| Паровозы, построенные для Петербурго-Московской (позже Николаевской) железной дороги. При выпуске имели тип 0-3-0, но вскоре некоторые из них были переделаны в тип 1-3-0. Конструкция была очень примитивна и быстро устарела.
годы выпуска 1845 - 1848
построено 121 изготовитель - Александровский завод вес ~30 т

^
|

| Основной тип паровоза русских железных дорог в первые десятилетия их существования. В 1912 году все оставшиеся паровозы этого типа получили серию Т с разными индексами.
годы выпуска 1857 - 1858, 1860 - 1863, 1865 - 1893, 1895 - 1896, 1901 - 1904, 1912, 1915 построено 3690, в т.ч. импорт 2069 (Франция, Бельгия, Австрия, Германия, Великобритания) прозвище: Трёхпарка
|
|
|
| ^
|
|
|
|

| Разные паровозы типа 0-4-0. Хотя они и превосходили тип 0-3-0 по тяговым характеристикам, но обходились существенно дороже. Это и обусловило их относительно медленное распространение и развитие.
годы выпуска 1858 - 1859, 1866 - 1871, 1874 - 1880 построено 741, в т.ч. импорт 474 (Австрия, Великобритания, Германия, Франция, Бельгия, США) вес 40-51.4 т нагрузка на ось 12-13 т скорость 43-56 км/ч
|
|
|
|
| ^
|

| Две партии танк-паровозов, заказанные Поти-Тифлисской (позже Закавказской) железной дорогой. В 1912 причислены к серии Ь.
годы выпуска 1869, 1879 построено 25 (Великобритания) изготовитель - завод Йоркшир вес 51.3, 52.4 т, сцепной 33.8, 34.2 т нагрузка на ось 11.7 т скорость 53 км/ч
|
|
|
| Группа Ф
|

| Сочленённые паровозы системы Ферли. Работали на Сурамском перевале на Закавказской железной дороге, имевшем очень сложный профиль с крутыми подъёмами и кривыми малого радиуса.
годы выпуска 1871 - 1872, 1879, 1884 построено 45, в т.ч. импорт 28 (Великобритания, Австрия) списание: 1930-е годы расшифровка обозначения: системы Ферли скорость 37.3 км/ч
| На рисунке: ФН
|
|
^
| ФИ
| Паровозы конструкции завода Шарп-Стюарт. Построены для Тамбово-Саратовской железной дороги, где и работали до 1887 года. Затем все паровозы системы Ферли были переданы на Закавказскую дорогу.
| год выпуска 1871 построено 4 (Великобритания)
| вес 72 т
|
| ФИН
| Паровозы конструкции завода Шарп-Стюарт с несколько изменённой топкой. Построены для Тамбово-Саратовской железной дороги.
| год выпуска 1871 построено 6 (Великобритания)
| вес 72 т нагрузка на ось 12.4 т
|
| ФI
| Паровозы конструкции завода Авонзид. Построены для Тамбово-Саратовской железной дороги.
| год выпуска 1871 построено 5 (Великобритания)
| вес 75.5 т
|
| ФК
| Паровозы конструкции завода Авонзид.
| год выпуска 1872 построено 4 (Великобритания)
| вес 72.8 т нагрузка на ось 12.7 т
|
| ФЛ
| Паровозы конструкции завода Йоркшир.
| год выпуска 1872 построено 4 (Великобритания)
| вес 86.9 т нагрузка на ось 15 т
|
| ФМ
| Паровозы конструкции завода Зигль.
| год выпуска 1879 построено 5 (Австрия)
| вес 81.3 т
|
| ФН
| Паровозы конструкции Коломенского завода. Прототипом послужили паровозы ФМ.
| год выпуска 1884 построено 17
| вес 90.2 т нагрузка на ось 13.8 т
|
|
| Товарные паровозы типа 1-3-0
|
|
|

| Небольшое количество американских паровозов.
годы выпуска 1872, 1874, 1878 построено 59 (США) изготовитель - завод Балдвин (Филадельфия) вес 34, 37.2, 39.5 т, сцепной 28.7, 32.3, 35 т скорость 57, 56 км/ч
|
|
|
Группа Ч
|

| Паровозы типа 0-4-0. Несмотря на то, что их создавали разные заводы, конструкция и размеры их были довольно схожи.
годы выпуска 1877, 1879 - 1902 построено около 1348, в т.ч. импорт 12 (Германия) расшифровка обозначения: с Четырьмя движущими осями
| На рисунке: ЧК
|
|
^
| ЧМ
| Паровозы конструкции Мальцевского завода. Имели очень хорошие ходовые качества, но нагрузка на ось была по тем временам великовата.
| изготовитель - Мальцевский завод главный конструктор - Бассон годы выпуска 1877, 1881 - 1883 построено 40
| вес 48.5 т нагрузка на ось 13.1 т скорость 47 км/ч
|
| ЧК
| Паровозы конструкции Коломенского завода типов 24 и 31. Сконструированы на основе паровозов завода Кесслер. Именовались паровозами "правительственного запаса".
| изготовители - Коломенский завод, Мальцевский завод годы выпуска 1879, 1881 - 1891 построено 499
| вес 45.7, 48.4 т нагрузка на ось 12.3 т скорость 45 км/ч
|
| ЧН
| Паровозы конструкции Невского завода.
| изготовитель - Невский завод годы выпуска 1880 - 1884, 1886 - 1889, 1891 построено 368
| вес 48 т скорость 45 км/ч
|
| ЧБ
| Паровозы конструкции Брянского завода.
| изготовители - Брянский завод, Невский завод, Главные Одесские мастерские годы выпуска 1892 - 1894, 1896 - 1897 построено 60
| вес 53.7, 52.3 т скорость 47 км/ч
|
| ЧН
| Паровозы конструкции Коломенского завода с паровой машиной компаунд (тип 54) и аналогичные им паровозы Брянского и Путиловского заводов.
| изготовители - заводы Коломенский, Брянский, Путиловский, Харьковский, Геншель годы выпуска 1893 - 1902 построено 363, в т.ч. импорт 12 (Германия)
| вес 50, 51.5 т нагрузка на ось 12.5 т скорость 45, 50 км/ч
|
| ЧВПК
| Паровозы колеи 1435 мм для Варшаво-Венской железной дороги. Несколько из них во время Первой Мировой войны были переделаны на колею 1524 мм.
| изготовитель - Коломенский машиностроительный завод годы выпуска 1909 - 1911 (на колею 1435 мм) переделано меньше 12
| вес 56.6 т нагрузка на ось 14.4 т скорость 47 км/ч
|
| ЧГ
| Трофейные паровозы Галицийских железных дорог.
| годы поступления 1914 - . получено не меньше 6
|
|
|
|
Семейство О
|

| Паровозы типа 0-4-0 с паровой машиной компаунд. С 1892 года они были приняты к серийному производству для казённых железных дорог вместо паровозов группы Ч. Эти паровозы получили большое распространение на всех дорогах, на рубеже веков они обеспечивали подавляющее большинство грузовых перевозок. По общей численности это второе семейство поездных локомотивов на отечественных железных дорогах.
годы выпуска 1890 - 1915, 1925 - 1928 построено 9129, в т.ч. импорт 163 (Германия, Австрия) расшифровка обозначения: Основной тип
| На рисунке: ОВ
|
|
|