Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г




НазваниеПрограмма воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г
страница1/7
Дата публикации04.08.2013
Размер0.76 Mb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Военное дело > Программа
  1   2   3   4   5   6   7



Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.
Программа воспитания и обучения детей с
фонетико-фонематическим

недоразвитием речи
(7 год жизни)


– М.: Министерство Просвещения СССР

Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР,

1986 г.

Данная программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии.
В картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность ее звуковой стороны, обусловленная дефектами восприятия и произношения. Однако у некоторой части детей может наблюдаться и нерезко выраженное отставание лексико-грамматического развития.
Характерным для этой категории детей является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. При этом наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество искаженно произносимых звуков. Типично недостаточное различение звуков на слух.
Нередко, наряду с неправильным произношением и восприятием звуков, отмечаются затруднения при произнесении многосложных слов и словосочетаний. Характерна для этой категории детей общая неотчетливость, смазанность речи, обусловленная нечеткой артикуляцией.

Данные дети не обладают в полном объеме готовностью к звуковому анализу речи, значительно хуже, чем их сверстники с нормально развитой речью, они справляются с выделением звуков из состава слов — как правило, им недоступно выделение гласных звуков из середины или конца слова; вместо первого согласного они называют обычно слог, слово и т.п.
Отмечается также отставание лексико-грамматического развития, которое выражается в бедности словаря, недостаточных навыках словообразования. При построении словосочетаний и предложений могут выделяться ошибки, не свойственные детям с нормально развитой речью. Это проявляется в аграмматизме, возникающем вследствие ошибок в согласовании и управлении и неправильном употреблении сложных предлогов. Характерна также бедность синтаксических конструкций, используемых в речи. Все названные затруднения проявляются в самостоятельной речи.
Таким образом, в устной речи детей, зачисляемых в группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, выявляются следующие недостатки произношения:
а) замена звуков более простыми по артикуляции (например, звуки С и Ш заменяются звуком Ф);
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Нарушение фонематического восприятия наиболее отчетливо выражаются в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих - звонких, свистящих - шипящих, твердых - мягких, шипящих-аффрикат);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднения при анализе звукового состава речи.
Недостатки звуковой стороны речи детей в большей или меньшей степени зависят от структуры дефекта. Так, при дизартрии наиболее выражены нарушения артикуляции звуков, в то время как при дислалии преобладают замены и смешения звуков. Количество нарушенных звуков не всегда являются достаточным основанием для зачисления в данную группу, так как основным критерием является сочетание нарушения фонематического восприятия с дефектами произношения.
Дети, страдающие ринолалией и дизартрией, могут обучаться в этих группах только при отсутствии у них выраженного недоразвития всех компонентов речевой системы. (СНОСКА: В остальных случаях они зачисляются в группы с общим недоразвитием речи.)
Кроме указанных недостатков речи, характерным для детей, обучающихся в группах с фонетико-фонематическим недоразвитием, является неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.
При комплектовании групп учитывается весь комплекс перечисленных недостатков.
Дети, поступающие в подготовительные группы с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить за 10 месяцев пребывания в них объем основных заданий, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
В программе, с целью определения требований по развитию отдельных сторон речевой деятельности, выделяются следующие специальные разделы:
Формирование произношения и развитие речи; обучение грамоте; ознакомление с окружающим и развитие речи; работа с книгой.
Во все другие разделы программы (Подготовка к изучению математики, конструирование, рисование и др.) так или иначе включена работа по развитию речи и коррекции внеречевых процессов.

Задачи коррекционного обучения
Цель коррекционного обучения:
Воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, путем применения, наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной сознательной деятельности детей в области речевых фактов.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учетом особенностей психической деятельности детей — обучение детей органически связано с воспитанием у них внимания, памяти, умения управлять собой и другими качествами, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
Учитель-логопед и воспитатель работают над развитием речи детей совместно, руководствуясь общими требованиями программы.
Ликвидация имеющихся у детей пробелов в речевом развитии проводится преимущественно логопедом (см. программу раздела «Формирование произношения и развитие речи»).
Логопедическая работа ведется в следующих направлениях:
- формирование произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
На с корригированном речевом материале осуществляется:
- развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и сочетаний их в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи преимущественно путем работы над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей преимущественно путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения.
Одновременно на занятиях, которые проводит воспитатель в связи с накоплением и систематизацией представлений детей о предметах и явлениях окружающей жизни, со знакомством с природными и общественными явлениями, расширяется и уточняется словарь детей, развивается разговорная и описательная, повествовательная речь.
В программе выделяется специальный раздел «Работа с детской книгой». Основная его задача — воспитывать у детей навык полноценного восприятия доступных возрасту произведений.
Немаловажную роль в общем и речевом развитии детей играет обучение грамоте, которое является не только средством приобретения первоначальных навыков правильного осознанного чтения, но также одним из способов формирования устной речи.
Занятия по обучению грамоте проводятся логопедом на материале правильно произносимых звуков.
Все указанные направления в работе по коррекции речи, так или иначе, взаимосвязаны.
Так, проведение упражнений, направленных на обогащение словаря и воспитание грамматического строя речи на правильно произносимом детьми материале, способствует одновременно совершенствованию как лексико-грамматических компонентов речи, так и фонетических.
В процессе формирования правильного произношения звуков большое внимание уделяется развитию внимания к звучащему слову, дифференциации звуков, анализу и синтезу звукового состава речи — все это создает предпосылки к успешному овладению грамотой. В свою очередь упражнения в чтении являются эффективным средством закрепления правильного произношения звуков и слов различной слоговой сложности, накопления и обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи. При обучении чтению предусмотрены многочисленные упражнения, направленные на развитие различных сторон речевой деятельности. В связи с чтением текста закрепляется навык кратких и полных ответов на вопросы, умение самостоятельно поставить вопросы к прочитанному тексту, пересказать его.
Кроме всех перечисленных направлений коррекционного обучения, в большинстве разделов программы предусматриваются специальные упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря, и развитие грамматической правильности речи.
Так, при подготовке к изучению математики отмечается, что особое внимание следует обратить на усвоение детьми понятий (а, следовательно, и словаря), связанных с изучением величины (большой, высокий, низкий, длинный, и др.), а также в сравнительной степени (больше, меньше, выше, ниже и т.п.), с взаимным расположением предметов в пространстве (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, внутри и т.п.). Эти же и некоторые другие понятия и термины закрепляются во время занятий по письму, конструированию, аппликации, рисованию, о чем сказано в программах.
Наряду с этим воспитатель осуществляет руководство развитием речи детей в повседневной жизни (в играх, в быту, на прогулках), учитывая особенности речевого развития детей.
Таким образом, развитие речи детей осуществляется разными путями, но ведет к единой цели — ликвидировать в процессе воспитания и обучения недостатки речевого развития ребенка и создать у него готовность к овладению школьными навыками и умениями.
Задачи воспитания
Наряду с коррекционными задачами программа воспитания детей в специальных группах предусматривает физическое развитие, умственное, нравственно-трудовое и эстетическое воспитание детей в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями. Воспитание осуществляется в активной детской деятельности — в играх, посильном труде, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой. Заботясь о здоровье и всестороннем развитии детей, поддерживая у них бодрое, жизнерадостное настроение, детский сад стремиться сделать счастливым каждого ребенка.
Благоприятным условием воспитания в детском саду является общество сверстников, возможность общения друг с другом, совместные игры и занятия. Благодаря этому условию успешно формируются социальные чувства, коллективные взаимоотношения детей и создаются наилучшие возможности для развития индивидуальных способностей.
Воспитатель и логопед последовательно осуществляют работу по всем разделам, предусмотренным программой воспитания детского сада общего типа. Учитывая трудности, обусловленные речевым дефектом, допускается изменение сроков и тематики разделов типовой программы детского сада. Они должны утверждаться решением педсовета в начале учебного года на основании всестороннего изучения детей.
Все изменения и некоторые перестановки внутри тем целесообразно осуществлять в течение 2-го полугодия с тем, чтобы к концу учебного года обеспечить усвоение программы в полном объеме.
Физическое воспитание в подготовительной группе предусматривает дальнейшее укрепление здоровья детей, содействует их правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствует функции организма, повышает его работоспособность. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости детей.
Важнейшими задачами для детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентировки, воспитание физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости и силы) в соответствии с состоянием здоровья, уровня физического развития, двигательной подготовкой детей, их индивидуальных особенностей.
Для успешного решения задач физического воспитания детей седьмого года жизни необходим хорошо налаженный систематический врачебно-педагогический контроль за физическим развитием дошкольников.
Умственное воспитание направлено на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствования сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создает необходимую базу для эффективной коррекции речи.
У детей формируются интеллектуальные умения и навыки: они учатся наблюдать, сравнивать, выделять существенное в воспринимаемых явлениях и делать обобщения, понимать простейшие причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Задачи умственного воспитания детей не сводятся лишь к расширению объема приобретаемых детьми знаний. Они предполагают развитие любознательности и умственных способностей, формирование простейших способов умственной деятельности, а также волевой организации своего поведения.
Нравственное воспитание предполагает воспитание начал гуманизма, любви к Родине, лучшим людям труда, защитникам Отечества; формирование коллективистских чувств и отношений, овладение способами сотрудничества, осознание себя членами коллектива; воспитание дисциплинированности, сдержанности, скромности, стремления к полезной деятельности, трудолюбия, бережного отношения к общественной собственности.
Эстетическое воспитание направлено на развитие у детей способности воспринимать и чувствовать красоту произведений искусства и окружающей жизни. Оно способствует обогащению их внутреннего мира, развивает у ребенка художественный вкус, музыкальный и поэтический слух.
В результате воспитательно-образовательной работы дети должны придти в школу физически здоровыми, уметь ответственно относиться к своим обязанностям, подчиняться требованиям взрослых, обладать достаточными знаниями об окружающем мире, уметь читать, писать, считать, пользоваться хорошо развитой и выразительной устной речью, быть способными к самостоятельной деятельности.
Примерный режим дня

Подъем, утренний туалет, дежурство, утренняя гимнастика 7.30 — 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30 — 8.50

Подготовка к занятиям 8.50 — 9.00

1-е занятие (проводит логопед) 9.00 — 9.35

2-е занятие (проводит воспитатель) 9.45 — 10.20

Индивидуальные и групповое логопедические занятия 9.35 — 13.00

Подготовка к прогулке, прогулка 10.20 — 12.45

Возвращение с прогулки 12.45 — 13.00

Подготовка к обеду, обед 13.00 — 13.25

Подготовка ко сну, дневной сон 13.25 — 15.00

Подъем, водные процедуры, игры детей, индивидуальные занятия по исправлению произношения (проводит воспитатель) 15.00 — 16.00

Подготовка к полднику, полдник 16.00 — 16.15

Фронтальные занятия (проводит воспитатель) 16.15 — 16.50

Подготовка к прогулке, прогулка 16.50 — 18.30

Подготовка к ужину, ужин 18.30 — 19.00

Спокойные игры, прогулка, гигиенические процедуры 19.00 — 20.45

Подготовка ко сну, ночной сон 20.45 — 07.30
Программа обучения на занятиях
Обучение на занятиях — основная форма коррекционной работы с шестилетними детьми.
Общая готовность детей к школе обеспечивается регулярностью проведения 17 фронтальных занятий каждую неделю, в течение 36 недель учебного цикла (сентябрь-май). 5 занятий проводит логопед. В соответствии с «Положением о дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи» на каждую группу утверждена должность логопеда.
В утренние часы ежедневно проводится по два фронтальных занятия с десятиминутными перерывами между ними: 1-е занятие с 9 часов до 9 часов 35 минут и 2-е — с 9 часов 45 минут до 10 часов 20 минут. В вечерние часы проводятся ежедневно (кроме субботы) одно занятие: с 16 часов 15 минут до 1 часов 50 минут.
Логопед ежедневно проводит одно фронтальное занятие (с 9 часов до 9 часов 35 минут). В летний период организуются только подгрупповые и индивидуальные занятия. Фронтальные логопедические занятия проводятся по системе, предусмотренной программой по единому для всех детей плану с учетом индивидуальных особенностей. На них присутствуют все дети без исключения. Речевой материал фронтальных занятий всегда должен включать правильно произносимые звуки.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconФиличева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей...
Программа предназначена для коррекционного обучения детей шестилетнего возраста с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения...

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconПрограмма обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием...
Представленный материал содержит характеристику особенностей речевого развития детей пятилетнего возраста с ффн, методические приемы...

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconИстория западно-европейской музыки
Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconТ. Ливанова история западно-европейской музыки
Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconИ. К. Кикоин (председатель), академик
П. Капица, член-корреспондент ан СССР ю. А. Осипьян, член-корреспондент апн СССР в. Г. Разумовский, академик Р. З. Сагдеев, кандидат...

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconЛиванова Т. Л 55 История западноевропейской музыки до 1789 года:...
Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания министерства культуры СССР

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconСтроительные нормы и правила российской федерации
Гипровуза Гособразования ссср, Гипротеатра Министерства культуры ссср, нпо «Лифтмаш», миси им. В. В. Куйбышева, вниипо мвд ссср,...

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconРабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи...
Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем...

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г iconПрограммы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида...
Программа логопедической работы по преодолению фонетико фонематического недоразвития у детей

Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии апн ссср, 1986 г icon«Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей»
Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов