Уроки, лекции, семинары




НазваниеУроки, лекции, семинары
страница1/7
Дата публикации16.08.2013
Размер0.77 Mb.
ТипУрок
zadocs.ru > Военное дело > Урок
  1   2   3   4   5   6   7
4 Понятия о формах организация обучения в их историческом развитии.

  1. Одна из форм (самая ранняя) система индивидуального обучения и воспитания (с первобытно-общинного общества).

  2. Классно-урочная система (автор Каменский) возникла в Чехии в 18 веке. На территории России развивалась благодаря: Ломоносову, Ушинскому, Дистербегу в 17-19 в. в. Для неё характерно: стабильные элементы образовательного процесса.

  3. Белланкастерская система взаимного обучения. Авторы: Белл и Ланкастер. Возникла в Англии в 1798 году. Характерно: одновременное обучение больших по количеству групп людей разного возраста и уровня знаний. Недостаток: качество обучения было низким.

  4. Новая школа Силистена Френе (конец 19 начало 20 в. Франция). Включала: основой является создание учащимися свободных текстов по предлагаемым темам, оценки отсутствуют, обучение по индивидуальным планам.

  5. Батовская система или избирательно-групповая (конец 19 века, США). Обучение состоит из 2 частей: коллективные уроки со всем классом; индивидуальные занятия при участии помощника.

  6. Вальфдорская школа. Основателем является Штайнер (конец 19 века, Германия). Характерно: вживание в предмет (на протяжении 3-4 недель изучают 1 предмет).

  7. Дальтон-План. Авторы: Елена Паркхерст и Джон Дюи (начало 20 века 1905 год, США). Характеризуется: индивидуализированная работа учащихся по намеченному плану (учитель в роле консультанта).

  8. Бригадно-лабораторная форма обучения. Появилась в Западной Европе и США в 1920 году. Сочетание коллективной работы всего класса с бригадно-звеневой и индивидуальной, уравнительная система оценки, отчётные конференции.

  9. Лекционно-семинарская система (впервые в США в 1950-1960 годах). В средние века − университеты Европы. В общеобразовательной школе применяется весьма ограничено.

  10. Неградуированные классы (конец 20 века, Западная Европа и Америка).

  11. Погружение. Авторы: Щепотинин, конец 20 века Россия. На протяжении нескольких дней рассматривают только 1 или 2 предмета, контингент может быть разновозрастной, объединяет стремление совершенствоваться в какой-либо области.



^ Формы организации обучения.

индивидуальные

занятия

коллективно-

групповые

индивидуально-

коллективные

репетиторство,

тьюторство, менторство,

гувернёрство, семейное

обучение, самообучение.

уроки, лекции, семинары,

конференции, олимпиады,

экскурсии, деловые игры.

погружение, творческие недели,

предметные недели, научные

недели, проекты, презентации.

^ 5 Теория воспитания: предмет и основные понятия.

Теория воспитания − часть педагогической науки, представляет собой систему ведущих идей, концепций, взглядов на воспитание. Первоначально воспитание означало вскармливать, растить ребёнка, приспосабливать его к жизни. Сегодня термин имеет глубокое значение, а именно сформировать личность, достойную общества. Опыт воспитания передавался через общественное мнение.

Большинство педагогов рассматривает воспитание как передачу социального опыта подрастающему поколению. Фактически это целенаправленный процесс.

^ Предметом теории воспитания является свойства, определяющие развитие личности, отношения технологии процесса воспитания.

Объектом теории воспитания являются цели, задачи, содержание, принципы, методы, средства, условия по осуществлению педагогического процесса.

Задачи теории воспитания:

  1. определение целей и задач современной воспитательной работы.

  2. выявление закономерностей и принципов воспитания, чтобы совершенствовать педагогический процесс.

  3. определение содержания и методов, форм и средств воспитательной работы.

  4. установление межпредметных связей.

  5. разработка и внедрение в практику новых педагогических психологий.

  6. анализ общения и распространения передового педагогического опыта, воспитательной работы.

  7. теоретические и практические поиски путём реформирования воспитательной работы и приведение их в непротиворечие и состояние современного общества.

  8. разработка концепции национального воспитания.

  9. исследование направлений подготовки учителя к воспитательной работе.

Целью воспитания является:

  1. передача социального опыта от поколения к поколению.

  2. как целенаправленный процесс по формированию человека.

Закономерности − общие связи, которые упорядочивают педагогический процесс.

Принципы − это основа, на которой строится весь воспитательный процесс.

^ Задачи воспитания − то, что нужно развивать, сформировать те или иные качества человека.

Содержание − базовая культура личности.

Воспитательный процесс − это взаимосвязанные основные элементы воспитания (цели, задачи, методы и др.). Это способ получения результата.

Методы воспитания:

  1. методы, формирующие мировоззрение.

  2. методы, организующие деятельность.

  3. методы стимулирования и методы оказания помощи поддержки ребёнку.

Формы воспитания − подбор целесообразных способов деятельности.

Средства: словесные, материальные и духовные.

^ Воспитательная работа = воспитательный процесс.

Цель всех элементов воспитания − гармоническое развитие личности. Гармонически развита личность − развита в целом, во всех направлениях.

^ Воспитательная система − модель педагогической деятельности.

Технология воспитания − искусство воспитания по подбору определённых действий, способов организации воспитательной работы. Пример: технология свободного воспитания, авторитарная и т. п.

^ Методика воспитания − подбор методов и приёмов по достижению результата (методика воспитания аккуратности).

Педагогические термины, которые произошли от слова «воспитание»: воспитатель, воспитанник, воспитанность - (сегодняшний) уровень развития личности, проявляется в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением. Воспитуемось - потенциальный уровень развития личности, зоны ее ближайшего развития, подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познават-ых, эмоц-ых или поведенч-их умений и навыков. Перевоспитание -изменение отриц. качеств. Самовоспитание - изменение самого себя. Самоконтроль, самооценка (актуальная, ретроспективная, идеальная, рефлексивная), саморегуляция - система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением и т.д.

^ 6 Принципы воспитания, их гуманистическая направленность.

Принцип − исходное положение, определяющее организацию воспитательного предмета. Процессы вытекают из законов и закономерностей. Сложилось 3 группы принципов, включающие в себя новые и традиционные группы:

  1. содержательно-условные.

  2. методически-технологические.

  3. социально-психологические.

Первая определяет требования к целям и содержаниям воспитания. Вторая определяет требования к методам воспитания и к технике взаимодействия. Третья определяет социальные и психологические условия педагогического процесса.

К первой группе относятся:

− принцип гуманистической направленности;

− принцип направленности воспитания на освоение культуры и ценностей общества, норм поведения;

− принцип связи воспитания с жизнью.

Ко второй группе относятся:

− принцип воспитания в действительности;

− принцип воспитания с опорой на активность личности (индивидуально творческий принцип);

− принцип сборности, коллективности;

− принцип комнебиктивности (диалогический);

− принцип уважения к воспитаннику в сочетании с большой требовательностью к нему;

− принцип оптимизма (принцип доверия).

К третьей группе относятся:

− принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей;

− принцип единства требований школы, семьи и общественности.

^ Принцип гуманистической направленности на развитие личности. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания − человек, раскрытие и развитие его способностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленности системы образования и шире − всей социальной сферы. Учёных, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биологов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. От воспитателей же и учителей это требует сменить педагогическую позицию, направить усилия не только на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноценное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Ещё Л. С. Выготским, и не только им, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведёт за собой развитие.

^ 7 Роль деятельности и общения в формировании личности и коллектива.

На развитие детского коллектива влияют и общение, и виды деятельности. Факторами, влияющим на общение между учениками, могут быть:

  1. состояние здоровья школьников.

  2. внешность, одежда;

  3. уровень интеллектуального развития ребёнка.

Одноклассники, прибывшие вновь в коллектив, приносят нетолько положительный опыт, но и отрицательный. Это влияет на взаимоотношения с другими. На взаимоотношение влияет:

  1. темперамент. Есть дети многоконфликтующие, не поддерживающие других.

  2. от лидера в группе. Лидер может отличаться по интеллекту, по физическому совершенствованию.

  3. от того, какие микрогруппы созданы и как часто они меняются.

Кроме общения большую роль играет деятельность. Козлов выделяет деятельности, влияющие на формирование личности и коллектива:

  1. включение ребёнка в экономическую сферу, в которой ребята знакомятся, что такое трудовой коллектив и сами становятся участниками в продуктивной деятельности.

  2. через коллектив дети вовлекаются в политическую жизнь, участвуют в самоуправлении, являются выбранными из коллектива для какой-либо деятельности, учат, что такое демократия и плюрализм.

  3. социально-правительственная деятельность. Дети обретают такие черты как гражданственность, гуманизм, ответственность, дружелюбие, взаимопомощь, сочетают свои интересы с общими. У учащихся формируются статские убеждения о ценностях, ценностных ориентациях. В современной школе такую возможность даёт методика инициативного демократического сотрудничества взрослых и детей. Такой деятельностью может быть трудовая, художественная (Иванов, Караковский).

  4. культурно-эстетическая деятельность. В ней происходит нетолько преображение, но и обмен духовными ценностями (добра, мира, милосердия, гуманизма). Всё это повышает уровень повседневных отношений. С другой стороны приобщает к показанию себя в творческой деятельности.

  5. юридический аспект деятельности, т. е. взаимоотношение в учебном коллективе должны строиться на правовой, нормативной базе. Ставя ребёнка в воспитательных ситуациях, где ребёнок учится отличать нравственный поступок от ненравственного. Ребёнок должен знать за что он, может быть наказан. Правовое посвящение должно соединяться с практическими освоениями.

  6. психологический аспект деятельности. Коллективная деятельность должна воспитываться общественной нравственностью, а не эгоистичной. Должна быть личность с гуманистической нравственностью, поэтому в школе нужно создать здоровый нравственный климат. В нём каждый ребёнок чувствует, что ему уютно, хорошо, он совместится с другими ребятами. Следует помнить об индивидуально-личностном аспекте. Ребёнок может иметь право на уединение, обособление. Нужно понять, чем он живёт.



Личность − человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Коллектив – относительно компактная социальная группа, объединяющая людей занятых решением конкретной общественной задачи на основе: а) общности цели, б) принципов сотрудничества; в) сочетания интересов личности и общества. Коллектив - средство введения ребенка в общество, т.е. средство формирования человека, способного жить в обществе, средство формирования всестороннеразвитой индивидуальности.

^ 8 Организация внеурочной воспитывающей деятельности учащихся.

Внеурочная воспитывающая работа - это такая организация труда, познания и общения, в процессе которой уч-ся овладевают социальным опытом, преобразуют окружающую их среду, приобретают необходимые практические У и Н. Учебно-познавательная деятельность осуществляется и во внеурочное время в разнообразных формах воспитательной работы: 1.направление на воспитание сознательного отношения школьников к учению, рациональную организацию их учебного труда, вооружение навыками самостоятельного приобретения знаний (собрания, беседы, выставки). 2. коллективной познавательной деятельности (общественные смотры знаний, диспуты, олимпиады, конкурсы). 3.направление на развитие творческих способностей, познавательной активности уч-ся на основе совершенствования работы факультативов, кружков, научных обществ и др. объединений. Внеклассной работой занимается кл. руководитель. Он отвечает за содержание воспитательного процесса во внеурочное время. Его задача - зная возможности и желания ребят, помочь им выбрать внеурочное занятие. Кл. руководитель координирует деятельность и налаживает взаимоотношения детей, учителей, родителей. Нужно помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований по охране труда и здоровья детей, о том, чтобы труд не вызывал перегрузок. Профориентация в классе - один из видов совместной внеурочной деят-ти. Кл руководитель и уч-ся знакомятся с профессиями, формируют психологическую и нравственную готовность к труду в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями (экскурсии на предприятия). В практике внеурочной работы сложились разнообразные формы эстетического просвещения: рассказ учителя, беседа, устный журнал, диспут, обсуждение книг, фильмов, спектаклей, картин, тематические вечера и встречи с деятелями искусства, выставки. Организовывая внеурочную деятельность по освоению эстетической культуры кл. руководитель учит необходимости комплексного воздействия искусств на школьников, умело применяет технические средства, расширяет рамки эстетической деятельности за пределы школы (природа, музей, театры), стремится вовлечь учеников своего класса в работу кружков и клубов эстетического цикла, уделяет большое внимание эстетике обучения, труда, спорта.

Задачи: 1. Побуждение и углубление у шк-ков интереса к различным областям знаний и видам деят-ти (развитие интереса). 2. Раскрытие и развитие талантов, способностей уч-ся. 3. Воспитание в них общественной и познавательной активности. 4. Оказание помощи в выборе профессии. 5. Культурная организация досуга.

Основную роль в организации внешкольной деят-ти играют родители.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки, лекции, семинары iconВишневская Татьяна Ивановна иу-7 ауд. 503л иу-7 Программное обеспечение...
Информатика является базовой учебной дисциплиной, охватывающей сведения о технических, программных и алгоритмических средствах организации...

Уроки, лекции, семинары iconУчебно-методический комплекс Пермь 2012 Уроки разработаны Ситниковой...
Уроки разработаны Ситниковой Г. В. и организацией «За защиту зверей», г. Пермь. Уроки Доброты были апробированы в школе №145 г. Перми...

Уроки, лекции, семинары iconПрограмма цикла кинопоказов «Уроки немецкого»
Приближается к середине Год Германии в России. Уже можно делать первые выводы, подводить некоторые итоги и извлекать уроки

Уроки, лекции, семинары iconЛекции: Контроль за техническим состоянием мкд
Цель лекции: дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания по теме лекции, дать направление для самостоятельной...

Уроки, лекции, семинары iconПервое знакомство
Калифорнии, где разработала собственные методы психотерапии. Она провела много времени с Саи Бабой в Его ашраме в Южной Индии, и...

Уроки, лекции, семинары iconНациональной академии наук Беларуси
Конференции приглашаются студенты, выпускники вузов 2011 года, магистранты, аспиранты и молодые ученые в возрасте до 35 лет. Формат...

Уроки, лекции, семинары iconЛекции: Техническое обслуживание объектов общедомового имущества...
Цель лекции: дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания по теме лекции, дать направление для самостоятельной...

Уроки, лекции, семинары iconУроки по йоге Патанджали
Лекции были записаны на магнитофон, расшифрованы на бумагу и посланы мне в Индию. Всё это курировала Рут Бруннер. Брат Рудольф предложил...

Уроки, лекции, семинары iconЛеонид Анатольевич Сурженко Как вырастить Личность. Воспитание без...
Ями. Именно так: родителями. Людьми, родными своему ребенку. Людьми, которые его любят и понимают. Или пытаются понять. Или, по крайней...

Уроки, лекции, семинары iconЧеловечеству
Последние уроки жизни моего профессора проходили раз в неделю у него дома, в кабинете, возле окна, сквозь которое он мог наблюдать...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов