17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока




Скачать 122.82 Kb.
Название17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока
Дата публикации04.09.2013
Размер122.82 Kb.
ТипУрок
zadocs.ru > Военное дело > Урок
17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока.
Процесс обучения реализуется только через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов. Форма обучения представляет собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения учителя и учащихся.

Организационные формы и системы обучения историчны: рождаются, развиваются, заменяются одна другой в зависимости от уровня развития общества, производства, науки и образовательной теории и практики. Их возникновение связывают с обучением в древнем мире.

Так, в Древней Греции, в Афинах, дети учились у грамматиста и кифариста, потом в палестре, были также школы повышенного типа - гимнасии и эфебии. В школах индивидуальные занятия сочетались с групповыми. Сначала учитель раскрывал свиток и ученики, подходя по очереди, вслух читали текст, потом хором повторяли прочитанное. Упражнения писали стило на дощечках, покрытых воском. Использовалась драматизация, когда ученики выступали в роли букв, из которых складывались слоги и слова. Умственная тренировка шла в непринужденных беседах учителя с учениками и в дискуссиях. Физическое воспитание и музыкальное образование проходило в форме индивидуальных и коллективных занятий. Образовательный процесс осуществлялся от восхода до заката солнца. Домашние задания не задавались.

В истории педагогики и образования наибольшую известность получили четыре основные организационные формы обучения, отличающиеся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности учащихся, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебным процессом со стороны учителя: индивидуальная, классно-урочная (групповая), лекционно-семинарская системы и система коллективного обучения.

1. ^ Система индивидуального обучения сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания и расширения доступа к образованию большего круга людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую форму. Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. Содержание образования было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Учитель редко собирал всех учеников группы для коллективных бесед, наставлений или заучивания священных писаний и стихотворений.

2. В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским и описанная им в книге "Великая дидактика". Он ввел в школах учебный год, разделил учащихся на группы (классы), поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое.

Структурными частями урока были: начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я.А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа - учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома, надо обеспечить успех в учении.

3. ^ Коллективная форма обучения. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно-урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом. Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно шестьсот и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками-мониторами. Эта система обучения получила название белльланкастерской от фамилии ее создателей - священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера. Ее изобретение было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.

Другие ученые и практики направляли свои усилия на поиск таких организационных форм обучения, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры. Недостатком традиционного урока являлось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д. Ушинского о том, чтобы дети на уроке, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США Е. Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюи. В соответствии с предложенным ею дальтонским лабораторным планом (дальтон-планом) традиционные занятия в форме уроков отменялись. Учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.

В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны отечественных педагогов прежде всего за его ярко выраженную индивидуальную направленность. В то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной организационной системы обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Такая система обучения в отличие от дальтон-плана предполагала сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, учащиеся готовились к экскурсиям, учитель объяснял трудные вопросы темы и подводил итоги общей деятельности. Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Для бригадно-лабораторной системы организации занятий, претендовавшей на универсальность, было характерно умаление роли учителя, низведение его функций к периодическим консультациям учащихся. Переоценка учебных возможностей учащихся и метода самостоятельного добывания знаний привели к значительному снижению успеваемости, отсутствию системы в знаниях и несформированности важнейших общеучебных умений. В ответ на критику бригадно-лабораторной системы обучения НИИ методов школьной работы, которым руководил В.Н. Шульгин, стал пропагандировать ее преобразование в проектную систему (метод проектов). Она была позаимствована из американской школы, где ее разработал У. Кильпатрик. Суть этой системы обучения сводится к тому, что учащиеся сами выбирают тему разработки проекта. Она должна быть связана с реальной жизнью и в зависимости от специализации (уклона) учебной группы отражать общественно-политическую, хозяйственно-производственную или культурно-бытовую ее стороны. Однако в проектной системе обучения, как и в бригадно-лабораторной, учитель оставался в той же роли: читал вводную лекцию, консультировал, подводил итоги.

При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.

4. С появлением первых университетов зарождается лекционно-семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены. Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной деятельности, когда сформированы основные общеучебные умения и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.

Интересный подход к эволюции оргформ обучения разработал В.К. Дьяченко, основываясь на идеях А.Г. Ривина:


Оргформы обучения (всеобщие)

С П О С О Б Ы О Б У Ч Е Н И Я

  1. Индивидуальная

(ученик-информация)

^ ИСО -

индивидуальный

ГСО

КСО

2. Парная

(учитель-ученик)

способ обучения

(до 17 века)

групповой способ обучения

коллективный способ

обучения

3. Групповая

(учитель-группа)




(до настоящего времени)

(зарождается

в начале ХХ века)

4. Коллективная

(пары сменного состава)







? ? ?

Типы и виды уроков, методика подготовки урока.

Дальнейшее развитие классно-урочная система обучения получила у К.Д. Ушинского. Он научно обосновал все ее преимущества и разработал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию. В каждом уроке К.Д. Ушинский выделял три последовательно связанные друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по мнению К.Д. Ушинского, является необходимым ключом, как бы "дверью" урока. Вторая часть урока направлена на решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на подведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков. Классно-урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остается неизменной на протяжении более трехсот лет. Однако уже в конце XIX в. она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения.

Формы организации обучения могут быть общеклассными, групповыми, индивидуальными. Наиболее распространенной общеклассной формой был и остается урок.

Урок - это ограниченная во времени организационная система обучения и воспитания, в результате которой происходит усвоение детьми знаний, умений и навыков, развитие их способностей.

Виды уроков различаются комбинированием основных элементов урока и зависят от конкретных учебных задач. Наиболее распространенным является комбинированный урок. Он включает все элементы: организационное начало (установка), проверку ранее усвоенных знаний, сообщение-усвоение новых знаний, закрепление изученного, диагностику прочности усвоения знаний, умений, навыков, инструктаж по выполнению домашних заданий.

Урок новых знаний, когда необходимо дать логически завершенный, значительный по объему материал. Урок закрепления знаний посвящен завершению изучения темы. Урок контроля знаний. В конце четверти проводятся уроки повторения, обобщения и систематизации знаний. Одним из новых направлений в обучении являются уроки интегрированных знаний, когда вокруг одной темы объединяются материалы многих предметов.

Новый подход к уроку, когда вместо него вводится понятие цикл обучения, рождается из теории П.Я. Гальперина.

По ^ П.Я. Гальперину (Н.Ф. Талызиной)

По Я. А. Коменскому

Этап

Название этапа

Роль учителя и ученика

Время

от урока

16 частей

Деятельность учителя,

учеников

1 этап

Мотивационный

Проблемные

ситуации ЗАЧЕМ ?

Активен больше

учитель


1/16


РАССКАЗ

2 этап

Ознакомление с деятельностью ЧТО ? КАК ?

Активен больше

учитель


3/16


ПОКАЗ

3 этап

Материальных и материализованных действий

Активен ученик

(ПСС, ГСС, КВО)



3/4


Самостоятельная

работа

учеников

4 этап

Внешней речи

Активен ученик (ПСС, ГСС, КВО)

5 этап

Внутренней речи

(самостоятельная работа)

Активен ученик

6 этап

Умственных действий (творческого применения)

Активен ученик

^ Психолого-дидактический анализ урока.

Системный подход к анализу урока предполагает рассмотрение пяти составляющих компонентов: два структурных (учитель и учащиеся), три системообразающих фактора (цель-результат, содержание и способы деятельности), а также дополнительные компоненты. В основы системного анализа урока - «фотография» проведенного учителем урока, выполненная в процессе наблюдения за деятельностью преподаватели и учащихся. В программу психолого-педагогического анализа могут войти:

  1. Тема урока, его место в системе уроков.

  2. Основная дидактическая цель урока, тип урока, соответствие типа урока поставленной дидактической цели

  3. Образовательная, воспитательная, развивающая задачи урока. Правильность их постановки в соответствии с содержанием учебного материала.

  4. Структура урока, ее рациональность.

  5. Организационный ход урока (готовность учащихся, учителя, организация учащихся. наглядность и пр.)

  6. Принципы отбора материала на урок (доступность, научность, системность, отражение взаимосвязи теории и практики и др.)

  7. Методы и приемы работы учителя на уроке.

  8. Деятельность учащихся на уроке.

  9. Деятельность учителя на уроке.

  10. Психологическая атмосфера на уроке.

  11. Оценка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconУчебно-методический комплекс по дисциплине педагогическая психология...
Целью дисциплины является формирование представлений о теоретико-методологических основах педагогической психологии, современном...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconМетодические указания для выполнения практического задания к государственному...
Целью практической работы является выявление умений и навыков по процессу осуществления методической деятельности педагога профессионального...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconВопросы по дисциплине «Статистика»
Статистическое наблюдение, его организационные формы, виды и способы. Программно-методологические и организационные вопросы сбора...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconМетодика преподавания права как педагогическая наука. Методика обучения праву
«Право» и разрабатывающая на основе общедидактической теории методические средства для формирования правовой культуры в обществе»....

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconМетодические указания по по производственной практике (педагогической)...
Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения квалификации «Бакалавр» направления подготовки 034400 «Физическая...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconКонтрольная работа по дисциплине «Учет и анализ»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом впо (фгос впо 3-го поколения) по направлению подготовки 080200....

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов...
Согласно учебной программы студенты заочной формы обучения изучают курс «Отечественная история». Учебным планом предусматриваются...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconМетодические указания к выполнению контрольных работ для студентов...
Согласно учебной программы студенты заочной формы обучения изучают курс «Отечественная история». Учебным планом предусматриваются...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconУчебно-методическое пособие по методике обучения истории и обществознанию...
Еходящей в практическое ее применение. Теоретически отрабатываются все темы, указанные в учебной программе, но большее значение и...

17. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике и педагогической практике. Классно-урочная форма обучения и возможности ее совершенствования. Типы и виды уроков, методика подготовки уроков. Психолого-дидактический анализ урока iconУроки Трезвости: Россия скоро станет трезвой страной!
Уроков Трезвости 11 молодых специалистов. Изучали Теорию Трезвости, педагогику, психологию, методику преподавания Теории Трезвости,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов