Особенности развития детей с детским церебральным параличом




Скачать 77.91 Kb.
НазваниеОсобенности развития детей с детским церебральным параличом
Дата публикации14.12.2013
Размер77.91 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Военное дело > Документы
Особенности развития детей с детским церебральным параличом.
Составители:

Гавринева М.Ю.,

Меснянкина К.К.
Термин «Детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недо­статке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями.

В основе детского церебрального паралича лежит внутриутроб­ное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь ас­фиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2—3%) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор.

Поражение может локализоваться как в корковых, так и подкорковых отделах мозга, одно из основных мест занимает повреждение премоторных зон (превращают отдельные двигательные импульсы в одно плавное движение,при нарушении работы зоны Из плавного оно превращается в толчкообразное, дезавтоматизированное, состоящее из отдельных не связанных друг с другом элементов).

Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развитияи неправильным развитием статокинетических рефлексов,патологией тонуса, парезами. среди симптомов центральное место занимают двигательные нарушения, основными из которых являются параличи и парезы, нарушения мышечного тонуса.

^ Формы детского церебрального паралича (классификация К.А. Семеновой (1974)). Специфика клинической картины которых в значительной мере обусловлена разным характером поражения. Сочетания расстройств моторной сферы и интеллекта различны

1. ^ Спастическая диплегия (болезнь Литтля) — тетрапарез, при котором руки страдают значительно меньше, чем ноги. Поэтому дети часто могут обслужить себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков. Нарушения интеллектуального развития нередко незначительны, и многие из таких детей способны к обучению даже в массовых школах.

2. ^ Двойная гемиплегия характеризуется тяжелым поражением всех конечностей, выраженной ригидностью мышц. Дети не могут даже сидеть. Интеллектуальное развитие большей частью на уровне олигофрении в степени тяжелой дебильности, имбецильности или даже идиотии.

    1. ^ Гиперкинетическая форма, при которой различные гиперкинезы (чрезмерные, непроизвольные движения)могут сочетаться с параличами и парезами или выступать как самостоятельный вид расстройств. Интеллект в большинстве случаев развивается удовлетворительно. Осуществле­ние произвольных движений затруднено в первую очередь за счет насильственных движений. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затруд­няет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков са­мообслуживания. Кроме того, у этих детей обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.

    1. Атонически-астеническая форма характеризуется парезами, низким тонусом мышц, мозжечковыми симптомами. К 3—5 годам при систематическом лечении дети овладевают возможностью произвольных движений. В половине случаев имеется олигофрения в степени дебильности и имбецильности.

Недостаточность координации движений, несформированность реакций равнове­сия, наличием низкого мышечного тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов(возвращение тела в естесственное положение). У этих детей также имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития.

5. ^ Гемипаретическая форма — парезы одной стороны тела, тяжелее в верхней конечности. У 25— 35% детей наблюдается олигофрения.

Выраженное интеллектуальное недоразвитие не вытекает прямо из двигательных расстройств, а свидетельствует о массивности и большой распространенности поражения мозга. Но тяжесть недостаточности отдельных корковых функций в этих случаях делает клиническую картину олигофрении атипичной.

^ Клинический портрет нарушения

У детей с церебральными параличами часто отмечается недостаточность целого ряда других нервно-психических функций, в значительной мере связанная именно с поражением двигательной сферы.

Нарушение зрительного восприятия в связи с двигательными расстройствами (объем зрительного восприятия сужен, его темп замедлен, отмечается недостаточность фиксации взора, конвергенции и т. д.).Что является причиной затруднения установления контакта глаз.

Свойственны нарушения зрительно-пространственного восприятия, недифференцированность восприятия. Проявляются в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, трудности в формировании восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое. Во время письма выявляются ошибки графического изображения букв, цифр, их зеркальность, асимметрия.

Отмечается недоразвитие представлений и о схеме собственного тела. Связано как с нарушением зрительно-пространственного восприятия, так и с недостаточностью мышечных ощущений соб­ственных движений (проприоцептивная, кинестетическая чувствительность). Движения плохо координированы. Запаздывает формирование доминантности руки, понятий правого и левого. Отмечаются явления так называемой пальцевой агнозии: неспособность различать и обозначать свои пальцы, иногда невозможность обозначать элементы лица. В связи с этим наблюдаются характерные особенности рисунка таких детей: неумение правильно изобразить лицо и руки.

Для развития пространственных представлений ребенка большое значение имеет слух. Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата характерно снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. Поэтому ряд звуков речи ими не воспринимается. В собственной речи они их пропускают или заменяют другими звуками, что отрицательно сказывается на качестве их активной речи. Такие дети имеют повышенную утомляемость, быстро становятся вялыми, пассивными, раздражительными, утрачивают интерес к выполняемой работе.

^ Неразвитые ощущения и восприятия тормозят, задерживают развитие мышления и речи.

Расстройства внимания и памяти проявляются в повышенной отвлекаемости, неспособности длительно концентрировать внимание, узости его объема, преобладании вербальной памяти над зрительной и тактильной. Может происходить из-за недостаточности фиксации взора, затруднением в прослеживании за движущимися предметами или цереброастенических расстройств. (в индивидуальных занятиях лучше)

^ Нарушения развития речи, в большей мере, обусловлены дефектностью ее моторного компонента (основными из них считаются дизартрия - нарушения произносительной стороны из-за па­тологической иннервации речевых мышц - разного характера и разной степени выраженности). Наблюдаются более позднее формирование моторной стороны речи, правильности произношения, запаздывание в появлении первых слов и фразовой речи, замедленное расширение словаря. Характерны: дислексия существенные трудности в овладении чтением; дисграфия нарушения формирования письменной речи.

В более тяжелых случаях речевых расстройств наблюдаются явления алалии - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга - с общим недоразвитием всех сторон речи.

Тяжелые двигательные расстройства, нарушения ряда высших корковых функций, сопутствующие им явления психической истощаемости являются причиной задержки интеллектуального развития у многих детей с церебральными параличами, (преодолевается специальной системой воспитания и обучения).

Отличительной особенностью мыслительных процессов детей с церебральным, параличом является взаимосвязь недостаточно­сти как содержательной (определенный запас знаний и умений), так и организационной (сформированность операций планирования и самоконтроля) сторон мышле­ния. Как правило, сочетается с замедлен­ностью мышления и низкой умственной работоспособностью.

Динамика психического развития детей с церебральными параличами. Так, в раннем возрасте из-за двигательных расстройств (трудностей при поворотах головы, приближении к интересующему предмету, его захвату и т. д.) страдает формирование ориентировочной реакции. Этому способствует и ограничение полей зрения в связи с нарушением моторного аппарата глаз, недоразвитием статокинетических рефлексов. Двигательная недостаточность обусловливает недоразвитие предметных действий. В дошкольном возрасте обращает внимание недоразвитие игровой деятельности. Позже страдает формирование школьных навыков: счета, письма и чтения. Трудности в освоении арифметики в значительной мере обусловлены недостаточностью    пространственных    функций. Они проявляются в нечеткости распознавания графического изображения цифр, смешении арифметических знаков. Характерна замедленность в усвоении числа и его разрядного строения. Нередки затруднения в узнавании и воспроизведении геометрических фигур. Наблюдаются явления дисграфии в виде зеркальности, смешения сходных по написанию букв.

В эмоциональной сфере описывается склонность к невротическим и неврозоподобным расстройствам, в первую очередь к страхам (высоты, закрытых дверей, темноты, новой обстановки и т. д.), повышенной пугливости в отношении неожиданных раздражителей. Им нередко свойственна задержка эмоционального развития в целом, которая, как правило, сочетается с вышеописанной задержкой интеллектуального развития. + недостаточная дифференцированность эмоций даже в игровой деятельности, ее монотонности, слабости творчества, отсутствии инициативы и самостоятельности.

Проявления психического инфантилизма (психическая и физическая недозрелость ребенка, приводящая к задержке возрастной социализации). Выражаются в непосредственности, преобладании деятельности по мотивам удовольствия, склонности к фантазированию и мечтательности. У детей с церебральным параличом наблюдаются недостаточные активность, подвижность, яркость эмоциональности.

В формировании у этих детей патологических свойств личности помимо собственно двигательной недостаточности, большую роль играют явления депривации и гиперопеки, снижения требований к больному ребенку. Ограниченность контактов нередко способствует аутизации, формированию эгоцентрический установок, пассивности.

Формирование собственных активных личностных установок замедленно/ затрудненно, сочетание завышенной самооценки с низким уровнем притязаний у ребенка с церебральным параличом, недоразвитие этических представлений, дефицит положительного сотрудничества со взрослым (лучше знал, что не надо делать, и хуже, что надо).

В части случаев, особенно у интеллектуально более полноценных детей, патологическое формирование личности может быть в основном связано с хроническим переживанием своей неполноценности. У таких детей выступают вторичные явления аутизации, компенсаторный и гиперкомпенсаторный уход во внутренний мир фантазий.

В подростковом возрасте в структуре такого патологического развития личности нередко выступают истерические черты, тревожно-мнительные со склонностью к навязчивым образованиям, ипохондричности. Под влиянием дополнительных провоцирующих факторов могут возникать и депрессивные состояния, иногда с суицидальными мыслями.

Использованная литература:

1. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006.

2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconОсобенности развития детей с церебральным параличом в первые два года жизни
Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период). М., 1989

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconМастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным...
Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн для логопеда. — М.: Просвещение, 1985

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconС церебральным параличом в первые два года жизни
Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит дви­гательным, 'речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconЭффективность обогащения грудного молока микронутриентами комплекса...
Досрочное прерывание внутриутробной жизни плода обуславливает особенности его внематочного развития. Показателем высокоэффективного...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconЗадачи тестового контроля по детским болезням для государственного...
Задачи тестового контроля по детским болезням для государственного экзамена на лечебном факультете

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconВозрастная психология как наука
Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития основными достижениями, сопутствующими...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconСеминарское занятие №2. Особенности психического развития ребенка...
А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Е. Благининой, З. Бядули, К. Чуковского, З. Александровой, С. Черного, А. Деружинского и др в...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом icon© Л. М. Шипицына, составитель, 1997 от составителя
В пособии представлены современные клинические, психологические и педагогические представления по диагностике и коррек-ционному обучению...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconПоложение о благотворительном фестивале детской красоты и таланта "Beauty&Talant"!
Фестиваль проводится с целью поиска и развития талантливых детей, проведения спортивно-оздоровительных и развлекательных мероприятий,...

Особенности развития детей с детским церебральным параличом iconПлан: Психолого-педагогическая характеристика временного детского...
Специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов – семья, двор, школа, класс, секции)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов