Менеджмент туризма




НазваниеМенеджмент туризма
страница1/61
Дата публикации07.05.2015
Размер6.17 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61




Н.И. Кабушкин

МЕНЕДЖМЕНТ

ТУРИЗМА


Допущено

Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов

специальности "Экономика и управление

социально-культурной сферой "

высших учебных заведений

Минск

БГЭУ

1999
УДК 338.48(075.8)

ББК75.81я73

К12
Издано при участии ООО "Новое знание"

Рецензенты:

зав. кафедрой управления туризмом Белорусского государственного экономического университета,

проф. А.П. Дурович;
доктор экономических наук, проф. Л.А. Воротъев

(Академия управления при Президенте

Республики Беларусь)


^ Кабушкин Н.И.

Менеджмент туризма: Учеб. пособие. — Мн.: БГЭУ, 1999. - 644 с.

ISBN 985-426-134-4.

Излагаются условия и предпосылки возникновения менеджмента туризма, выявлены особенности туризма как объекта управления. Представлены основные элементы туристских организаций. Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда менеджера и управления персоналом, принятия управленческих решений, управления конфликтами, ведения деловых переговоров.

Адресовано студентам и аспирантам, изучающим теорию и практику управления туристской индустрией, руководителям туристских фирм и слушателям ИПК.

УДК 338.48(075.8)

ББК75.81я73

ISBN 985-426-134-4

© Н.И. Кабушкин, 1999

© Оформление.

ООО "Новое знание", 1999

Предисловие



Мы вступили в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всем мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств — основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристская отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста приблизительно 350 млн. рабочих и служащих. При этом объем занятости в данной отрасли возрастает почти в два раза быстрее, чем в других сферах услуг.

Туризм — явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы. Но лишь недавно туризм возник как специфическая форма деятельности людей, которой обязательно нужно управлять.

Размышления о том, что такое туристский менеджмент, в конечном итоге сводятся к одной из важнейших функций менеджмента — мотивации путешествия. Почему люди отправляются в путешествия? Что они ищут во время отпуска? Какие факторы влияют на предложение туристских услуг и их количество? Все ли путешествующие имеют одинаковые представления об отдыхе? Остаются ли мотивы путешествия и потребности в нем стабильными или же они изменяются? Можно задать еще много вопросов, так или иначе связанных с менеджментом в туристской индустрии. На развитие менеджмента в туризме во все времена оказывали влияние экономические, социальные и технико-технологические факторы. С одной стороны, неудовлетворенная потребность в путешествиях связана с желанием устранить препятствия на этом пути.

Именно поэтому путешествия должны быть обеспечены покупательской способностью. С другой стороны, путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые дает развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма, а, следовательно, и нет предмета управления.

Кроме экономических, в туризме очень важны и социальные факторы. Как известно, в Конституции законодательно закреплено право каждого гражданина на отдых, а чтобы это право реализовать, необходимо решить ряд проблем социальной направленности: транспорт, дороги, организация ночлега, питания, проживания и многое другое — все то, чем пользуется потребитель туристских услуг на определенной территории. Речь идет о создании соответствующей туристской инфраструктуры, которую мы определяем как туристский продукт. Поскольку есть туристское место как конечная цель путешествия или туристский продукт, пользующийся спросом у населения, то следует признать, что слагаемые туристского продукта требуют управления ими. Там, где менеджменту туристского места отводится особая роль, гарантируется высокий результат в конкурентной борьбе. Успех приходит к тому, кто может осуществить стратегический менеджмент в такой сложной отрасли, как туризм. Это нелегко, однако даже маленький шаг вперед в этом направлении может означать большой шаг по отношению к конкурентам. Таким образом, туризм нельзя рассматривать изолированно от общего развития человечества. Подтверждением этого положения служит раздел менеджмента «Теория систем», объясняющий весь комплекс взаимосвязей составных элементов туристской индустрии.

В области менеджмента перед туристскими организациями стоит сегодня двуединая задача:

в полной мере внедрить в практику работы рыночные отношения, т.е. наполнить менеджмент туризма рыночным содержанием;

адаптировать ноу-хау в области туризма к условиям нового века, т.е. максимально полно учесть мировые изменения в этом отношении.

Каждый из нас представляет себе туризм как отрасль, более или менее известную, поскольку все мы куда-то ездили и проводили отпуска вдали от дома. Но вряд ли кто-нибудь задумывается о предпосылках, последствиях и взаимосвязях, сопровождающих туризм. То, что скрывается за всем этим, и составляет содержание курса «Менеджмент в туризме». По сути, это первая попытка системно представить своего рода модель управления туристской индустрией как на территории стран СНГ, так и за ее пределами.

В настоящее время на книжном рынке появилось много хороших, переведенных на русский язык книг зарубежных авторов, посвященных проблемам менеджмента. Все эти прекрасные издания в большей или меньшей степени отражают зарубежный опыт и построены на анализе предприятий с развитой рыночной экономикой. Однако модели управления, оправдавшие себя на практике в международной туристской индустрии, из-за неразвитости инфраструктуры и неподготовленности кадров вряд ли могут быть применимы в наших условиях. В настоящем издании мы попытались максимально учесть опыт управления туристской индустрией в других странах.

В данном учебном пособии на основе общих концептуальных принципов представлены различные аспекты менеджмента в туризме (менеджмента туристских регионов, туристских организаций и предприятий). Автор сконцентрировал внимание на тех методах управления туризмом, которые наиболее важны для отечественной науки и практики.

Книга построена как учебное пособие и адресуется людям, изучающим туристскую индустрию, а также руководящим работникам и специалистам, работающим в этой сфере. В методическом отношении данное учебное пособие базируется на материале о классическом менеджменте, изложенном автором в учебнике «Основы менеджмента». Простота и доступность изложения позволят читателю самостоятельно изучить различные аспекты управления туризмом.

В работе над подготовкой книги использованы материалы учебных семинаров под названием «Экономика и управление туризмом», проведенных в 1997 г. по программе «Transform» нашими коллегами из Германии: профессором У. Рором — директором международного курса глобального менеджмента (Высшая школа, г. Бремен), профессором К. Шухардтом — ведущим специалистом по евромаркетингу Высшей школы г. Бремена, а также деканом факультета туризма Профессиональной академии г. Равенсбурга, профессором К.Х. Хэнсслером. Автор выражает им искреннюю благодарность за содействие.

В издании книги большую помощь оказали ректорат БГЭУ, а также профессорско-преподавательский состав кафедры управления, за что автор им очень признателен.

^ И.И. Кабушкин,

директор Высшей школы туризма

Белорусского государственного

экономического университета,

доктор экономических наук,

профессор
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Менеджмент туризма iconПособие для студентов географического факультета, обучающихся по...
Ф336 Экскурсионный менеджмент: пособие для студентов географических факультетов, обучающихся по специальности 1-31 02 01 – 02 03...

Менеджмент туризма iconВопросы гэк по дисциплине «Менеджмент»
Программно-целевой метод управления развитием туризма: содержание и особенности применения

Менеджмент туризма iconТема Государственное управление и регулирование в отрасли туризма
Основные способы и цели государственного регулирования в сфере туризма. Основные приоритеты направления государственной политики...

Менеджмент туризма iconУчебное пособие Ростов-на-Дону 2008 содержание введение Глава Эволюция...
Основные методы лечения и оздоровления, применяемые на современных европейских курортах (на примере Италии)

Менеджмент туризма iconМетодические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский государственный...

Менеджмент туризма iconРазновидности туризма. История развития туризма в России
Туристские узлы, их назначение, применение. Вязание по выбору не менее 6-7 узлов

Менеджмент туризма iconВ настоящее время рынок российского туризма развивается крайне неравномерно....
Это значит, что преобладает не только выезд туристов над въездом, но и вывоз за рубеж денег (валюты) над их поступлением в национальную...

Менеджмент туризма iconВопросы к диф зачету по дисциплине «Менеджмент»
Понятия менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как вид деятельности и система управления

Менеджмент туризма iconМенеджмент туризма
Раскрыты система, структура, функции, методы и стиль управления туристской фирмой. Особое внимание уделено вопросам организации труда...

Менеджмент туризма iconРабочая программа дисциплины
Менеджмент №543 от 20 мая 2010 г и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 080200 – Менеджмент (специализированная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов