим научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения студентом всего набора дисциплин, предусмотренным учебным планом вуза по соответствующей специальности и программой прохождения преддипломной практики. Темы дипломных работ, требования к их содержанию, объему и структуре определяются высшим учебным заведением на основании "Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации" (утверждено Минобразованием России от 25 марта 2003 г. № 155), Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности социально-культурный сервис и туризм (утвержден Минобразованием РФ 27 марта 2000 г. № 293 св/сп) и методических рекомендаций Учебно-методического объединения (УМО) по образованию в области сервиса. Время, отводимое на подготовку дипломной работы, составляет для специалиста не менее шестнадцати недель. Т 7 ребования к оформлению дипломной работы устанавливаются государственными стандартами, а также организационно-распорядительными и организационно-методическими документами Министерства образования РФ и соответствующих учебных заведений. В письме Минобразования РФ от 31 января 2000 г. № 15-55-ин/15-11 "0 практике применения "Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации" указывается на необходимость "строже применять ГОСТ при оформлении дипломных работ". Условия и сроки выполнения дипломных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения. Защита дипломной работы проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня подготовки, принятие решения о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдачи выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании – основные функции государственной аттестационной комиссии. ^ Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, дипломная работа должна отражать знание социально-культурной сферы и туризма, уровень профессиональной подготовки, владение профессиональными технологиями, умение разрабатывать новые подходы к решению сервисных проблем. К дипломной работе предъявляются следующие основные требования: актуальность, конкретность, реальность, практическое применение, обоснование эффективности предлагаемых решений. Для обоснования актуальности избранной темы исследования необходимо показать главное – суть проблемной (противоречивой) ситуации. Проблема – это то, что надо изучать, из того, что ранее не было изучено. Актуальность – это важность чего-то для настоящего момента, это попытка ответить на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время? Д 8 ипломное исследование как определенная работа осуществляется с конкретной целью. Изложение и структура работы должны быть подчинены логике реализации поставленной цели. Определенное количество отступлений допустимо, если они косвенно служат более полному раскрытию темы и пропорциональны к общему объему текста. Структура дипломной работы разрабатывается, т.е. конкретизируется путем детализаций проблемы на подвопросы, группировки и определения последовательности их решения. К структуре работы, отраженной в оглавлении, предъявляется требование логической субординации темы дипломной работы и названий глав и параграфов. Так, тема должна быть в смысловом отношении шире каждой из глав, а название каждой главы - шире каждого из составляющих его параграфов. Все структурные элементы представляют собой конкретные шаги раскрытия темы, а все предложения и рекомендации носят конкретный характер. Дипломное исследование тогда конкретно, когда оно рассматривает предмет анализа как особенность, соединяющую в себе единичное и всеобщее как единство противоположностей. Подлинная конкретность состоит в том, чтобы не распространять механически общие выводы на частные явления без анализа их своеобразия, а также не допускать под видом специфики явления игнорирования общих законов и принципов его развития. Реальность означает, что в дипломных работах должны решаться действительно существующие, а не воображаемые проблемы, ставиться осуществимые, отвечающие действительности задачи, разрабатываться стратегия и тактика предприятий СКС и туризма на основе понимания и учета условий действительности, использоваться достоверная и полная статистическая информация и т.д. С 9 ущность сложных явлений СКС и туризма не может быть раскрыта исключительно методами точного знания, для постижения которых необходима и такая модель географического познания мира как образное восприятие географической среды. При всех разновидностях культурно-образных подходов к ее восприятию (художественно-образном, архитектурно-образном, географо-литературоведческом и т.п.) в дипломной работе необходимо оценивать не только чисто художественную выразительность образов, но и достоверность географического образа: он обязательно должен иметь свой прообраз – реальную территорию (ландшафт) или иной географический объект. ^ . Первейшее условие решения личного вклада выпускника в исследование и успешной защиты дипломной работы – это соответствие темы исследования содержанию преддипломной практики, практическому опыту работы, которые студент получил в ходе преддипломной практики. Все предложения и рекомендации автора диплома должны носить не только конкретный характер, но и быть доведены до стадии разработки, обеспечивающей их практическое применение. Кроме того, в дипломной работе могут быть описаны аналогичные условия, подобные исследованной ситуации, при которых возможна реализация разработанных рекомендаций. В дипломной работе возможно также выделение новых идей и проблем, которые не изучались, но возникали в ходе исследования. ^ Используются различные термины, характеризующие эффективность деятельности предприятий СКС и туризма: результативность, экономичность, действенность, производительность и др. Синоним эффективности – качество. Эффективность – это достижение определенного результата деятельности фирмой (предприятием) в целом, предприятием на определенной стадии воспроизводственного цикла, производственным подразделением предприятия или его отдельным работником. Например, эффективность стратегий гостиницы, эффективность организационной структуры гостиничного предприятия, эффективность менеджмента гостиничного предприятия. Или: эффективность продвижения турпродукта, эффективность реализации турпродукта и т.д. С 10 уществуют различные виды эффективности: экономическая, социальная, научная, техническая, экологическая (по видам проявления), абсолютная, относительная (по показателям эффективности) и т.д. Например, экономическая эффективность рекламы, социальная эффективность рекламы, коммуникативная эффективность рекламы. Научная эффективность предложений заключается в развитии знания об окружающей человека среде по всем стадиям воспроизводственного цикла. Техническая эффективность имеет своим объектом оценку техники (мастерства) живого и прошлого труда. Экологическая эффективность формулируется как формирование более благоприятной окружающей среды для человека и всего живого в его взаимодействии и многообразии. Социальная эффективность формулируется как рост благосостояния людей, повышение комфортности, качества жизни посредством разработки социальных стандартов, это – степень реализации ожиданий, потребностей и интересов работников предприятий СКС и туризма или их клиентов с учетом их многообразия и комплексности. Эффективность управления может быть выражена и оценена и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных мероприятий, или по показателям, связанным с человеческим капиталом (сотрудниками) и репутацией (имиджем). Имиджевая эффективность отражает успех фирмы в результате комплексных усилий персонала, направленных на формирование позитивного образа предприятия в глазах клиентов и партнеров. Одним из важнейших человеко-ориентированных показателей является длительность трудовых отношений. Предприятия с низким показателем текучести кадров имеет конкурентные преимущества перед предприятием с высокой текучестью. Э 11 ффективно работающие предприятия периодически привлекают выпускников вузов через механизм прохождения ими производственной и преддипломной практики. Кроме того критерием эффективной кадровой политики предприятия могут быть показатели профессиональной активности, способности и возможности обучаться молодых специалистов: прохождение ими курсов повышения квалификации, повышения качества знания языков (русского, иностранного) и т.п. Письмо Минобразования РФ от 31 января 2000 г. № 15-55-ин/15-11 "О практике применения "Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации" обращает внимание на необходимость в дипломных работах "использования экономических вариантов при расчетах эффективности". В экономической науке и практике под эффективностью понимается результативность производства, выражаемая в виде соотношения между итогом хозяйственной деятельности и затратами труда и ресурсов. Классическим критерием эффективности управления предприятием СКС и туризма является: 1) получение максимального результата при заданных затратах: Р –> max, Zi ≤ Z норм, где P – результат, Zi, Zнорм – затраты; 2) получение заданного результата при минимальных затратах: Z –> min, Р ≥ P норм. Существует множество различных показателей эффективности, с разных сторон характеризующих деятельность предприятий СКС и туризма. Например, экономическими показателями, характеризующими эффективность производства гостиничных услуг, являются:
В зависимости от того, для каких целей рассчитываются показатели, это могут быть выручка, прибыль и т.д. Например, эффективность работы турфирмы оценивают с помощью: – показателя рентабельности; – данных по анализу удовлетворения потребителей данным туристским продуктом. Важнейшим показателем экономической эффективности, отражающим деловую активность и конечные финансовые результаты деятельности предприятия СКС и туризма, является рентабельность, которая рассчитывается в виде отношения прибыли к затратам. Существует множество различных показателей рентабельности: рентабельность производства, рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукция, рентабельность затрат, рентабельность совокупных ресурсов и т.д. Определение (расчет) разных видов эффективности регламентируется различными методиками. Все методы, используемый при оценке экономической эффективности производственных процессов, можно разделить на две группы: относительно простые (статические) методы (срок окупаемости, простая (годовая) норма прибыли) и динамические, использующие концепцию дисконтирования1. Статическая эффективность является основной при управлении текущими процессами деятельности предприятий СКС и туризма на относительно краткосрочном отрезке времени, т.е. при решении оперативных и тактических вопросов. Она характеризует процесс приспособления к сложившейся экономической ситуации компании, не рассчитанных на дополнительный рост. Динамическая эффективность характеризует тенденцию к развитию. Динамическая эффективность - основной способ поддержания высокой конкурентоспособности предприятий СКС и туризма в течении максимально длительного __________________ 13 1 Дисконтирование – соизмерение разновременных показателей путем приведения их к ценности в начальном периоде. Для приведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется норма дисконта (ставка дисконта), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал. периода времени. Эти аспекты эффективности имеют одинаковую ценность для предприятия СКС и туризма и могут использоваться в дипломном исследовании в зависимости от его цели. Целью выполнения дипломной работы является: – развитие навыков выполнения самостоятельное выполнение работы и её оформления; – систематизация, расширение, углубление и закрепление теоретических и практических знаний в области туристского и гостиничного бизнеса;
В соответствии с поставленной целью номинальный автор диплома в процессе исследовательской работы должен решить следующие задачи:
^ Дипломное исследование представляет собой целенаправленное производство новых знаний об объекте для их использования в практической деятельности. Как процесс производства знаний оно включает в себя прохождение нескольких логически взаимообусловленных и взаимосвязанных этапов: ___________ 15 1 Если выпускник не в силах сам справиться с литературным редактированием текста, он может использовать для этой цели со стороны привлеченного редактора.
Такая последовательность обусловлена логикой процесса исследования. Например, реальный рабочий план можно составить, лишь ознакомившись предварительно с информацией, разработав гипотезу и определив методику исследования и т.п. Все этапы исследования тесно связаны и переплетаются между собой. Каждых из этапов состоит из ряда последовательно выполненных работ. Последовательность работ и их взаимосвязь определяются сложностью проблемы, длительностью ее выполнения и т.д. Руководствуясь общей последовательностью этапов проведения дипломного исследования (см. прил. А), каждый студент должен разработать свои вариант графика выполнения исследовательских операций, учитывая особенности проводимого исследования. 16 |
![]() | Программа и методические рекомендации (преддипломной) практики предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | ![]() | Печатается по решению кафедры Конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала БашГУ |
![]() | Программа производственной практики для студентов III курса специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» / сост. Е.... | ![]() | «Социология и социальные технологии» Твгту, предназначены для студентов, бакалавров и магистрантов направлений и специальностей «Социология»,... |
![]() | Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное | ![]() | Сивов В. П., преподаватель спец дисциплин колледжа ггхпи, заслуженный учитель РФ |
![]() | Работа должна быть подписана с указанием фамилии, имени, отчества, группы, даты сдачи | ![]() | Н. А. Балюк. Итоговая государственная аттестация. Выпускная квалификационная работа. Учебно-методический комплекс. Методические указания... |
![]() | Методические рекомендации содержат пояснительную записку (цели, задачи курса и т д.), тематический план, содержание курса, методические... | ![]() | Утвердить темы дипломных работ студентов 5 курса специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм в 2012/2013 учебном году... |