Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства




НазваниеТуризм как специфическая отрасль народного хозяйства
страница1/13
Дата публикации05.04.2014
Размер1.54 Mb.
ТипЛекция
zadocs.ru > Туризм > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Лекция №1

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства.

  1. Социально-экономическая значимость туризма.

  2. Понятие туризма, отрасли и сферы туризма.

  3. Факторы, определяющие и ограничивающие развитие туризма.

  4. Менеджмент туризма. Особенности управления туризмом.


Вопрос 1. Социально-экономическая значимость туризма.

Социально-экономическое значение туризма достаточно велико, о чём свидетельствуют следующие данные:

  1. Приоритетная роль туризма в формировании валового национального продукта, общественного богатства и денежных доходов. Так, например, туризм как экспортная отрасль экономики занимает первое место в государствах со средним уровнем развития, таких как Испания (41,7%), Греция (40,4%), Португалия (22,8%) и т.д. В высоко развитых странах – второе или третье место. Австрия (32%), Швейцария (10%), Италия (9,8%), Дания (8,7%), Франция (8,5%) и т.д.

  2. Превышение доходов от международного туристского обмена над затратами на него. В Испании в 7 раз, в Турции в 6 раз, в Португалии в 4,8 раза, в Греции в 3 раза, в Италии в 2 раза. На сегодняшний день США, Германия, Япония, имеют отрицательное туристское сальдо, т. е. в этих странах за счет туризма отток валюты из страны превышает приток.

  3. Мультипликативный эффект от развития туризма на конкретной территории.

  4. Создание рабочих мест в сфере туризма. Туризм занимает первое место в мире среди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн. человек, то прогнозируется, что в 2020 г. будет создано 550 млн. рабочих мест.

Туристские организации в зависимости от поставленных целей и задач в процессе деятельности выбирают наиболее перспективные сегменты международного туристского рынка, но вместе с тем каждой из них целесообразно учитывать и общие тенденции развития международного туризма.

Темпы международного туристского обмена неуклонно продолжают расти даже в условиях возникавших время от времени политических, экономических, экологических, энергетических и других кризисов. Для сравнения в 1950 г. количество прибытий и валютных поступлений во всех странах составляло соответственно 25 млн. чел. и 2,1 млрд. долл. США, а к 2000 г. эти значения составили – 698 млн. чел. и 476 млрд. долл. США.

Лидерами по международным туристским прибытиям в 2000 г. являлись: Франция – 74,5 млн. чел., Испания – 53,6 млн. чел., США – 52,7 млн. чел. Россия на 7 месте – 22,8 млн. чел., по сравнению с 1999 г. этот показатель в нашей стране улучшился на 23,2%.

Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода. В то время как для 38% стран туризм – это главный источник дохода.

Д/з: Современное состояние туризма в РФ – въезд, выезд, приоритетные направления. Тенденции и прогноз развития туризма в России (статистические данные).
Вопрос 2. Понятие туризма, отрасль и сферы туризма. Факторы, определяющие и ограничивающие развитие туризма.

Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в понятийном смысле.

В отличие от путешествия туризм – категория, испытывающая сильное влияние экономики и обладающая дуализмом (двойственностью) внутренней природы явления, так как туризм – это и особый, массовый, род путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих путешествий.

Начиная с 30-х гг. во всех странах, имеющих условия для развития туризма, проблеме научного определения категорий «туризм», «турист», «путешествие», «экскурсант» и т.п. уделяется большое внимание. На сегодняшний день нет единого общепринятого определения туризму. Но тем не менее, все имеющиеся подходы к определению туризма можно систематизировать и сгруппировать условно по двум направлениям:

  1. рассматривает туризм как одну из форм миграции населения, связанную с процессом движения, путешествия, преодоления пространства с различными целями;

  2. характеризует туризм как социально-экономическое явление, как специфическую отрасль народного хозяйства.

Т.о., туризм – это совокупность социально-экономических отношений, опосредующих движение туристского продукта в целях качественного совершенствования общественного здоровья, удовлетворения интеллектуальных потребностей на новой технической основе, роста его эффективности и степени участия в общественном производстве.

Определенный вклад в развитие понятие туризм внесла Римская конференция по международному туризму, организованная ООН в 1963 г. на ней было выработано впервые определение международного туризма и связанных с ним понятий.

Одно из первых определений туриста принадлежит комитету экспертов по вопросам статистики Лиги Наций в 1937 г.

Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристику его составляющих.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Отметим, что: (а) значительная часть ограничений в понятиях будет носить чисто экономический характер, обусловленный местом туризма в современном развитом обществе; (б) сами определения будут служить целям и принципам международной туристской статистики, которая, в свою очередь, действует по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, учета и др.; (в) будут учитываться требования единообразного международного понимания существа категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.

Основные особенности туризма.

  1. В отличие от путешествий туризм – это перемещение людей в достаточно короткие промежутки времени. Длительные путешествия совершаются лишь единицами индивидуумов. Туризм же - массовое явление XX века, получившее свое развитие в силу сложившейся в развитом обществе политико-экономической ситуации. Люди (в большинстве своем трудящиеся по найму) повсеместно получили право на ежегодный короткий (в среднем 2-3 недели) отпуск. После второй мировой войны (1939-1945 гг.) люди в большинстве своем стали жить в достатке, позволяющем выделять средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха. Развитые транспортные средства, открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, дали вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира. По статистике наибольшую долю занимает туризм выходного дня (2-3 дня), далее следуют небольшие туристские поездки (6-7 дней), значительно меньшую долю занимают 8-12-дневные туры. Все остальные, более длительные, туристские поездки выпадают из статистики по причине ничтожности своего удельного веса в общей массе.

  2. Для туризма важно определить категорию места постоянного проживания (местожительство). Туризм предусматривает выезд людей с места своего постоянного проживания в иную местность, страну в целях туризма. Перемещения в пределах местности постоянного проживания, например ежедневные поездки на работу, не могут быть отнесены к туризму. В стране, где имеется правовой институт прописки, это – место прописки, регистрируемое соответствующими службами государственной власти, регулирующей миграцию населения. Имеющая место другая понятийная категория – обычное место постоянного жительства – определяется сроком, в течение которого человек постоянно проживает в одном и том же месте (городе, поселке, районе). При этом для каждого определенного места, района, страны, а также населения следует выделять лиц, которые могут быть отнесены к категории постоянных жителей или посетителей. Например, по статистике внутреннего туризма важно ограничить категории населения, которые следуют ежедневно на работу на определенные временные промежутки и расстояния. Так, для небольшого города это будет 20-30 мин при расстоянии в несколько километров, для крупного города – поездки на работу продолжительностью до 3 ч на расстояние свыше 50-100 км. Следует учитывать и минимальный промежуток отсутствия жителя в этом месте, а также отличия и особенности местностей и административных территорий. Для жителя небольшого поселка поездка на 70 км будет дальним путешествием. В то же время в Москве или Волгограде это расстояние находится в пределах городской черты. Очень непростой вопрос – являются ли туристами дачники, следующие на свои дачи в выходные дни на расстояние более 120 км? Мало кто из имеющих в России участки согласится назвать эти поездки отдыхом и туризмом, скорее, это тяжкий труд.

  3. Определение периода свободного времени исходит из общего понимания туризма как способа отдыха. Оно недостаточно справедливо для некоторых видов туризма, например для профессионально-делового, участники которого чаще всего совершают поездки как специалисты, командированные фирмой.

  4. Важнейшей категорией является цель туризма, которая позволяет четко выделить виды деятельности, относящиеся к туризму и попадающие под льготные таможенные, налоговые и иные предпочтительные режимы, устанавливаемые государствами исключительно для туризма. Главные цели туризма: развлекательные (аттрактивные), рекреационные и познавательные. Вторыми по значимости являются цели оздоровительные и лечебные, далее следуют профессионально-деловые, гостевые и пр.

  5. Туризм – важная составляющая экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, зрелищных мероприятий, поступление иностранной валюты и др. Туризм основан на эксплуатации местных туристских ресурсов, приносящей данной местности или государству доход.

Туризм в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный.

^ Внутренний туризм – временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.

^ Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий сферы туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах – деятельность, находящаяся под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль.

Имеет также место понятие национальный туризм – совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм. Так же выделяют понятие социального туризма.

^ Плановый туризм – любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма – туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. Начало плановому туризму положил Томас Кук. Именно он в 1849 г. придумал продавать туристские услуги в пакете: перевозку, экскурсии и питание.

В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм - специфический вид общественной туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками.

^ Социальный туризм – разновидность туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в Манильской декларации по мировому туризму в 1980 г.

Социальный туризм рассматривается как:

  • Путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданам РФ по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

  • Сфера профисиональной деятельности по формированию, продвижению и реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма;

  • Общественное движение участников социального туризма.

Известно, что совокупность предприятий, образующих отдельную отрасль, характеризуется следующими классификационными признаками:

  1. достигнутым числом самостоятельных в экономическом отношении предприятий с однородным видом деятельности или производства;

  2. специфическим характером труда и организаций технологий производства

  3. устойчивые экономические связи с другими отраслями народного хозяйства.

В отношении туризма, до 1992 г. туризм согласно общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) туризм является подотраслью, входящей в состав здравоохранения, физкультуры и спорта, социального обеспечения.

Туризм характеризуется всеми необходимыми классификационными признаками отрасли:

  1. развитая сеть материально-технической базы, размещения, питания, транспорта, культурно-развлекательного и спортивно-оздоровительного обслуживания;

  2. специфические природно-антропогенные ресурсы, являющиеся объектами туристской деятельности;

  3. уникальность производимых услуг и технологий обслуживания;

  4. общественная значимость туризма – экономическая, социальная, политическая.

^ Туризм как отрасль народного хозяйства представляет собой совокупность предприятий, организаций и учреждений, которые предлагают определенные услуги, направленные на обеспечение рациональной организации свободного времени и способствующие удовлетворению потребностей; располагают определенной материально-технической базой, отличаются специфическими условиями труда; имеют свою систему показателей учета и отчетности; отличаются организационной структурой управления.

Наличие организационной и экономической увязки различных услуг в единую туристскую услугу позволяет объединить различные территориальные и организационные предпосылки в самостоятельную сферу производства – сферу туризма.

Сфера туризма с точки зрения входящих в нее отраслей включает в себя индустрию туризма, индустрию досуга, отрасли инфраструктуры (транспорт, связь, розничная торговля, общепит, подготовка кадров для туристских организаций), отрасли материального производства, участвующие в создании объектов туризма и выпускающие товары туристского спроса.

Д/з: Найти все имеющиеся определения «туризм», «менеджмент туризма». Также найти понятия видов туризма: внутренний, международный, плановый, национальный, самодеятельный, социальный. Понятие «рекреация», «экскурсант», «посетитель». Кто даст больше определений более полно раскрывающие данные понятие получит оценку «5».

^ Вопрос 3: Факторы, определяющие и ограничивающие развитие туризма.

Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный прогресс. Среди многочисленных факторов, воздействующих на развитие туризма, целесообразно выделить следующие (макрофакторы).

Политические факторы. Стабильная политическая обстановка в стране – необходимое условие функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся с другими государствами; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе.

Экономические факторы. Рост доходов населения в экономически развитых странах позволяет населению этих стран больше тратить денег на путешествия. Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего класса (от 40% в Нидерландах до 59% в Италии).

Социально-демографические факторы. На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов представляет поиск душевного равновесия.

Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотношения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации. Одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности является туризм. С увеличением количества свободного времени в жизни людей обозначились две главные тенденции – дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становятся менее продолжительными, но более частыми.

Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рождаемости привели к увеличению удельного веса пожилых людей (в 1999 г. в мире насчитывалось 595 млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является очень привлекательным для организаций туриндустрии, так как пенсионеры обладают практически неограниченным свободным временем и относительно высокой покупательной способностью. Учитывая важность данного сегмента рынка. Всемирная Туристская Организация (ВТО) посвятила одну из своих конференций вопросам развития туризма для «лиц третьего возраста», в ходе которой был разработан ряд рекомендаций для работников туриндустрии, а именно: в программах для данной группы туристов предусмотреть дополнительные меры безопасности; медицинское обслуживание; диетическое питание; культурные мероприятия; прогулки; соответствующие возрасту физические нагрузки; предоставление ясной и четкой информации об организации отдыха.

Культурные факторы. К ним относится удовлетворение культурных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, традиций, культуры и истории других стран и народов. Следует отметить, что приверженность к тем или иным типам организации отдыха и соответственно удовлетворение своих культурных потребностей весьма существенно различается по странам. Например, многие жители Великобритании (46%), Бельгии (35%), Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря; отдых в городах привлекает японцев (51%), испанцев (33%), французов (25%); путешествуя по странам проводят свой отдых жители Италии – 41% и Франции - 32%.

Научно-технический прогресс. Основной скачок в развитии туризма произошел именно в 20 веке – веке НТП. В настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным для пассажиров; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д. При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для клиента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов.

Развитие туризма значительно зависит от информированности туристов о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации и их возможностей позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты или услуги.

Таким образом, весь комплекс факторов, влияющих на развитие туристской отрасли, можно разбить на две группы:

  1. факторы, действующие вне зависимости от деятельности организаций индустрии туризма (политические, экономические, социально-демографические, культурные);

  2. факторы, способствующие развитию туризма, активно используемые турорганизациями в своей деятельности.

Экономические условия и ограничительные факторы развития туризма (микрофакторы).

  1. уровень экономического развития страны в целом;

  2. факторы туристского спроса (цена, уровень доходов, вкусы, предпочтения, престижность, экзотика, уровень образования, эстетическое воспитание). Необходимый фактор для развития туризма в России является индивидуализация потребительского выбора.

  3. туристские ресурсы

  4. ограничения, связанные с окружающей средой

  5. ограничения с точки зрения свободного времени.

  6. ограничения с точки зрения законодательства.

Д/з: Повторить туристские ресурсы и виды. Найти структуру внерабочего времени. Найти нормативно-правовые акты регламентирующие туристскую деятельность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconСтроительство как отрасль народного хозяйства
...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconПонятийный аппарат предмета
В статистике народного хозяйства оба этих термина используются в весьма узком, сугубо экономическом контексте, как сфера или отрасль...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconГосударственные программы и проекты развития Народного хозяйства...
Экономические, финансовые и организационные основы стратегии развития Народного хозяйства России

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconГосударственные программы и проекты развития Народного хозяйства...
Экономические, финансовые и организационные основы Стратегии развития Народного хозяйства России

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconОтветы на билеты 1 Капитальное строительство в системе народного хозяйства страны
Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства. Продукцией строительной отрасли являются построенные...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconВиды и тенденции развития туризма (Учебник)
Туризм в природной среде (Спортивный туризм, Экологический туризм, Приключенческий (экстремальный) туризм, Трекинг-туризм (Походы...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства icon«Экономика фк иС»
Фк и с как отрасль национального хозяйства, ее место и роль, перспективы развития

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconВысшего профессионального образования «российская академия народного...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования российская академия народного...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconАпп как самостоятельная отрасль права
Арбитражное право в разное время по-разному квалифицировали. И как самостоятельную отрасль, и как подостраль гражданского процессуального...

Туризм как специфическая отрасль народного хозяйства iconКафедра социальной медицины и организации здравоохранения
Здравоохранение как отрасль национального хозяйства относится к сфере производства

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов