Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток




НазваниеОрганизация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток
страница1/27
Дата публикации28.06.2013
Размер3.87 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

  1. Организация Североатлантического договора. Расширение НАТО на Восток.

НАТО - международная политическая и военная организация, созданная подписанием Североатлантического договора в Вашингтоне 4 апреля 1949 и включавшая в себя первоначально 12 европейских и североамериканских государств (Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Дания, Франция, Исландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США). В настоящее время число членов НАТО составляет 26 (+ Греция, Турция, Германия, Испания, Чехия, Польша, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Болгария).

Целью организации является обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе. Нападение на одного из членов организации рассматривается как нападение на союз в целом. Согласно уставу НАТО, она открыта для вступления новых членов, способных развивать принципы договора и вносить свой вклад в коллективную безопасность.

Высший руководящий орган НАТО – Североатлантический совет, чисто военными вопросами занимается Комитет военного планирования. В своей деятельности НАТО руководствуется принятой главами государств и правительств на сессии Североатлантического совета в Вашингтоне 23–24 апреля 1999 «Стратегической концепцией Североатлантического союза». Штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе (Бельгия).

В рамках НАТО существует ряд программ, среди них важнейшая – «Партнерство во имя мира», политической основой которой является Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), в который входят 46 стран, в том числе Украина и Россия (последняя приостановила свое участие в СЕАП после решения НАТО о военном вмешательстве в Косове в марте 1999, однако частично возобновила его в феврале 2000).

После теракта 11 сентября 2001 в НАТО было решено создать специальную структуру по борьбе с терроризмом.

Возобновились усилия по сближению НАТО и России, нашедшие свое отражение еще в «Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», подписанном в Париже в мае 1997 президентом Б.Н.Ельциным и главами государств и правительств стран НАТО.

Расширение НАТО на восток: 1999 + Польша, Венгрия, Чехия, 2004 + Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Румыния, Словения, Болгария. Украина и Грузия стремятся в НАТО (хотя 70% опрошенных украинцев не поддерживают вступление Украины в НАТО => пропаганда евроатлантической интеграции). Грузия планирует вступить в альянс в 2008 и уже начала вывод российских миротворцев со своей территории + реформа армии (в рамках программы индивидуального партнерства с Североатлантическим альянсом).

Германия (Фишер): "расширение НАТО на восток является вкладом в европейскую стабильность, укрепляет трансатлантические связи и ускоряет необходимые реформы в новых государствах-членах альянса".

Самым сильным игроком в НАТО являются США. Для них расширение альянса выгодно с точки зрения распространения своего геополитического и военного влияния на страны Восточной Европы, реального закрепления своих позиций на территориях, традиционно находящихся, в том числе, в сфере влияния России. Для других нынешних членов блока более весомым плюсом расширения НАТО является встраивание стран Центральной и Восточной Европы в объединенное европейское пространство и снижение угроз территориальных претензий в этом регионе. Ведь условием вступления в альянс является демократизация процедур управления страной и отказ от территориальных претензий, которые потенциально имели друг к друг почти все страны Центральной и Восточной Европы. Для последних вступление в НАТО является составной частью интеграции в европейское пространство, которое должно быть унифицированным по целому набору параметров: не только политических и экономических, но и оборонных.

Россия обеспокоена расширением НАТО на восток и вступлением Украины в НАТО, т.к. оборонно-промышленные комплексы России и Украины связаны еще с советских времен + НАТО вплотную подойдет к границе России => угроза безопасности России. Позиция российской власти в целом (официальная) по отношению к расширению альянса, видимо, будет сдержанно-негативной. Характерно в связи с этим заявление В.Путина: "У России нет каких-либо озабоченностей в связи с расширением НАТО с точки зрения обеспечения безопасности, однако приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам внимательным образом изучается нашими специалистами, и мы будем соответствующим образом выстраивать свою военную политику.

НАТО не признает за Россией права влиять на внутренние процессы, происходящие в альянсе, но готова к диалогу с ней по вопросам, которые связаны с сохранением и развитием системы договоров, обеспечивающих безопасность в Европе. Для России ее нынешняя тактика - сохранение диалога с НАТО с целью получения максимально возможных компенсаций за процесс расширения блока на Восток - по сути, является безальтернативной: реально противостоять включения в состав альянса новых членов Россия не в состоянии.

  1. Понятие дипломатии. Главные ее цель и задачи.

Существует довольно неясное представление о понятии дипломатия. Этот вопрос вызывает в литературе массу споров. У В. Даля говорится, что дипломатия означает науку о взаимных сношениях государей и государств. С.И. Ожегов в своем словаре указывает, что дипломатия - это «деятельность правительства по осуществлению внешней, международной политики государств» и в переносном смысле - ухищрения, уклончивость в действиях. Для широкой публики дипломатия – это искусство обмана, царство условностей и протокола, роскошной жизни и безделья. Иногда слово «дипломатия» употребляется как синоним внешней политики. Таким образом, дипломатия часто употребляется для характеристики самых разных, иногда противоречивых понятий, ничего общего не имеющих с подлинной дипломатией. Слово «дипломатия» происходит от древнегреческого слова «диплома» и означает официальные документы. В дипломатическом словаре дается следующее определение дипломатии: «дипломатия - это совокупность практических, невоенных мероприятий, приемов и методов, применяемых с учетом конкретных условий и характера решаемых задач. Это искусство ведения переговоров в целях предотвращения или урегулирования межд.конфликтов, поисков компромисса и взаимоприемлемых решений, а также расширенного и углубленного межд.сотрудничества. Это определение, в основном, может быть принято, но наиболее точным является определение И.В. Попова: дипломатия - наука межд.отношений и искусство ведения переговоров руководителями государств и правительств и специальными органами внешних сношений (МИДами), участие дипломатов в определении курса внешней политики страны и ее проведения в жизнь мирными средствами.». Главные цели и задача дипломатии: она не только осуществляет внешнюю политику, но, как правило, участвует в ее выработке, и, наконец, в ее задачу входит не только защита интересов государства и его граждан, но и отдельного человека, проживающего за рубежом своей страны. Среди западных дипломатов популярно сравнение лиц этой профессии с хирургами высокого класса. Другие считают, что внешняя политика подобна нотам в музыке, а дипломат – это исполнитель музыкальных партии.

  1. Особенности внешнеторговой политики в современных условиях.

Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций: протекционизма и либерализации. Современная система приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм приобретает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 70-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным. Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки. Результатом указанной выше тенденции становится постепенное «размывание» принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т. е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима. На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение «развязывающих оговорок», позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер. Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь. Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции, например, помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследования иностранных рынков и т.д. В общем можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.

  1. Отношение России к региональным организациям в рамках СНГ.

В середине 1990-х наметились два варианта дальнейшего развития СНГ. Первый - продолжение попыток сохранения интеграции в рамках всего Содружества. Второй - развитие практического субрегионального сотрудничества в экономической и/или военно-политической сфере с участием групп государств, имеющих действительно общие интересы. В последние годы интеграционные процессы в СНГ идут параллельно с  возникновением и активным развитием региональных объединений стран Содружества.

Наиболее тесные экономические связи еще с советских времен сохранили Россия и Беларусь. Первой региональной организацией стал Таможенный союз (1995 г.) между Россией и Белоруссией, затем к нему присоединились Казахстан, Киргизия, Таджикистан => 10 октября 2000 года организовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) на основе создававшегося ранее Таможенного союза. Объединяет пять государств: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россию и Таджикистан. Украина и Молдова имеют статус наблюдателей. Цель Сообщества – создание таможенного, а возможно, и валютного союза. В качестве образца взяты принципы объединения государств Евросоюза. Отличительная особенность – 1) все решения в рамках ЕврАзЭС принимаются на основании консенсуса, 2) при этом они обязательны к исполнению. Цель организации: выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

ГУУАМ – организация, противопоставляющая себя региональным объединениям с участием России. Создавалась в 1997 г. при активной поддержке "внешних сил", в частности, США. Ее участники – Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдова – заявляют об общности стратегических интересов и координируют свою внешнеполитическую деятельность. Характерной чертой организации изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) - Кавказ - Европа в обход территории России.

Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) - международная региональная организация, образованая в 2002 г. Казахстаном, Кыргызстаном, Узбекистаном и Таджикистаном взамен Центральноазиатского экономического сообщества. Заявленная цель – создание единого экономического пространства в центральноазиатском регионе. Реально действует как "клуб лидеров " государств Центральной Азии.

Углубленное военно-политическое сотрудничество между странами СНГ развивается в рамках Договора о коллективной безопасности от 1992 г. В настоящее время в нем участвуют Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Цель ДКБ – предотвратить, а при необходимости ликвидировать военную угрозу суверенитету и территориальной целостности государств-участников.

В 2003 году главы России, Беларуси, Казахстана и Украины заявили о намерении создать единое экономическое пространство (ЕЭП "четырех") - проект экономической, а впоследствии, возможно, и политической интеграции четырёх государств СНГ - России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Цель – создание полноценной зоны свободной торговли, таможенного союза, а затем – общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Украина, однако, с первых же дней начала тормозить процесс формирования ЕЭП, стремясь к получению односторонних политических и экономических преимуществ. Когда к власти пришёл новый президент В. Ющенко => идея Евроинтеграции (вступления в Евросоюз и НАТО). Уже в апреле 2005, комментируя отношение к России и планам создания ЕЭП, президент Ющенко отметил, что «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов».

Самой результативной организацией является Российско-белорусское Сообщество. 8 декабря 1999 г. Россия и Беларусь подписали Договор о создании Союзного государства Беларуси и России (вступил в силу 26 января 2000 г.). Идет активная работа по формированию общей правовой базы, единого валютного, хозяйственного, оборонного, гуманитарного пространства. Действует Парламентское собрание, в состав которого делегируются депутаты Национального собрания Республики Беларусь и Федерального собрания Российской Федерации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток icon1. Организация Североатлантического договора это
Развитие стран Азиатско – Тихоокеанского региона в начале XXI в характеризуется

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconТема Поимущественные налоги
Организация «Восток» создана в 15 февраля 2012 г. Стоимость имущества организации составляет

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconГеоргий Митрофанов "Россия XX века восток Ксеркса или восток Христа"
Протоиерей Георгий Митрофанов. "Россия XX века -восток Ксеркса или восток Христа"

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconКалендарно-тематический план тема 10
Понятие трудового договора (контракта). Содержание трудового договора (контракта). Порядок заключения и основания прекращения трудового...

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconБлаготворительный фонд социальной помощи
Целью настоящего Договора является определение взаимодействия Сторон Договора по осуществлению благотворительной деятельности

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconПо трудовому договору работник обязан выполнять трудовую функцию,...
По предмету договора предмет трудового договора – сам процесс труда, труд работника, предмет гражданско-правового договора – это...

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток icon1. Заключение трудового договора Трудовые отношения возникают между...
Тк РФ. Поскольку унифицированной формы данного документа нет, работодатель разрабатывает ее самостоятельно. При составлении трудового...

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток icon90% пивного рынка России принадлежит западным компаниям!
«Разин», «пит», «Дон», «Красный восток», «Арсенальное», «Три Толстяка», «Толстяк», «Сибирская корона», «Степан Разин», «Охота», «Бочкарёв»,...

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconВопросы к экзамену по дисциплине «Гражданское право (Часть особенная)»
Понятие, значение, общая юридическая характеристика, виды договора купли-продажи. Существенные условия договора

Организация Североатлантического договора. Расширение нато на Восток iconОтчет об исследовании Казанчежского карстового района в 1984 1985 г г
Унгут и Тюлюп, на эго-восток – притоки реки Рыбная, Имбеж, на северо-восток – притоки реки Есауловка – Казанчеж, Мало и Петров ручей....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов