Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа




Скачать 158.9 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа
Дата публикации08.12.2013
Размер158.9 Kb.
ТипМетодические рекомендации
zadocs.ru > Военное дело > Методические рекомендации
Методические рекомендации по написанию рабочих программ

Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности.

Рабочая программа и Примерная программа имеют отличия.

Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в ФГОС общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

Разработка рабочей программы по учебным предметам производится на основе материала ФГОС общего образования и примерных программ, рекомендованных (допущенных) МОН РФ.

Составитель рабочей программы может самостоятельно:

  • Расширить перечень изучаемых тем, понятий в пределах учебной нагрузки.

  • Раскрывать содержание разделов, тем, обозначенных в ФГОС и Примерной программе по учебным предметам, конкретизировать и детализировать темы.

  • Устанавливать последовательность изучения учебного материала.

  • Распределять учебный материал по годам обучения.

  • Распределять время, отведенное на изучение курса, между разделами и темами по их дидактической значимости, а также исходя из материально-технических ресурсов ОУ.

  • Конкретизировать требования к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися.

  • Включать материал по предмету реализующий в образовательном процессе этнокультурные особенности Республики Башкортостан.

  • Выбирать, исходя из стоящих перед предметом задач, технологии, формы, методы обучения и контроля уровня подготовленности обучающихся.

Основополагающими документами для составления рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей) являются: 

  • Закон РФ и РБ «Об образовании»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;

  • Фундаментальное ядро содержания общего образования;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Примерные программы по учебным предметам;

  • Устав образовательного учреждения;

  • Учебный план образовательного учреждения;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

Таким образом, рабочая программа – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), основанный на Примерной или авторской программе по учебному предмету.

^ Цель рабочей программы: планирование, организация и управление образовательным процессом по определенной учебной дисциплине.

Задачи рабочей программы:

  • определить содержание, объем, порядок изучения учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса того или иного образовательного учреждения и контингента обучающихся;

  • дать представление о практической реализации компонентов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения при изучении учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

Функции рабочей программы:

  • нормативная;

  • информационно-методическая;

  • организационно-планирующая.

Нормативная функция определяет обязательность выполнения программы в полном объеме.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, последовательности изучения этого материала, а также путях достижения личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Функции программы определяют следующие требования к ней:

  • Наличие признаков нормативного документа.

  • Учет ведущих положений основной образовательной программы ОУ.

  • Полнота раскрытия целей и ценностей обучения.

  • Системность и целостность содержания образования.

  • Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.

  • Учет логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана образовательного учреждения.

  • Конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.

Структура рабочей учебной программы

В соответствии с требованиями раздела 19.5 ФГОС НОО программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета:

  • общая характеристика учебного предмета;

  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

  • место учебного предмета в учебном плане;

  • результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные);

  1. основное содержание учебного предмета;

  2. тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

  3. описание материально-технического обеспечения образовательного процесса (См. Схему 1).

Как было указано ранее, в соответствии со статьей 32 п. 2 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин (модулей).

Таким образом, образовательное учреждение вправе самостоятельно составлять рабочие программы по предметам начального общего образования на основе имеющихся авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию. Образовательное учреждение может выбирать учебники и пособия к ним, внесенные в федеральный перечень учебников и пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

В Примерных программах по учебным предметам предлагается несколько вариантов тематического планирования по каждому предмету (не по годам обучения, а на всю ступень начальной школы).

 Схема 1

                                   

Схема 2

                                                       

Авторская программа по предмету является основой для составления рабочей программы учителя (См. Схему 2).

Структура рабочей учебной программы учителя начальной общеобразовательной школы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и может включать в себя следующие элементы:

1) титульный лист;

2) пояснительная записка:

  • общая характеристика учебного предмета;

  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

  • место учебного предмета в учебном плане;

  • результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные);

  1. основное содержание учебного предмета;

  2. требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса);

  3. оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

7) перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

8) список литературы (основной и дополнительной) с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов.

К рабочим учебным программам могут прикладываться и другие документы, которые необходимы учителю начальной общеобразовательной школы для полноценного и эффективного осуществления образовательного процесса.

Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) рассматриваются  на методическом  объединении или на научно-методическом совете (в соответствии с Уставом ОУ). Решение ШМО или НМС оформляется протоколом. Возможна предварительная внешняя экспертиза (добровольно, по желанию школы).  Срок: до 30 июня

Директором ОУ издается приказ об утверждении  каждой рабочей учебной  программы. На каждой программе должна быть отметка о принятии  программы  ШМО или НМС, результаты экспертизы (если была), отметка  директора ОУ об утверждении  программы (дата и номер приказа).Срок: до 31 августа

Один экземпляр каждой рабочей учебной программы, являясь  частью ООП ОУ, должен находиться у администрации ОУ в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр находится на руках у педагога, реализующего программу учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

^ Требования к оформлению рабочей учебной программы

Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не регламентированы требования к структуре и оформлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Каждый учитель вправе самостоятельно выбирать форму записей текстового варианта рабочей учебной программы.

Например, рабочая учебная программы может быть составлена по аналогии с Примерной программой по учебным предметам. Учитель начальной общеобразовательной школы может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей контингента обучающихся конкретного класса:

  • определить новый порядок изучения материала;

  • изменить количество часов;

  • внести изменения в содержание изучаемого раздела, темы (с учетом инвариантной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса) в части этнокультурных особенностей Республики Башкортостан;

  • дополнить требования к уровню подготовки учащихся и т.д.

Таким образом, рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных запросов, этнокультурных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель начальной общеобразовательной школы создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС НОО. Это позволит наглядно увидеть особенности содержания, реализуемого учителем начальной общеобразовательной школы.

Примечание: во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения необходимо разработать единые подходы и требования к структуре и оформлению рабочей программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), закрепив на уровне ОУ локальным актом «Положение о рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)».

Титульный лист содержит:

  • полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом ОУ;

  • грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей учебной программы;

  • наименование учебного предмета (курса), для изучения которого написана рабочая учебная программа;

  • указание на принадлежность рабочей учебной программы к ступени (уровню) общего образования (класс, параллель, на которой изучается программа);  

  • срок реализации данной программы;

  • ссылка на примерную/авторскую программу, на основе которой разработана данная рабочая учебная программа;

  • фамилия, имя, отчество учителя-составителя рабочей учебной программы;

  • год составления программы.

Пояснительная записка

Назначение пояснительной записки в структуре рабочей учебной программы состоит в том, чтобы:

  • кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе начальной ступени обучения;

  • дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.

В пояснительной записке необходимо отразить:

  • цели и задачи изучения учебного предмета (должны пониматься однозначно и быть диагностируемыми), роль учебного предмета в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • ценностные ориентиры содержания учебного предмета;

  • место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;

  • результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников начальной ступени общего образования;

  • сведения о примерной программе по учебным предметам, на основе которой разработана рабочая программа, или сведения об авторской программе с указанием наименования, автора и года издания;

  • сведения об УМК, на основе которого ведется преподавание предмета в данном классе (список учебников и учебных пособий утверждается приказом директора ОУ в соответствии с утвержденными МОН РФ федеральными перечнями учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе ОУ);

  • предпочтительные формы контроля;

  • педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем для достижения требуемых результатов обучения.

Могут быть представлены пояснения к каждому из разделов и краткие методические рекомендации по изложению теоретического материала, проведению практической части занятия.

Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным элементом пояснительной записки. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования ФГОС НОО, а также социальный заказ на образовательные услуги со стороны родительской общественности.

Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы, которыми должны овладеть обучающиеся, опыт ценностных отношений и творческий опыт.

При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню освоения дисциплины, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля).

В этих требованиях, как правило, отражаются:

  • основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;

  • конечная система или комплекс знаний;

  • перечень личностных, метапредметных и предметных результатов;

  • перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.

Основное содержание учебного предмета

Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:

  • единства содержания образования на разных его уровнях;

  • отражения в содержании образования задач развития личности;

  • научности и практической значимости содержания образования;

  • доступности образования.

Если учебный курс включает теоретический и практический разделы, то соотношение между ними в общем объеме часов можно варьировать в зависимости от разных факторов (специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования и т.п.).

Основная цель практического раздела программы – формирование у обучающихся базовых компетенций, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.

Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся

по учебной программе

Требования к уровню подготовки выпускников – это структурный элемент программы, определяющий основные компетенции, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данной программы, курса.

Требования к результатам обучения и уровню освоения дисциплины рассматриваются по направлениям личностного развития, в метапредметном и предметном направлениях, формулируются в терминах «знать», «уметь» и «применять в практической деятельности». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и учителя начальной школы в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности.

^ Оценка достижения планируемых результатов

освоения учебной программы

Контроль предметных результатов освоения конкретного учебного предмета обучающимися является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, контролирующую, воспитательную и корректирующую функции. В структуре рабочей учебной программы средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала.

Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов практической деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения компетенциями, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся.

При подготовке рабочей учебной программы возникает необходимость в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных контрольно-измерительных материалов.

В данный пункт рабочей учебной программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине, образцы итоговых контрольных работ. Контроль должен планироваться и фиксироваться в тематическом планировании.

Обобщенная неперсонифицированная диагностика и оценка личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе мониторинговых исследований.

^ Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование является обязательным элементом рабочей учебной программы. Данный раздел конкретизирует основное содержание: указываются темы и количество часов, отводимое на их изучение, практические, лабораторные самостоятельные и контрольные работы.

В тематическом плане отражены темы курса, последовательность их изучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. При составлении рабочей учебной программы следует учитывать, что формулировка темы тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.

Форму тематического планирования учитель может выбрать самостоятельно либо в соответствии с положением «О рабочей программе учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)».

Тематическое планирование может включать в себя следующие разделы:

  • Наименование раздела программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды учебной деятельности).

  • Номер урока (учебного занятия). Применяется сплошная нумерация уроков (занятий), позволяющая показать соответствие в количестве часов рабочей учебной программы и образовательного плана ОУ.

  • Планируемые сроки проведения урока (учебного занятия).

  • Тема урока (занятия), которая располагается по порядку в соответствии с логикой изучения учебного материала.

  • Этнокультурные особенности Республики Башкортостан.

  • Примечания.

В примечании учителем может быть размещена необходимая для работы информация: фактические сроки проведения урока (учебного занятия); виды контроля и измерители; домашние задания, сгруппированные по уровням сложности; формы организации учебной деятельности на уроке; требования к уровню освоения учебных компетенций; корректировка, производимая при уплотнении учебного материала; планируемые результаты, сформулированные в деятельностной форме (знать, уметь, осознавать, иметь представление, применять) и т.д. (См. Таблицу 1)

Таблица 1

Раздел программы с указанием количества часов на раздел и характеристикой деятельности обучающихся (основные виды учебной деятельности)













№ 

урока

Дата

проведения

Тема урока

ЭКОР

Примечания

Примечание: в течение учебного года возможна корректировка планирования в зависимости от уровня обучаемости и обученности класса, темпов прохождения учебной программы и иных ситуаций (невозможность посещения ОУ младшими школьниками в связи с низким температурным режимом или карантинными мероприятиями), при условии прохождения тем в соответствии с ФГОС НОО.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconРабочая учебная программа дисциплины «Информационное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция». Он включает...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconРабочая программа по дисциплине «инженерная графика»
«Начертательная геометрия. Инженерная графика», разработанная с учетом действующих образовательных стандартов и рабочих программ

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по подготовке и написанию реферата Вопросы для самоконтроля по курсу
История отечественного государства и права: Программа курса и методические рекомендации для студентов очно-заочного, заочного отделений...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»
Забарин А. В., Лелебин С. П. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «Общая психология»: Учебно-методическое...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите курсовых...
Методические рекомендации рассмотрены на заседании кафедры управления Филиала мгу в г. Севастополе

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по написанию рефератов Тематика рефератов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению курсовых работ 56
К82 Криминалистика : методические рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения специальности 030501 «Юриспруденция» /...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconРабочая программа учебной дисциплины высшая математика направление...
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconРабочая программа и методические указания по преддипломной практике...
Рабочая программа и методические указания по преддипломной практике студентов / Симферополь: киипт уап, 2010

Методические рекомендации по написанию рабочих программ рабочая программа iconМетодические рекомендации по написанию и оформлению дипломных работ студентами специальности
Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии»,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов