Скачать 3.87 Mb.
|
НАТО - международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств (Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Дания, Франция, Исландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США). В настоящее время число членов НАТО составляет 26 (+ Греция, Турция, Германия, Испания, Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Болгария). Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе. Нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность. Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия). В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000). После теракта 11 сентября 2001 в НАТО было решено создать специальную структуру по борьбе с терроризмом. Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельциным и главами государств и правительств стран НАТО. Расширение НАТО на восток: 1999 + Польша, Венгрия, Чехия, 2004 + Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Словения, Болгария. Украина и Грузия стремятся в НАТО (хотя 70% опрошенных украинцев не поддерживают вступление Украины в НАТО => пропаганда евроатлантической интеграции). Грузия планирует вступить в альянс в 2008 и уже начала вывод российских миротворцев со своей территории + реформа армии (в рамках программы индивидуального партнерства с Североатлантическим альянсом). Германия (Фишер): "расширение НАТО на восток является вкладом в европейскую стабильность, укрепляет трансатлантические связи и ускоряет необходимые реформы в новых государствах-членах альянса". Самым сильным игроком в НАТО являются США. Для них расширение альянса выгодно с точки зрения распространения своего геополитического и военного влияния на страны Восточной Европы, реального закрепления своих позиций на территориях, традиционно находящихся, в том числе, в сфере влияния России. Для других нынешних членов блока более весомым плюсом расширения НАТО является встраивание стран Центральной и Восточной Европы в объединенное европейское пространство и снижение угроз территориальных претензий в этом регионе. Ведь условием вступления в альянс является демократизация процедур управления страной и отказ от территориальных претензий, которые потенциально имели друг к друг почти все страны Центральной и Восточной Европы. Для последних вступление в НАТО является составной частью интеграции в европейское пространство, которое должно быть унифицированным по целому набору параметров: не только политических и экономических, но и оборонных. Россия обеспокоена расширением НАТО на восток и вступлением Украины в НАТО, т.к. оборонно-промышленные комплексы России и Украины связаны еще с советских времен + НАТО вплотную подойдет к границе России => угроза безопасности России. Позиция российской власти в целом (официальная) по отношению к расширению альянса, видимо, будет сдержанно-негативной. Характерно в связи с этим заявление В.Путина: "У России нет каких-либо озабоченностей в связи с расширением НАТО с точки зрения обеспечения безопасности, однако приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам внимательным образом изучается нашими специалистами, и мы будем соответствующим образом выстраивать свою военную политику. НАТО не признает за Россией права влиять на внутренние процессы, происходящие в альянсе, но готова к диалогу с ней по вопросам, которые связаны с сохранением и развитием системы договоров, обеспечивающих безопасность в Европе. Для России ее нынешняя тактика - сохранение диалога с НАТО с целью получения максимально возможных компенсаций за процесс расширения блока на Восток - по сути, является безальтернативной: реально противостоять включения в состав альянса новых членов Россия не в состоянии.
Существует довольно неясное представление о понятии дипломатия. Этот вопрос вызывает в литературе массу споров. У В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств. С.И. Ожегов в своем словаре указывает, что дипломатия - это «деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государств» и в переносном смысле - ухищрения, уклончивость в действиях. Для широкой публики дипломатия – это искусство обмана, царство условностей и протокола, роскошной жизни и безделья. Иногда слово «дипломатия» употребляется как синоним внешней политики. Таким образом, дипломатия часто употребляется для характеристики самых разных, иногда противоречивых понятий, ничего общего не имеющих с подлинной дипломатией. Слово «дипломатия» происходит от древнегреческого слова «диплома» и означает официальные документы. В дипломатическом словаре дается следующее определение дипломатии: «дипломатия - это совокупность практических, невоенных мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Это искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования межд.конфликтов, поисков компромисса и взаимоприемлемых решений, а также расширенного и углубленного межд.сотрудничества. Это определение, в основном, может быть принято, но наиболее точным является определение И.В. Попова: дипломатия - наука межд.отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (МИДами), участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведения в жизнь мирными средствами.». Главные цели и задача дипломатии: она не только осуществляет внешнюю политику, но, как правило, участвует в ее выработке, и, наконец, в ее задачу входит не только защита интересов государства и его граждан, но и отдельного человека, проживающего за рубежом своей страны. Среди западных дипломатов популярно сравнение лиц этой профессии с хирургами высокого класса. Другие считают, что внешняя политика подобна нотам в музыке, а дипломат – это исполнитель музыкальных партии.
Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 70-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным. Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки. Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь. Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции, например, помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д. В общем можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.
В середине 1990-х наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Первый - продолжение попыток сохранения интеграции в рамках всего Содружества. Второй - развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества. Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. Первой региональной организацией стал Таможенный союз (1995 г.) между Россией и Белоруссией, затем к нему присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан => 10 октября 2000 года организовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) на основе создававшегося ранее Таможенного союза. Объединяет пять государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Украина и Молдова имеют статус наблюдателей. Цель Сообщества – создание таможенного, а возможно, и валютного союза. В качестве образца взяты принципы объединения государств Евросоюза. Отличительная особенность – 1) все решения в рамках ЕврАзЭС принимаются на основании консенсуса, 2) при этом они обязательны к исполнению. Цель организации: выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. ГУУАМ – организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась в 1997 г. при активной поддержке "внешних сил", в частности, США. Ее участники – Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова – заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Характерной чертой организации изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) - Кавказ - Европа в обход территории России. Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - международная региональная организация, образованая в 2002 г. Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная цель – создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. Реально действует как "клуб лидеров " государств Центральной Азии. Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 1992 г. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ – предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников. В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП "четырех") - проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ - России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Цель – создание полноценной зоны свободной торговли, таможенного союза, а затем – общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда к власти пришёл новый президент В. Ющенко => идея Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». Самой результативной организацией является Российско-белорусское Сообщество. 8 декабря 1999 г. Россия и Беларусь подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. Действует Парламентское собрание, в состав которого делегируются депутаты Национального собрания Республики Беларусь и Федерального собрания Российской Федерации. |
![]() | Развитие стран Азиатско – Тихоокеанского региона в начале XXI в характеризуется | ![]() | Организация «Восток» создана в 15 февраля 2012 г. Стоимость имущества организации составляет |
![]() | Протоиерей Георгий Митрофанов. "Россия XX века -восток Ксеркса или восток Христа" | ![]() | Понятие трудового договора (контракта). Содержание трудового договора (контракта). Порядок заключения и основания прекращения трудового... |
![]() | Целью настоящего Договора является определение взаимодействия Сторон Договора по осуществлению благотворительной деятельности | ![]() | По предмету договора предмет трудового договора – сам процесс труда, труд работника, предмет гражданско-правового договора – это... |
![]() | Тк РФ. Поскольку унифицированной формы данного документа нет, работодатель разрабатывает ее самостоятельно. При составлении трудового... | ![]() | «Разин», «пит», «Дон», «Красный восток», «Арсенальное», «Три Толстяка», «Толстяк», «Сибирская корона», «Степан Разин», «Охота», «Бочкарёв»,... |
![]() | Понятие, значение, общая юридическая характеристика, виды договора купли-продажи. Существенные условия договора | ![]() | Унгут и Тюлюп, на эго-восток – притоки реки Рыбная, Имбеж, на северо-восток – притоки реки Есауловка – Казанчеж, Мало и Петров ручей.... |