1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века




Название1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века
страница1/7
Дата публикации03.08.2013
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века

Зарлит можно поделить на 2 больших периода: до 1968 и после 1968. Также литру рассм.в связи с циклами мировой политики, к. до 1991 развивалась в смене циклов похолоданий и потеплений. Иногда привязано к знаменательным историческим событиям. По-прежнему актуальна проблема распада старого мира. Смена вех: писатели прежнего времени уступают дорогу новым, хотя при этом и продолжают творческий путь Хемингуея, Фолкнера, Манна.
40-е – 50-е – Идеологическая радикализация: «холодная» война, маккартизм, крушение колониальной системы, успехи ев-ропейских социал-демократических и коммунистических партий и подавление «антикоммунистических восстаний» в Берлине, Будапеште.

60-е – 70-е – Победа нонконформизма как утверждение права не убивать и не отдавать свои жизни за «идеалы». Феномен 1968 года: Париж, Прага, Вудсток. Социальная и культурная эмансипация.

80-е – 90-е – Конец холодной войны, крушение социалистической системы, объединенная Европа, глобализация и антигло-бализм, англоязычная культурная экспансия, новые политические реалии однополярного мира.

Граница периода определялась не только мировой войной, но и завершением революционного цикла 50-е годы – установлением коммунистических режимов в странах Восточной Европы, победой нац.-освободит. Движения в «третьем мире», повлекшей распад колониальной системы. Важнейшим политическим движением второй половины ХХ в. Стало исчезновение с политической карты мира 90-х годов «мировой системы социализма». Литературное производство стало товарным, лит-ра – товаром, грозящим задушить культуру. Крайняя степень нетерпимости отличала лит-ную политику тоталитарных режимов – по другую сторону присутствовала жесткая нетерпимость неоавангарда 50-60-х годов даже усилилась относительно классического авангарда эпохи первой мировой войны. Неоавангард связан с «новыми левыми», с воинственной молодежной оппозицией. Он занял важнейшее место в «контркультуре» новых левых, подвергшей самой решительной критике западную цивилизацию. Уподобляя авангардийскую лит-рую практику практике революционной, новые левые отождествили разрушение худ. Языка с разрушением основ капитализма. Такое разрушение осуществилось способами, выработанными авангардом 10-20 х годов. Период «постреволюционный» - это вместе с тем период «постмодернистский». Термин это тимеет следующие значения. Первый – определение эпохи, для которой характерно движение модернизма к постмодернизму, а это значит, что классика модернизма осталась в прошлом. Второе значение термина – самое определенное, так как он определяет современную стадию развития модернизма, которая становится стадией завершающей. Традиция «бальзаковского» реализма не исчезла во второй половине ХХ в. Мировая война демократизировала лит-ру. Возник неореализм в Италии. В Великобритании развивалась антиквиторианская сатира. Культура стала примером синтеза, универсального художественного языка, к которому шла лит-ра Европы ХХв. В этом феномен лит-ры Лат. Америки, ее исключительной популярности в последний десятилетия. Роман колумбийца Маркеса потому и стал бестселлером, что синтезировал эту потребность в искусстве. Он расширил грань реального до фантастического. Как нельзя более актуальным предстал «магический реализм», «необорокко» латиномарек. Писателей, мифологичное по своей сути, посолько в его основе «чудесная реальность». И «антиромау» и «антидраме» присуще стремление что-нибудь сказать и сказать «нечто», нечто существенное о времени и человеке. Эпоха эта парадоксальна – после большого модернизма первыой половины ХХ в. Пришел постмодернизм в широком понимании этого слова.

^ 2Основные направления зарубежной литературы второй половины 20 века

2 Основные направления зарубежной литературы второй половины 20 века

Её можно поделить на 2 больших периода: до 1968 и после 1968. Также литру рассм.в связи с циклами мировой политики, к. до 1991 развивалась в смене циклов похолоданий и потеплений. Иногда привязано к знаменательным историческим событиям.

Литературный процесс этого времени усложняется концом европоцентризма, формированием третьего мира.

Так что любое произведение — прорыв сквозь отсталость. И именно в пространстве арабской культуры формируются уникальные явления художественного синтеза. Что же касается литератур капиталистических стран и стран социалистического лагеря, то здесь развитие в противостоянии различных общественно-политических укладов. В странах запада — модернизм, в странах востока — соцреализм.

40-50-е годы — конец революций в мире и искусстве, установление коммунистических режимов, побед, национально-освободительные движения в странах 3его мира, развивается модернизм.

Между тем характерная немецкой литературе тяга к философичности, к анализу внутреннего мира человека проявл. В творчестве писателей восточной Германии. В ФРГ — и реализм, и модернизм продолжают развитие.

Крайняя степень нетерпимости отличала лит-ную политику тоталитарных режимов – по другую сторону присутствовала жесткая нетерпимость неоавангарда 50-60-х годов даже усилилась относительно классического авангарда эпохи первой мировой войны. Неоавангард связан с «новыми левыми», с воинственной молодежной оппозицией. Он занял важнейшее место в «контркультуре» новых левых, подвергшей самой решительной критике западную цивилизацию. Уподобляя авангардийскую лит-рую практику практике революционной, новые левые отождествили разрушение худ. Языка с разрушением основ капитализма. Такое разрушение осуществилось способами, выработанными авангардом 10-20 х годов. Период «постреволюционный» - это вместе с тем период «постмодернистский». Первый – определение эпохи, для которой характерно движение модернизма к постмодернизму, а это значит, что классика модернизма осталась в прошлом. Второе значение термина – самое определенное, так как он определяет современную стадию развития модернизма, которая становится стадией завершающей. Традиция «бальзаковского» реализма не исчезла во второй половине ХХ в. Мировая война демократизировала лит-ру. Возник неореализм в Италии. В Великобритании развивалась антиквиторианская сатира. Культура стала примером синтеза, универсального художественного языка, к которому шла лит-ра Европы ХХв. В этом феномен лит-ры Лат. Америки, ее исключительной популярности в последний десятилетия. Роман колумбийца Маркеса потому и стал бестселлером, что синтезировал эту потребность в искусстве. Он расширил грань реального до фантастического. Как нельзя более актуальным предстал «магический реализм», «необорокко» латиномарек. Писателей, мифологичное по своей сути, посолько в его основе «чудесная реальность». И «антиромау» и «антидраме» присуще стремление что-нибудь сказать и сказать «нечто», нечто существенное о времени и человеке.

Уже с конца 40х выявляются 2 тенденции.

На почве нравственного осмысления «немецкой вины» в Западной Германии в 1947 году возникла «Группа 47» - объединение писателей, не желавших возрождения милитаризма и национализма. У ее истоков – деятельность журнала «Призыв». Основоположники группы – Ганс Вернер Рихтер, Альфред Андерш, Вальтер Кольбенхоф, Бёлль – тяготели к конкретному анализу общественных отношений в Германии. «Группа 47» своевременно вписалась в издательскую политику и книжный рынок ФРГ, искавших после арзгрома национал-социализма новые ориентиры.

В 1940 – 1950-е годы наряду с социально-критической прозой, тяготевшей то к натурализму, то к экзистенциалистскому осмыслению мира, а также с авангардистской поэзией в западногерманской литературе также активно развивался «магический реализм». Термин был предложен искусствоведом Ф. Роо еще в 1923 году. Он обозначал одну из версий позднего экспрессионизма, а позже стал распространяться не только на немецкую, но и на латиноамериканскую литературу. В первые послевоенные годы «магический реализм», переживший Веймарскую республику и Третий рейх, успешно конкурировал с «Группой 47».

«Магические реалисты» крайне редко обращались к проблеме текущей общественно-политической жизни. Они полагали, что общественное бытие в конечном итоге подчиняется космическим законам, а не человеческому своеволию, и человек не сможет рационализировать Жизнь и преобразить ее по своему разумению. Отсюда и «магическая» поэтика их произведений, отражающих хаотическую суету и бессмысленность большинства человеческих деяний и в то же время стремящихся уловить в этом Хаосе проявление непостижимой для обычного разума вселенской необходимости.

«Магические реалисты», поодиночке пережившие немецкий позор в годы нацизма, не составили единой группы и после войны. Наиболее яркими представителями «магического реализма» в послевоенной Германии были Эрнест Кройдер, Элизабет Ланггессер, а также Герман Казак и его роман «Город за рекой».

Писатель причудливо переплетает мифологемы прошлого (поиск истины, блуждание в лабиринте, воскресение из мертвых, идентификация себя) с “новыми” мифологемами ХХ века (город-призрак, город в руинах, мертвый город), а жизнь человека и ход истории представляет в символических картинах потустороннего мира.

В непосредственном эстетическом опыте романа исходная парадигма выступает персонифицированно, в виде действующих лиц. Окружающие главного героя персонажи являются зеркальными отражениями его самого, воплощением его внутренних возможностей, сил, искушений. “Испытания” главного героя осуществляются на каждом этапе “ученичества”, “странствий”, при каждой новой встрече с другими персонажами, в диалогах-спорах, во взаимном отражении.

Художественную форму романа “Город за рекой” во многом определяют традиции немецкого романа воспитания XVIII века. Как и классический роман воспитания, роман Казака имеет моноцентрическое построение, в котором субъективно-лирическое повествование доминирует над тенденцией эпической. Главный герой как бы обставляется целой системой персонажей-двойников, которые создают идеализирующие или, напротив, пародирующие его портреты, заставляющие его, таким образом, познавать себя. В результате такой эпической разработки образа происходит активизация новых возможностей жизни на границе “я” и “не-я”, что способствует не только психологической, но и этико-философской разработке проблемы духовного развития человека.

Другим принципом художественной организации романа выступает принцип “углубления во внутреннюю жизнь” Этот принцип связан с самой “тайной” эпического повествования: эпосу свойственно стихийно вычленять из “потока жизни”, из монотонности и бессознательности общего единичное, частное, субъективное для утверждения большого, целого, всеобъемлющего. Погружение в сферу “бессознательного психического” способствует осознанию себя в этом мире.
^ 3Французская литература после 1945

Послевоенный лит.процесс во Фр.сложен.Трудно определить место того или иного писателя,тк тв-во многих развивается отнюдь не прямолинейно,с подъемаим и спадами,идеолог.и худ.отклонениями.Модернизм с его стремлением быть в центре внимания интеллигенции изощряется в области теории,бесконечно изменяя ее,но в глав.чертах-антиреализме,пессимизме,антисоциалиности-он не меняется.Экзистенциализм сменяет авангардизм с его таетром абсурда,неороманом,школой письма.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ-один из самых мрачных философских и эстетических направлений современности. Человек в изображении экзистенциалистов безмерно тяготится своим существованием, он носитель внутреннего одиночества и страха перед действительностью. Жизнь бессмысленна, общественная деятельность бесплодна, нравственность несостоятельна. В мире нет бога, нет идеалов, есть лишь экзистенция, судьба-призвание, которой человек стоически и беспрекословно подчиняется; существование - забота, которую человек должен принять, ибо разум не способен справиться с враждебностью бытия: человек обречен на абсолютное одиночество, его существование никто не разделит.

Практические выводы экзистенциализма чудовищны: безразлично - жить или не жить, безразлично - кем стать: палачом или его жертвой, героем или трусом, завоевателем или рабом.оказал влияние на развитие ТЕАТРА АБСУРДА-(Беккет,Ионеско,Адамов)В пьесе Беккета Ожидание Годо-налицо все признаки абсурдистской драмы:1.отсутствие конкретности в описании места действия,примет времени,социальной хар-ки персонажей.2.в построении пьесы-бессмысленность,отрадающая уверенность автора в абсурдности и хаотичности этого мира,в трагич.обреченности ч-ка.3.в ней нет развития,нет сюжета.Двое бродяг сидат у дороги в ожидании к-то Годо.Действие заменено ожиданием,хар-ры тенями.НОВЫЙ РОМАН-(роб-грийе,Саррот,Бютор)-подвергали критике традиционный жанр р-на,подчеркивали свою полимичность по отношению к экзистенциализму.Решили дегуманизировать искусство,заменив мир ч-ка миром вещей,превратив ч-ка в вещь,а автора в регистратора вещного мира.Р-н антисоциал,безыдейный.Грийе-активный сторонник Шозизма(вещизма)чисто натулалистич.описания предметов,герои похожи на роботов.Саррот интересуют психологич.состояния.В Планетарии обьектом ииследований становится ничтожные эмоции персонажей ,спорящих за право обладать фамильным креслом.Бютор-Ступени-невозможность познания истины,Учитель пытается понять учеников и сходит с ума.Признаки: разрушение хар-ра и сюжета,смешение временных планов,монтаж отдел.кадров,натуралистич.фактография и иллюзорность изображаемого.Фразы в несколько страниц без знаков препинания,тяготение к бесчисл.скобкам.ЕЩЕ БОЛЕЕ НОВЫЙ РОМАН-Барт-лит-ра-совокупность заданных знаков,ни связ.не с идеей,ни со стилем.СЕКСУАЛ.АВАНГАРДИЗМ-сексууальная разнузданность,насилие,садизм объявляются благими средствами воздействия на общество
^ 3Литература США после 1945

В послевоенной литературе звучали имена тех писателей,к-рые были известны в первой пол.20в-Хеменгуэй,Фолкнер,Стейнбек,но появились и новые писатели-Холмс,Керуак,апдайк.Старые писатели возвращались к слвим старым темам,но заново философски переосмысленным.Сложный противоречивый мир Америки требовал худ.осмысл.и многочисл.писатели пытались ответить на вопрос "чем обусловлено мучительное раздвоение америки?"(с одной стороны -гордость за принадлежность к Новому свету,с др.-тревога и стыд за свое отечество)Почему Америка,страна равных и многогранных возможностей не может постич себя?Писатели стремились показать в противовес мнению о стереотипных американцах,америку в разнообраз.жизненных формах,где перемлетаются корни стольких начал,что разъединить их практич.невозможно.Писатели не пели хвалебной песни Америке,они показывали все ее противоречия:умение купить,переманить,пересадить себе все то,что кажется ей полезной в др.культурах,и в тоже время неумение сладить со всеми этими богатствами,культур.неопытность. На лит.сказывался политич.и психологич.климат страны,Писатели хотят показать как мучаются и страдают американцы,пытаясь разобраться в причинах совего несогласия с богаой и преуспевающей Америкой.Как в этих поисках основ человечности они утрачивают соц.видение добра и справедливости(отношение к индейцам и неграм) Лит.делят на 1)к 40-н 50х 2)2п 50-1п 60-х 3)60-е. Хар-ая черта лит.-поливариантность форм и методов. СТЕЙНБЕК-в его романах философские и социал. тенденции разв.США,в них мудрость простого народа и слепота обывателей.Творческая палитра разнообразна:миниатюра,философ.дневник,тв-ая утопия,миф,эпопея,соц.р-н. Роман «Гроздья гнева» (1939), о трагической судьбе обездоленных фермеров, стал эпопеей об американском народе. Повесть «Жемчужина» (1947) — притча о проклятии богатства. В романе «К востоку от рая» (1952) библейскую историю Авеля и Каина перенес в современную Америку. «Зима тревоги нашей» (1961) — иронический роман со сложной нравственной и психологической проблематикой. Книга очерков «Путешествие с Чарли в поисках Америки» (1962). Нобелевская премия (1962).Герои у Амер.писат(Стайрона-повести «Долгий марш» (1952) — обесчеловечивающее воздействие армейских порядков. Роман «Подожги этот дом» (1960) проникнут экзистенциалистскими мотивами. В историческом романе «Признание Ната Тернера» (1967) художественно-философское истолкование расовой проблемы. Нравственно-философский роман «Софи делает выбор» (1979) сочетает лирико-автобиографическую линию и социально-психологическую анатомию преступления и страданий в Освенциме;Эллисона-Роман «Невидимка» (1952) о духовных мытарствах молодого чернокожего американца в поисках самоопределения и независимости от любых форм массовой идеологии.

Движение битников и американская литература

Литература битников одно из центральных событий. С одной стороны были связаны с движением контестации, с другой стороны с авангардом. Литературная программа восходит к Рембо, сюрреалистам, была последней серьезной попыткой реализовать авангард.

Это Керуак, Ринсберг и Берроуз говорят о поколении битни-ков (нонконформистски настроенной молодежи 50-60х гг.). Социально обусловлены хипкультурой (хипстерами). Хипсте-ры – не просто социальные маргиналы, хоть они и были люмпенами, но были ими добровольно. Хипстер – белый негр (пьяницы, наркоманы, проститутки), они сознательно проти-вопоставляют себя культуре. Это социально-культурная эмиграция на дно, люмпен-интеллигентская богема. Акт не-гативизма, отрицание ценностей общества, хотели почувст-вовать озарение.

Смысловой центр – негритянская музыка, алкоголь, наркоти-ки, гомосексуализм. В круг ценностей входит сартровская свобода, сила и напряженность душевных переживаний, го-товность к наслаждениям. Яркая манифестация, контркуль-тура. Безопасность для них – скука, а потому болезнь: жить быстро и умереть молодым. Но в действительности все было пошлее и грубее. Битники героизировали хипстеров, прида-вали ми социальную значимость. Писатели этой жизнью жи-ли, но маргиналами не были. Битники не были литературны-ми выразителями, они только создавали культурный миф, образ романтического бунтаря, святого безумца, новую зна-ковую систему. Им удалось привить обществу стиль и вкусы маргиналов.

Изначильно биники по отношению к обществу были настрое-ны враждебно. В этом похожи на Рембо и Уитмена, сюрреа-листов, экспрессионистов (Миллер, Г.Стайн. и др.) Все авто-ры, творившие спонтанно могут быть названы предшествен-никами битников. В музыке парралельно были джазовые им-провизации.

Битники считали. Что в литературе жизнь должна быть изо-бражена потоком без сюжета и композиции, поток слов дол-жен изливаться свободно, на практике же не были так радикальны.

В 50-е годы — рост интереса к экзистенциализму, пессимистическое ощущение реальности, расцвет внебродвейского театра, как оппозиции коммерческому театру.

В 60е годы на сцену выходит герой интеллектуал, т.к. гл. задача того периода — осмысление происходящего (романы Беллоу, Апдайк); попытки создания современного бытописания (Чивер).
4^ Общая характеристика литературы ФР

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconСписок рекомендуемой литературы по курсу «История зарубежной литературы второй половины ХХ века»
Зверев А. М. Модернизм в литературе сша: Формирование. Эволюция. Кризис. – М

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconИстория Зарубежной Литературы второй половины ХХ века
Постмодерн как явление современной литературы. Теория постмодернизма (Ж. Деррида, М. Фуко, Р. Барт). Проблема взаимоотношения постмодернизма...

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconЛитература история зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945
История зарубежной литературы ХХ века. 1917-1945 / Под ред. В. Н. Богословского и З. Т. Гражданской. – М., 1990

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconГерман Гессе Степной волк
Роман, узаконивший для нонконформистской культуры второй половины уходящего столетия принципы постмодернистской литературы. Роман,...

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconУчебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы...
Учебно-метдический комплекс по дисциплине история зарубежной литературы ХIX века (романтизм и реализм)

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconИстория всемирной литературы
Шестой том «Истории всемирной литературы» посвящен литературному процессу первой половины XIX века

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconИстория зарубежной литературы
Андреев Л. Г., Карельский А. В. Зарубежная литература ХХ века: Учебник для вузов. М., 2000

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconПлан: Характеристика школ управления первой половины ХХ века Современные подходы к управлению 3
...

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века icon1. Общая характеристика Мировая литература первой половины XX века...
«потерянного поколения» Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя, Р. Олдингтона. Они увидели в войне страшную бессмысленную бойню и осудили ее...

1 Общая характеристика зарубежной литературы второй половины 20 века iconТема: Физическая культура и спорт в России со второй половины XIX до 1917 г
Особенности физической культуры и спорта в России со второй половины XIX до 1917 г

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов