Вопросы для изучения курса бжд




НазваниеВопросы для изучения курса бжд
страница1/6
Дата публикации07.03.2016
Размер0.7 Mb.
ТипРешение
zadocs.ru > Туризм > Решение
  1   2   3   4   5   6
Вопросы для изучения курса БЖД


  1. Цели и задачи изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности.

Эта дисциплина решает следующие основные задачи:

  • идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;

  • защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;

  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;

  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Основные функции БЖД - обеспечить безопасность труда и жизнедеятельности человека, охрану окружающей природной среды через:

  • описание жизненного пространства;

  • формирование требований безопасности к источникам негативных факторов – назначение ПДВ, ПДС, ПДЭВ, допустимого риска и т. д.;

  • организацию мониторинга состояния среды обитания и инспекционного контроля источников негативного воздействия;

  • разработку и использование средств биозащиты;

  • реализацию мер по предотвращению и ликвидации последствий ЧС;

  • обучение населения основам БЖД, подготовку специалистов всех уровней и форм деятельности.

Практическое значение данной дисциплины исходит из целей и задач, которые реализует наука БЖД. Таким образом, основное практическое значение БЖД – это защита жизни и здоровья людей в чрезвычайных ситуациях.

Наука БЖД исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей. В современном понимании наука о БЖД изучает опасности производственной, бытовой и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении ЧС техногенного и природного происхождения.

Изучение курса БЖД позволяет получить, расширить и углубить знания в области анатомо-физиологических свойств человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности; подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих позиций.

  1. Характеристика системы "человек-среда".

^ Безопасность жизнедеятельности – это состояние окружающей среды, при котором с определенной вероятностью исключено причинение вреда существованию человека.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий жизнедеятельности людей на всех стадиях жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Жизнедеятельность – сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность. Это повседневная деятельность (игра, учение, труд) и отдых, способ существования человека.

В процессе разнообразной активной деятельности человек вступает во взаимодействие с окружающей средой.

^ Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье и потомство. Человеческий организм безболезненно переносит те или иные воздействия лишь до тех пор, пока они не превышают пределов адаптационных возможностей человека. Превышение этих пределов приводит к травмам или заболеваниям.

С опасностями человек столкнулся с момента своего появления. Сначала это были природные опасности, но с развитием человеческого общества к ним прибавились техногенные, т.е. рожденные техникой.

Научно-технический прогресс наряду с благами принес и неисчислимые бедствия как человеку, так и окружающей среде. Увеличивается количество различных заболеваний (одно из последних – "синдром компьютерного зрения"), происходит интенсивное загрязнение атмосферы, увеличивается количество озоновых "дыр", действует парниковый эффект, наблюдается изменение климата, потепление и т.д.

Человек и сам является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровья.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современный специалист должен быть в достаточной степени подготовлен для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности работающих и населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Естественная среда самодостаточна и может существовать и развиваться без участия человека, а все иные среды обитания, созданные человеком, самостоятельно развиваться не могут и без участия человека обречены на старение и разрушение.
Биосфера — природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворить свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникабельности, непрерывно воздействовал на естественную среду и, главным образом, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера — регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия людским социально-экономическим потребностям.

Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами и поселками, промышленными зонами, промышленными предприятиями. К техносферным условиям относятся также условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.

В процессе жизнедеятельности человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она формируется и используется человеком для продолжения рода, обмена опытом и знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей и накопления интеллектуальных ценностей.

В последние годы, с конца XIX в., непрерывно развиваются техносфера и социальная среда, о чем свидетельствуют все возрастающая доля преобразованных человеком территорий земной поверхности, демографический взрыв и урбанизация населения. Развитие техносферы происходит за счет преобразования природной среды.

  1. Обязанности лиц ответственных за обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Рабочий (18 лет, минимальное обучение - 18 часов);

Человек - мастер (учится от 1,5 до 5 лет );

Администрация;

"Власть".

Обязанности их заключаются в профессиональном исполнении следующих действий:

Грамотно принять человека на работу.

Обучить и оформить обучение.

Обеспечить инструкциями.

Осуществить контроль над работой.

Организовать безопасную работу.

Проведение профилактики.

Ведение учёта рабочего времени, регулирование режима труда и отдыха.

Перевод на лёгкую работу.

Осуществление допуска к особо опасным работам.

  1. Критерии ЧС.

Чрезвычайные ситуации: основные понятия и определения.

В нормативных документах дается следующее определение: чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ЧС, как правило, именуется по лежащему в ее основе чрезвычайному событию.

Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природного происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду. При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому население и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.

Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.) , в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях.

К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся: аварии; крупные аварии; опасные природные явления; стихийные бедствия; экологические бедствия; экологические катастрофы; социальные, политические, национальные явления.

Основные последствия ЧС - разрушения, затопления, массовые пожары, радиоактивные загрязнения (заражение) , бактериальное (биологическое) заражение, химическое заражение и т. д. , гибель населения.

Масштаб последствий (ущерб) ЧС - количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т. д. (является следствием взаимодействия многих явлений - причин, факторов) .

Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной. Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.

№ Тип критерия

Качественное описание критерия

1.Временной

Внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий.

2.Социально-экологический

Человеческие жертвы, эпидемия, метагенез, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод из производства значительной части природных ресурсов, с/х угодий и культур.

3.Социально-психологический

Стрессовое состояние (страх, депрессия, паника и пр) . Дестабилизация психологической устойчивости населения в пост кризисный период.

4.Социально-экономический

Острая конфликтность, взрывоопасность, усиление внутрипо-литической напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.

5.Экономический

Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выражении. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходимость значительных материальных затрат на восстановление и компенсацию, создание страховых фондов. Необходимость использования большого количества техники для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.

6.Организационно-управленческий

Неопределенность ситуации, сложность прогнозирования хода событий принятия решения. Необходимость привлечения большого количества разных специалистов и организаций. Необходимость масштабных эвакуационных и спасательных работ.

С учетом рассмотрения данных критериев: ЧС - внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, острой конфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом, прежде всего человеческими жертвами и вследствие всего этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию последствий.

  1. Стадии развития ЧС.

Исследования в области чрезвычайных ситуаций позволяют сделать вывод, что основная масса экстремальных событий возникает в результате:

воздействия природного фактора (природные процессы вследствие гравитации, земного вращения, разницы температур и др.);

воздействия природной среды на сооружения и технику (коррозия, изменение технических показателей и т.п.);

возникновения или развития по вине человека (например, при нарушении правил эксплуатации) отказов и дефектов в сооружениях, машинах и т.п.;

воздействия технологических процессов (температур, вибрации, агрессивных паров и жидкостей, повышенных нагрузок и пр.) на сооружения, машины, механизмы и т.п.;

военной деятельности и др.
Независимо от классификационной принадлежности, в развитии чрезвычайных ситуаций выделяют четыре стадии.

Зарождения - возникновение условий или предпосылок для чрезвычайной ситуация (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Установить момент начала стадии зарождения трудно. При этом возможно использование статистики конструкторских отказов и сбоев, анализируются данные сейсмических наблюдений, метеорологические оценки и т.п.

Инициирования - начало чрезвычайной ситуации. На этой стадии важен человеческий фактор, поскольку статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны с человеческим фактором. Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора для АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов. Необходимо поднимать престиж работы диспетчера и оператора.

Кульминации - стадия высвобождения энергии или вещества. На этой стадии отмечается наибольшее негативное воздействие на человека и окружающую среду вредных и опасных факторов чрезвычайной ситуации. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

Затухания - локализация чрезвычайной ситуации и ликвидация ее прямых и косвенных последствий. Продолжительность данной стадии различна, возможны дни, месяцы, годы и десятилетия.
В качестве примера предлагается следующая последовательность событий:

наступление пожароопасного периода в лесу можно оценить как стадию зарождения чрезвычайной ситуации;

оставленный не затушенным костер в лесу вызвал стадию инициирования чрезвычайной ситуации;

лесной пожар - это стадия кульминации чрезвычайной ситуации;

стадия затухания начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации (ограничения). Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

  1. Поражающие факторы ЧС.

Поражающие факторы чрезвычайных ситуаций

Основными видами последствий чрезвычайных ситуаций являются: разрушения, заболевания, гибель, различного вида заражения (радиоактивное, химическое, бактериальное) и др.

Кроме этого люди, находясь в экстремальных условиях чрезвычайной ситуации, испытывают психотравмирующие факторы. Идет нарушение психической деятельности в виде реактивных (психогенных) состояний. При этом психогенное воздействие испытывают и люди, находящиеся вне зоны действия чрезвычайной ситуации. По существу, это ожидание чрезвычайной ситуации и её последствий.

Если радиус действия опасных и вредных факторов чрезвычайных ситуаций можно определить расчетом, то радиус действия психотравмирующего воздействия может быть любым. При этом развивается фобия (от греческого phobos - страх, боязнь), т.е. навязчивый, не приходящий страх перед чем-либо.

В 1945 году, после атомной бомбардировки американцами японских городов Хиросимы и Нагасаки, радиацией было задето примерно 160 тыс. жителей, но страх перед ядерным оружием стали испытывать все жители планеты. После аварии на Чернобыльской АЭС более 15 млн. людей стали испытывать страх перед радиацией. Так называемая радиофобия способна привести к таким психическим расстройствам, что могут развиться заболевания, отмечаемые при лучевой болезни. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

Для жителей России психотравмирующие факторы усугубляются тем, что остро не хватает специалистов в области психологии человека. По разным оценкам у нас от 1,5 до 4 тыс. подобных специалистов, а, например, в США их десятки тысяч.

Опасные и вредные факторы чрезвычайной ситуации, воздействуя на конкретную территорию с расположенными на ней населением, сооружениями, флорой и фауной, образуют очаг поражения.

При этом различают:

простой очаг поражения - это очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора (например, разрушения от взрыва или пожара);

сложный очаг поражения - это очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, вызвавшие пожар и разгерметизацию емкостей с химически - опасными веществами).

Чаще всего очаги поражения сложные. Например, землетрясения приносят не только разрушения, но и пожары, инфекционные заболевания и психические расстройства оставшихся в живых жителей.

Формы очагов поражения зависят от природы источника, например, при землетрясении - круглая форма, ураган образует форму в виде полосы, а пожар или оползень образуют очаг поражения неправильной формы.

  1. Природные ЧС, их особенности и возможности реализации

Чрезвычайная ситуация природного характера — это неблагоприятная обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, которое может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения.

Такие чрезвычайные ситуации называют еще стихийными бедствиями. Эти явления возникают под воздействием атмосферных факторов (ураганы, смерчи, снегопады, ливни), огня (лесные и торфяные пожары), изменения уровня воды (паводки, наводнения), изменений в земной коре (извержение вулканов, землетрясения, оползни, сели, обвалы). Наибольшую опасность для населения представляют наводнения, ураганы, землетрясения и засухи, на которые приходится около 90% ущерба, причиняемого стихийными бедствиями.

Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на ситуации:

— геофизического характера (извержения вулканов, землетрясения);

— геологического характера (оползни, сели, обвалы, лавины, провалы земной поверхности в результате карста, абразия, эрозия, пыльные бури);

— метеорологического и гидрометеорологического характера (бури, ураганы, смерчи, торнадо, шквалы, крупный град, ливни, сильные снегопады, морозы, метели, туманы, сильный гололед, сильная жара, заморозки, засухи);

— морского гидрологического характера (тайфуны, цунами, сильное волнение, напор и дрейф льдов, труднопроходимые льды);

— гидрологического характера (наводнения, половодья, паводки, заторы, зажоры, ветровые нагоны, ранние ледоставы, низкие уровни воды);

— гидрогеологического характера (низкие и высокие уровни грунтовых вод);

— природные пожары (лесные, степные, торфяные и пожары горючих ископаемых);

— инфекционная заболеваемость людей (единичные и групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии);

— инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (энзоотии, эпизоотии, панзоотии);

— поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии, панфитотии, массовое распространение вредителей растений).

  1. Защита населения от природных ЧС.

Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера включают:

1 строительство специальных сооружений и убежищ, способных укрыть людей во время развития опасного природного процесса и полностью защитить их от угрозы; (осуществляется в тех случаях, когда здания, сооружения, дамбы или другие инженерные сооружения неспособны защитить население от природных опасностей.Защитные объекты должны возводиться в легко доступных местах, где имеется большое скопление населения, которое могло бы в предельно сжатые сроки укрыться в этих объектах.)

2 повышение устойчивости зданий и сооружений воздействию природной стихии; (достигается совершенствованием проектных решений и применением новых более прочных строительных материалов.Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления попадало минимальное количество объектов социального и хозяйственного назначения.).

3 защитные инженерные мероприятия

противосейсмическиенаправленные на снижение разрушительного воздействия землетрясений, включают:

  • строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

  • усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений (фундаментов, стен, перекрытий) с учетом сейсмического риска для соответствующей территории;

  • изменение существующей законодательной базы строительства в сейсмоопасных районах, уточнение принципов и системы сейсмозащиты и др.

К противооползневым и противообвальныммероприятиям относятся:

  • изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;

  • искусственное понижение уровня подземных вод;

  • закрепление грунтов различными способами;

  • строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы и др.).


Предупредительными инженерно-техническими мероприятиями по защите от наводнений являются:


  • строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);

  • реконструкция существующих защитных сооружений;

  • использование противопаводковых емкостей водохранилищ с целью срезки пика половодий и паводков.


4эвакуационные мероприятия; (Эвакуация осуществляется в безопасые районы, в которых не действуют поражающие факторы стихийного бедствия или природной катастрофы)

Эвакуация при землетрясениях

В качестве этих пунктов, а также мест временного размещения эвакуированного населения используются городские площадки, стадионы и другие места, а для временного размещения населения — полевые лагеря, палатки, вагоны-домики, сборные домики, железнодорожные вагоны, суда водного транспорта.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вопросы для изучения курса бжд icon1бжд – как наука. Определение, цели, структура и задачи
Поэтому объектом изучения бжд является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания»....

Вопросы для изучения курса бжд icon1. 1 Цель преподавания дисциплины изучить общие вопросы безопасности...
Безопасность жизнедеятельности (бжд)” – обязательна для всех специальностей и направлений. Основу научных и практических знаний в...

Вопросы для изучения курса бжд iconОбразован в 1953 году Кафедра физики Дистанционное обучение
В пособии даны общие методические указания по работе над курсом физики, список литературы, рекомендуемой для изучения курса, рабочая...

Вопросы для изучения курса бжд icon1. Цель и задачи науки бжд
Бжд – это наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания

Вопросы для изучения курса бжд iconВопросы для подготовки к 1 рубежному контролю по дисциплине бжд (ОТ) (темы 1-10)
Основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда

Вопросы для изучения курса бжд iconЭкономика
Целью данного курса является формирование у студентов комплекса базовых экономических знаний и навыков, необходимых для изучения...

Вопросы для изучения курса бжд iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Учебное пособие предназначено для самостоятельного изучения курса “Информатика” студентами первого курса технических специальностей...

Вопросы для изучения курса бжд iconВопрос№1: Предмет, значение и цели курса «ИБ». Периодизация истории...

Вопросы для изучения курса бжд icon-
России. Особое внимание уделено проблемам аграрного развития России. Пособие содержит перечни тем, по которым целесообразно подготовить...

Вопросы для изучения курса бжд iconВопросы к зачету по дисциплине «бжд» для студентов юридического факультета...
Единая государственная система предприятий и ликвидация чс (рсчс) и ее задачи и уровни

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов