Модель Организации Объединенных Наций доклад




Скачать 90.01 Kb.
НазваниеМодель Организации Объединенных Наций доклад
Дата публикации18.08.2013
Размер90.01 Kb.
ТипДоклад
zadocs.ru > Военное дело > Доклад
Забайкальская Международная школьная Модель Организации Объединенных Наций

ДОКЛАД

эксперта Совета по правам человека

«Права детей при вооруженных конфликтах»


ВВЕДЕНИЕ


Мировая история насчитывает огромное количество международных вооруженных конфликтов различного масштаба. Многовековая практика таких конфликтов позволяет сделать вывод о том, что во время войны не все категории населения имеют одинаковый статус. Как правило, основными участниками боевых действий являлись представители мужского населения. Однако в случае необходимости оружие в руки брали и женщины. В некоторых государствах они могли подлежать и призыву на военную службу. Подобная практика и по сей день имеет место в Израиле.

В отличие от взрослого населения практически во все времена при вооруженных конфликтах особое положение занимали дети. Еще во времена родоплеменного строя осуждалось, а порой и считалось преступлением, убийство ребенка воином. Однако по мере исторического развития случаи применения насилия в отношении детей во время вооруженных конфликтов все чаще имело место. Зачастую подобные инциденты не влекли за собой абсолютно никаких санкций. Все больше назревала необходимость в регламентации правового положения детей на международном уровне. Однако только после Второй Мировой войны мировое сообщество всерьез задумалось над данной проблемой. Так в 1949 г. ООН был принят ряд конвенций о защите жертв войны1. Таким образом, середину XX в. можно справедливо считать отправной точкой в регламентации правового положения гражданского населения, в том числе детей, в рамках международного гуманитарного права. Именно с этого периода активно начала осуществляться правовая защита гражданского населения при вооруженных конфликтах даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны.

Несмотря на указанные меры, проблема защиты детей в период вооруженных конфликтов остается актуальной и по сей день. Подтверждением тому могут служить данные Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), согласно которым за последние 10 лет в ходе вооруженных конфликтов 2 млн. детей погибли, 6 млн. остались бездомными, 12 млн. получили ранения или стали инвалидами; кроме того, по меньшей мере 300 тыс. детей-солдат участвуют в 30 конфликтах в различных точках земного шара1. Известны разные формы такого участия: от помощи комбатантам (доставка оружия и боеприпасов, выполнение разведывательных заданий и т.д.) до вступления в качестве комбатантов в национальные вооруженные силы и иные вооруженные группы.

На первый взгляд, целесообразным представляется полностью запретить участие детей в вооруженных конфликтах. Однако на практике осуществить данный запрет практически невозможно, поскольку нередко дети становятся участниками боевых действий по независящим от них причинам.
^

ОБЗОР НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА, ЗАКРЕПЛЯЮЩИХ ПРАВОВОЙ СТАТУС ДЕТЕЙ В ПЕРИОД ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ


Несмотря на то, что в Конвенции 1949 г. был отражен достаточно широкий комплекс мер по защите гражданского населения, права детей, как наиболее уязвимой категории гражданского населения, в полной мере закреплены не были. В связи с этим международным сообществом был предпринят ряд попыток более детально закрепить особое правовое положение детей при их участии в вооруженных конфликтах с целью смягчения порождаемых войной страданий.

Первыми международными договорами, регулирующими отношения, связанные с участием детей в вооруженных конфликтах, стали дополнительные Протоколы I и II 1977 г. к Женевским конвенциям 1949 г.1, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов. Так, Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, обязывает государства предпринимать все возможные меры для того, чтобы дети, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали непосредственного участия в военных действиях. Он прямо запрещает их вербовку в вооруженные силы и настоятельно рекомендует государствам-участникам при вербовке лиц старше 15, но младше 18 лет отдавать предпочтение лицам более старшего возраста (ст. 77).

Дополнительный протокол II (далее - ДП II), посвященный защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, усилил эту защиту, запретив в ст. 4 как вербовку детей, не достигших 15 лет, в вооруженные силы, так и их участие - непосредственное или косвенное - в военных действиях.

Следующим международным договором, затронувшим проблему участия детей в вооруженных конфликтах, стала Конвенция о правах ребенка 1989 г.1. Она требует от государств-участников, во-первых, принимать все возможные меры для того, чтобы лица, не достигшие 15-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях (п. 2 ст. 38); во-вторых, воздерживаться от призыва любого лица, не достигшего указанного возраста, на службу в свои вооруженные силы. При вербовке из числа лиц старше 15, но младше 18 лет следует отдавать предпочтение лицам более старшего возраста (п. 3 ст. 38). Таким образом, указанные нормы Конвенции практически продублировали нормы Дополнительного протокола I, однако в Конвенции не был введен запрет на участие детей в военных действиях, установленный Дополнительным протоколом II.

В июне 1999 г. в Женеве Генеральная конференция Международной организации труда (МОТ), "считая необходимым принять новые акты для запрещения и искоренения наихудших форм детского труда в качестве главного приоритета для национальных и международных действий", приняла Конвенцию о наихудших формах детского труда2. Государства - члены МОТ взяли на себя обязательства по запрету принудительной или обязательной вербовки детей для использования их в вооруженных конфликтах, признанных одной из наихудших форм детского труда. Согласно ст. 6 указанной Конвенции государства "разрабатывают и осуществляют программы действий по искоренению в приоритетном порядке наихудших форм детского труда". Конвенция была быстро одобрена многими государствами и ратифицирована быстрее всех конвенций в истории МОТ: уже к ноябрю 2003 г. число государств-членов достигло 147. Данный факт подтверждает обеспокоенность мирового сообщества проблемой вовлечения детей в вооруженные конфликты, а также необходимость более детального правового урегулирования данного вопроса.

Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, от 25 мая 2000 г.1 предъявляет к государствам-участникам следующие требования: принимать все возможные меры для обеспечения того, чтобы военнослужащие из вооруженных сил, не достигшие 18-летнего возраста, не принимали прямого участия в военных действиях (ст. 1); не допускать обязательного призыва в вооруженные силы указанных лиц (ст. 2); повысить минимальный возраст добровольного призыва лиц в национальные вооруженные силы, ранее составлявший 15 лет, признавая, что в соответствии с Конвенцией лица младше 18 лет имеют право на особую защиту (ст. 3). Иными словами, Протокол увеличивает минимальный возраст для непосредственного участия детей в военных действиях до 18 лет, налагая на государства обязательство, аналогичное предусмотренному Конвенцией. Что касается вербовки, то составители Факультативного протокола согласились ввести в качестве минимального возраста 18 лет при условии проведения различия между обязательным призывом на службу в вооруженные силы (с 18 лет) и добровольным поступлением на военную службу (допускается с 15 лет). "Факультативный протокол стал универсальным стандартом, объединяющим мировое сообщество в усердной работе над стимулированием строгого исполнения запрета на привлечение детей к участию в военных действиях, а также над обязанностью сторон отчитываться за невыполнение данного требования", - в одном из выступлений заявил специальный представитель Генерального секретаря ООН по проблемам детей в вооруженных конфликтах.

Из региональных договоров, затрагивающих вопросы участия детей в вооруженных конфликтах, особо интересна Африканская хартия прав и благополучия ребенка1. В ст. 22 Хартии говорится, что государства-участники должны принять все необходимые меры, направленные на то, чтобы ни один ребенок не принимал прямого участия в военных действиях, в частности чтобы ни один ребенок не был призван на военную службу.

Следует отметить, что продолжается работа Международного союза защиты детей над Европейской конвенцией о защите прав ребенка, проект которой состоит приблизительно из 59 статей. Статья 42 проекта уточняет, что в вооруженных конфликтах должны соблюдаться Женевские конвенции и Дополнительные протоколы к ним, причем необходимые административные и законодательные меры должны быть приняты в мирное время. Таким образом, на региональном уровне тоже ведется работа по совершенствованию международно-правового регулирования участия детей в вооруженных конфликтах.

Использование детей-солдат для совершения ими военных преступлений вызывает серьезные проблемы при решении вопроса о наступлении уголовной ответственности виновных лиц. В Статуте Международного уголовного суда2, вступившем в силу 1 июля 2002 г., предусмотрена ответственность только для лиц, вербующих детей, в частности уточняется, что набор или вербовка детей в возрасте до пятнадцати лет в состав вооруженных сил или их использование для активного участия в боевых действиях представляют собой военное преступление независимо от того, идет ли речь о вооруженном конфликте международного или немеждународного характера. Международный уголовный суд правомочен осуществлять уголовное преследование тех лиц, которые используют детей в вооруженных конфликтах, такие дела сейчас находятся в Суде на стадии проверки. Так, был арестован и предан Международному уголовному суду гражданин Конго Тома Лубанга Дьило, предполагаемый создатель и руководитель вооруженного ополчения. Он обвиняется в призыве на воинскую службу детей в возрасте до 15 лет и использовании их в военных действиях. Начало суда над Лубангой планировалось на январь 2007 г., затем на июнь 2008 г., но оба раза откладывалось по процедурным соображениям. Кроме того, прокурор выдал ордеры на арест пяти членов вооруженного формирования в Уганде, обвиняемых в похищении тысяч детей, которых они насильно вербовали в свои ряды либо использовали в качестве домашней прислуги. При этом вопрос об ответственности самих детей в случае совершения ими военных преступлений остается открытым по причине отсутствия на международном уровне правовой регламентации такой ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог, стоит отметить, что в целом на международном уровне закреплен запрет на участие детей в вооруженных конфликтах. Однако проблема детей-солдат до сих пор остается актуальной, в том числе потому, что этот запрет не имеет абсолютного характера. Да и не все участники международных отношений стремятся добросовестно придерживаться правил установленных международными договорами. При этом очевидны тенденция к усовершенствованию норм международного права и стремление международного сообщества к разрешению проблемы. Нужно также подчеркнуть прогрессивный характер региональных договоров в указанной сфере. Тем не менее, для более эффективного решения проблемы участия детей в вооруженных конфликтах и борьбы с его негативными последствиями необходимо конкретизировать нормы международного права; установить полный и обязательный запрет на участие детей в вооруженных конфликтах, а также в полной мере урегулировать статус детей, задействованных в вооруженных конфликтах.
^

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. URL: http://www.unicef.org.

  2. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. // URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1247248&subID=1000723,1010728;

  3. Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г. // URL: http://base.garant.ru/2540378/.

  4. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ childcon.htm.

  5. Конвенция МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" от 17 июня 1999 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ conventionl82.html.

  6. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (25 мая 2000 г.) // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ rightschildprotocoll.html.

  7. Африканская хартия прав и благополучия ребенка // Document OUA CAB/LEG/153/Rev.2.

  8. Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ law/ icc/ romestatute(r).pdf.




1 Четыре международные конвенции о защите жертв войны, подписаны 12 августа 1949: Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; Конвенция об обращении с военнопленными; Конвенция о защите гражданского населения во время войны.

1 URL: http://www.unicef.org.

1 Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. // URL: http://law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1247248&subID=100110723,100110728;

Дополнительный протокол II к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов немеждународного характера от 8 июня 1977 г. // URL: http://base.garant.ru/2540378/.

1 Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ childcon.htm.

2 Конвенция МОТ N 182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда" от 17 июня 1999 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ conventionl82.html.


1 Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (25 мая 2000 г.) // URL: http:// www.un.org/ russian/ documen/ convents/ rightschildprotocoll.html.

1 Африканская хартия прав и благополучия ребенка // Document OUA CAB/LEG/153/Rev.2.

2 Римский статут Международного уголовного суда от 17 июля 1998 г. // URL: http:// www.un.org/ russian/ law/ icc/ romestatute(r).pdf.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconРоссийская федерация федеральный закон о ратификации конвенции организации объединенных наций
Ратифицировать Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, подписанную от имени Российской...

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconУстав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26....
Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных...

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconОбъединенных Наций Совет по правам человека Совет по правам человека...
Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии...

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconДекларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconКалендарь знаменательных и юбилейных дат на 2013 год
Десятилетие Организации Объединенных Наций, посвященное пустыням и борьбе с опустыниванием

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconЗабайкальская Международная Модель Организации Объединенных Наций...
Настоящие правила процедуры VIII забайкальской международной модели ООН (далее – «Правила процедуры», «Правила») утверждается до...

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconДети Индиго
Посвящается Джин Флорес, сотруднице Организации Объединенных Наций, которая перешла в мир иной в период написания этой книги

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconДети Индиго
Посвящается Джин Флорес, сотруднице Организации Объединенных Наций, которая перешла в мир иной в период написания этой книги

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconДети Индиго
Посвящается Джин Флорес, сотруднице Организации Объединенных Наций, которая перешла в мир иной в период написания этой книги

Модель Организации Объединенных Наций доклад iconВалер а
Неожиданный стук ботинка фабрики «Скороход» по деревянной трибуне в зале заседания Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов