Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю




Скачать 182.67 Kb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю
Дата публикации16.12.2013
Размер182.67 Kb.
ТипПрограмма
zadocs.ru > Военное дело > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНЖЕНЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»





УТВЕРЖДАЮ

Декан технологического факультета






__________ ____Василенко В. Н.___

(подпись) (Ф.И.О.)

"_____" ____________2012 г.



^ ПРОГРАММА ПРАКТИКИ


УЧЕБНАЯ


Направление подготовки
020501 Биоинженерия и биоинформатика



Квалификация (степень) выпускника
Специалист
Воронеж – 2012

1. Цели учебной практики
Целями научно-исследовательской практики являются ознакомление студентов с научно-исследовательскими лабораториями выпускающей кафедры и оборудованием, закрепление на практике знаний, полученных в университете при изучении дисциплин математического и естественно-научного цикла, приобретение практических навыков и знаний по специальности.
^ 2. Задачи учебной практики
Задачами практики являются ознакомление со вспомогательными производствами отрасли; выполнение графика учебного процесса по некоторым дисциплинам кафедры:

- освоение техники приготовления питательных сред и растворов, основных методов культивирования микроорганизмов;

- освоение методов экстракции, очистки и анализа технологически значимых химических соединений, содержащихся в растениях;

- освоение методов оценки активности ферментов в биотехнологических целях, интенсивности обмена углеводов, белкового обмена, обмена нуклеиновых кислот в различных группах микроорганизмов, а также оценки содержания антибиотических веществ в коммерческих фармацевтических препаратах биотехнологического происхождения;

- ознакомление студентов с лабораторным оборудованием и освоение правил его практического использования.

^ 3. Место учебной практики в структуре ООП специалитета
Учебная практика предусмотрена во 2-м семестре в течение 5 недель в количестве 36 ч на (под)группу в неделю.

Учебная практика базируется на изучении дисциплин гуманитарно-социально-экономического, математического и естественнонаучного циклов: История, Русский язык и культура речи, Иностранный язык, Информатика, Неорганическая химия, Экология.

В результате освоения предшествующих частей ООП для освоения программы данной практики студент должен:

Знать:

- основы современного русского языка и культуры речи, характерные свойства русского языка как средства общения и передачи информации, в том числе профессионального значения;

-  лексический минимум на одном из иностранных языков для реализации профессиональной деятельности, основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи; правила речевого этикета,

- историю становления и развития государственности, общие духовно-ценностные ориентиры и историко-культурное наследие, особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни;

- современное состояние гражданского общества и электоральной культуры, основные понятия и законы развития электоральной культуры и гражданственности, концепции политико-правового развития;

- теоретические основы информатики и информационных технологий; возможности и принципы использования современной компьютерной техник, навыки работы в глобальных компьютерных сетях; офисные технологии;

- фундаментальные основы разделов химии; основные базовые законы и понятия химии закономерности химических процессов и свойства неорганических веществ;

- основные положения органической химии (классификацию и номенклатуру органических соединений, классификацию органических реакций, свойства основных классов органических соединений); химию углеводов, жиров, аминокислот и белков; основные направления развития органической химии;

- основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений, уровни организации живой материи; состав и строение биосферы, основы функционирования сообществ и экосистем; основы фундаментальных разделов математики, физики, химии и экологии, иметь представление об их применении в области биоинженерии;

- основные задачи, проблемы и методы биоинженерии и биоинформатики;

- физические основы классической, релятивистской и квантовой механики, молекулярной физики, термодинамики, статистической физики и физики твердого тела; методы теоретического и экспериментального исследования; приемы и методы решения конкретных задач из различных областей физики.
Уметь:

- использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности;

- использовать знание русского языка, культуры речи и навыков общения в профессиональной деятельности;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, работать с политическими и правовыми источниками и литературой, сопоставлять данные различных документов;

- анализировать сущность и тенденции современной социокультурной среды, применять в профессиональной и других видах деятельности базовые понятия, социальные обязательства, применять знание истории в профессиональной деятельности;

- формировать и совершенствовать свои взгляды и убеждения, анализировать гражданскую и мировоззренческую позицию людей, переносить философское мировоззрение в область материально-практической, в том числе профессиональной деятельности;

- применять теоретические знания и навыки работы при решении практических задач в профессиональной деятельности, используя возможности вычислительной техники и программного обеспечения;

- использовать в практической деятельности основные правовые и нормативные документы, эксплуатировать инженерно-техническое оборудование и системы;

- применять в профессиональной и других видах деятельности навыков анализа, обобщения и реферирования из результатов исследований; сравнивать полученные данные и идентифицировать их с применяемыми методами; применять в исследовательской деятельности областей биоинженерии, биоинформатики, и смежных дисциплин основные закономерности химических процессов;

- проводить наблюдения, описания, идентификацию и классификацию биологических систем и объектов окружающей природной среды; использовать специализированные знания естественнонаучных дисциплин в области биоинженерии и биоинформатики;

- пользоваться научно-технической и справочной литературой в области органической химии;

- выявлять и формулировать проблемы и задачи биоинженерии и биоинформатики, предлагать возможные способы их решения;

- использовать основные законы физики при решении конкретных задач из различных областей физики; выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности;
Владеть:

- навыками грамотного письма и устной речи, способностью к коммуникациям в профессиональной деятельности, культурой речи;

- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной деятельности на иностранном языке;

- методами анализа причинно-следственных связей социально-политических процессов и явлений, основами формирования социальных отношений в обществе;

- использовать национальное и мировое культурное наследие в профессиональной деятельности и личностном развитии;

- системным мышлением, приемами и методами анализа проблем и явлений; культурой мышления, восприятием информации, навыками политико-правового анализа;

- основными навыками работы с компьютером, а также с информацией в глобальных компьютерных сетях;

- терминологией, определениями и положениями изучаемой дисциплины; методами эксперимента с неорганическими веществами, системой подбора и обработки информации по категория разделов неорганической химии, научной терминологией, источниками различных видов информации, способен к синтезу, анализу данных о химических процессах и проектированию научного исследования в области биоинженерии, биоинформатики;

- базовыми знаниями в области биоинформатики, биоинженерии и смежных дисциплин, применять навыки и умения в этой области для решения биоинформационных задач; приемами экспериментальной работы с биологическими объектами, физико-химическими и расчетными методами исследования и анализа живых систем и объектов окружающей среды;

- терминологией, определениями и положениями изучаемой дисциплины; методами эксперимента с органическими веществами;

- общими представлениями по работе с биологическими базами данных, навыками решения типовых биологических задач с применением основных биологических, математических методов;

- навыками проведения физических экспериментов.

Дисциплины, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее: Философия, Экономика, Культурология, Математика, Физика, Органическая химия, Аналитическая химия и физико-химические методы анализа, Физическая и коллоидная химия, Микробиология.
^ 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения учебной практики

Процесс выполнения программы практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки:

общекультурных (ОК): 1, 3, 6, 7, 9-16

профессиональных (ПК): 1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 16, 18, 20

В результате прохождения практики студент должен:

Знать:

- правила ведения работ и требования техники безопасности;

  • правовые акты, регламентирующие проведение работ с живыми объектами;

  • правила работы с лабораторным и специальным научным и технологическим оборудованием;

  • современные методы, используемые для получения, выделения и анализа продуктов биоинженерии;

Уметь:

  • использовать основные методы получения, выделения и анализа продуктов биоинженерии;

  • документировать результаты биотехнологических работ.


Владеть:

- навыками работы со специальным оборудованием и приборами.
^ 5. Структура и содержание практики

Общая трудоемкость учебной практики составляет 7,5 зачетных единиц, 180 часов.

Содержание инвариантных заданий (задач) на учебную практику в соотношении с формами отчетности и формируемыми компетенциями:




п/п


Формулировка задания


Форма отчетности


Формируемые компетенции

1

Ознакомление с историей развития микробиологии, биотехнологии, биоинженерии

Аналитическая справка об истории развития науки

ОК-1,3, 6, 7, 9-16

ПК-1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 16, 18, 20



2

Изучение оборудования научно-исследовательской лаборатории кафедры

Аналитическая справка –описание принципов работы оборудования

ОК-1,3, 6, 7, 9-16

ПК-1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 16, 18, 20



3

Характеристика основных биохимических и микробиологических методов исследования

Характеристика основных биохимических и микробиологических методов исследования

ОК-1,3, 6, 7, 9-16

ПК-1, 2, 3, 7, 8, 10, 12, 16, 18, 20


4

Оформление презентации и доклада к защите отчета по практике

Оформление письменного отчета, содержащего информацию пп 1-5, слайд-шоу, отражающее основные результаты работы

ОК-1,3, 6, 7, 9-16

ПК-1, 2, 3, 7, 8, 10, 12



Рекомендации по составлению форм отчетности по практике:

Аналитическая справка об истории развития науки.

Аналитическая справка – характеристика основных биохимических и микробиологических методов исследования.

Изучение оборудования научно-исследовательской лаборатории кафедры.

Дневник с описанием выполняемых операций и процессов. Характеристика руководителя практики от предприятия.

Оформление письменного отчета, содержащего информацию по основным разделам практики, слайд-шоу, отражающее основные результаты работы.

Распределение учебного времени для выполнения заданий практики:




п/п


Разделы (этапы) практики

Часы



Формы текущего контроля

1

Вводная лекция о целях и задачах практики, порядке ее прохождения, инструктаж по технике безопасности

10

Выполнение соответствующего раздела отчета

2

Общее ознакомление с научно-исследовательскими лабораториями кафедры, экскурсия по лабораториям

70

Выполнение соответствующего раздела отчета

3

Общее ознакомление с лабораторным оборудованием, основными научно-исследовательскими методами работы с биологическим материалом

80

Ведение дневника практики,

выполнение соответствующего раздела отчета

4

Оформление отчета по практике

20

Оформление отчета, презентации доклада




ВСЕГО:

180





^ 6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

Руководитель практики от кафедры:

- знакомит студентов с научно-исследовательскими лабораториями,

- выдает тему индивидуального задания (с изложением методики его выполнения),

- составляет примерный план распределения рабочего времени студента в соответствии со спецификой исследования,

- оказывает необходимую методическую и организационную помощь в выполнении индивидуального задания,

- организует и проводит лекции и консультации по вопросам практики.
^ Студент практикант:

- обязан получить перед выходом на практику у руководителя задание и согласовать рабочую программу практики;

- выполняет задания, предусмотренные рабочей программой практики;

- выполняет порученную ему работу и указания руководителя практики от кафедры;

- обрабатывает результаты исследования, полученные на основе данных литературного обзора, проведенных экспериментов, применяя ее для анализа и обобщения в виде отчета;

- выполняет правила внутреннего распорядка, правила охраны труда и техники безопасности организации;

- по истечении времени практики получает отзыв от руководителя;

- составляет письменный отчет о прохождении практики;

- в течение 5 дней после окончания срока практики предоставляет руководителю от университета отчет на проверку, а затем защищает его на итоговой конференции.

^ 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике
Контрольные вопросы для проведения текущей аттестации по разделам практики:

  1. Техника безопасности в биохимической лаборатории.

  2. Правила работы со стеклянной посудой и химическими реактивами.

  3. Спектрофоретические методы исследования.

  4. Методы определения сахаров.

  5. Основные методы выделения ферментных препаратов.

  6. Методы определения количества белка.

  7. Электрофорез – использование в биохимических исследованиях.


^ 8. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

Отчет необходимо писать во время практики по мере обработки того или иного раздела программы. По окончании практики после проверки отчета руководителями практики от кафедры, студент защищает отчет в установленный срок перед комиссией, назначаемой заведующим кафедрой.

В трехдневный срок с момента окончания практики студент должен представить на кафедру отчет, характеристику и дневник прохождения практики, подписанный ру­ководителем практики.

Защита отчета с презентацией и докладом проходит на кафедре. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики. По итогам аттестации выставляется оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

Оценочные средства формирования компетенций при выполнении программы практики:
Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

«Аналитическая справка об истории развития науки»

Параметры

Баллы

Студент глубоко и развернуто отразил в справке историю развития науки Студент самостоятельно сформулировал цели, задачи биоинженерии и биоинформатики. (ОК-1, ОК-10, ОК-12)

5

Студент отразил в справке историю развития науки в контексте развития проблем. Студент сформулировал цели и задачи биоинженерии и биоинформатики. (ОК-1, ОК-10, ОК-12)

4

Студент отразил в справке основные этапы истории развития науки, не увязывая ее с социально-экономическими процессами, происходящими в обществе. Студент сформулировал цели и задачи биоинженерии и биоинформатики. (ОК-1, ОК-10, ОК-12)

3

Студент недостаточно отразил в справке основные этапы истории развития науки. Студент не сформулировал цели и задачи биоинженерии и биоинформатики. (ОК-1, ОК-10, ОК-12)

2


КИМ

«Письменный отчет, слайд-шоу по основным результатам

работы в научно-исследовательской лаборатории»

Параметры

Баллы

Оформлен письменный отчет в формате MS Word в виде компью­терного файла с расширением *.doc или *.rtf в шаблоне Normal.dot, содержащий подробный анализ, отражающий основные результаты работы в научно-исследовательской лаборатории. Слайд-шоу с содержанием не менее 5-ти иллюстраций по каждому заданию практики (ПК-1, ОК-12)

5

Оформлен письменный отчет в формате MS Word в виде компью­терного файла с расширением *.doc или *.rtf в шаблоне Normal.dot, содержащий подробный анализ, отражающий основные результаты работы в научно-исследовательской лаборатории. Слайд-шоу с содержанием не менее 4-х иллюстраций по каждому заданию практики (ПК-1, ОК-12)

4

Оформлен письменный отчет в формате MS Word в виде компью­терного файла с расширением *.doc или *.rtf в шаблоне Normal.dot, содержащий подробный анализ, отражающий основные результаты работы в научно-исследовательской лаборатории. Слайд-шоу с содержанием не менее 3-х иллюстраций по каждому заданию практики (ПК-1, ОК-12)

3

Оформлен письменный отчет в формате MS Word в виде компью­терного файла с расширением *.doc или *.rtf в шаблоне Normal.dot. Отчет не содержит подробный анализ, отражающий основные результаты работы в научно-исследовательской лаборатории, требования к отчету отсутствуют. Слайд-шоу с содержанием менее 3-х иллюстраций по каждому заданию практики (ПК-1, ОК-12)

2


Итоговая оценка по практике определяется на основании определения средневзвешенного значения баллов по каждому заданию по следующей шкале:

0-2,5 – неудовлетворительно;

2,6-3,5 – удовлетворительно;

3,6-4,5 – хорошо;

4,6-5,0 – отлично.


^ 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики

При выполнении программы практики студент может использовать учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплин учебного плана, предшествующих выполнению программы практики: Введение в специальность; Основы современного естествознания; Математика; Информатика; Физика; Неорганическая химия; Органическая химия; Аналитическая химия и физико-химические методы анализа; Экология.

Кроме того, необходимо использовать материалы профессиональных периодических изданий и иные информационные ресурсы.
Основная литература:


  1. Каменский А.А., Ким А.И., Великанов Л.Л. Биология – М.: АСТ: Слово, 2012

  2. Нанобиотехнологии: практикум под ред. А.Б. Рубина. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012

  3. Нефедов Е.И., Субботина Т.И., Яшин А.А. Современная биоинформатика. – М.: Горячая линия-Телеком, 2005. – 2005

  4. Основы биохимии Ленинджера, в 3-х т.; пер. с англ. Д.Нельсон, М. Кокс: Т.1.: Основы биохимии, строение и катализ. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011

  5. Жеребцов, Н. А. Биохимия [Текст] / Н. А. Жеребцов, Т. Н. Попова, В. Г. Артюхов. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2002

  6. Лабораторный практикум по биохимии. [Текст]: учебное пособие. / Н. А. Жеребцов, В. С. Григоров, О. С. Корнеева, Л. В. Спивакова. - Воронеж: ВГТА, 2000. – С.10-122.

  7. Нетрусов, А. И.  Микробиология - М. : Академия, 2007.


Дополнительная литература:
Электронная библиотечная система "Книгафонд" htpp://www.knigafund.ru

    1. Ясницкий Л.Н., Данилевич Т.В. Современные проблемы науки: учебное пособие. Издательство: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 г. 294 с.

    2. Закиров Р.К., Жукова В.Б., Сироткин А.С. Общая биотехнология: учебно-методическое пособие. Издательство: КГТУ, 2007 г. 104 с.

    3. Гамаюрова В.С., Ржечицкая Л.Э., Зиновьева М.Е., Закиров Р.К. Общая биотехнология: Лабораторный практикум. Издательство: КГТУ, 2005 г. 84 с.

    4. Митякина Ю.А. Издательство Биохимия: Учебное пособие. РИОР, 2005 г. 113 с.

    5. Микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов медицинских вузов. Издательство: Практическая медицина, 2010 г. 576 с.

    6. Роль микроорганизмов в функционировании живых систем: фундаментальные проблемы и биоинженерные приложения: монография. Издательство: СО РАН, 2010 г. 472 с.

    7. Суханов П.П., Гамаюрова В.С., Крыницкая А.Ю., Астраханцева М.Н. Химические методы регуляции микробного роста. Издательство: КГТУ, 2008 г. 127 с.



^ 10. Материально-техническое обеспечение учебной практики

Учебная практика может реализовываться в структурных подразделениях университета, НИИ, лабораториях молекулярной биологии и биоинженерии других вузов РФ.

Программа практики составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020501 - Биоинженерия и биоинформатика.

Программу составили: ^ Божко О.Ю. ___________

Подпись
Яковлева С.Ф. ___________

Подпись
Корнеева О.С.

подпись

ЛИСТ

согласования программы практики

Программа практики учебная
Направление подготовки ^ 020501 Биоинженерия и биоинформатика

(Код и наименование направления подготовки)

Профиль подготовки ____________________________________________

(Наименование профиля подготовки)

Форма обучения_____очная______________________________________

(очная, заочная, очно-заочная)
Учебный год ______________________________

РЕКОМЕНДОВАНА

на заседании кафедры___микробиологии и биохимии__________________

(наименование кафедры)
протокол №____от «___»________________________ 20_____г.
Заведующий кафедрой микробиологии и биохимии ___________________
_____________________________________________ ^ Корнеева О.С. _____

(подпись) (Ф.И.О)

РАССМОТРЕНА на заседании методической комиссии по направлению_020501 Биоинженерия и биоинформатика_______________

(наименование методкомиссии)



протокол №___от «___»_________________ 20___г.
Председатель методкомиссии_________________ Божко О.Ю. _______

(подпись) (Ф.И.О)

СОГЛАСОВАНО:
Заведующий кафедрой микробиологии и биохимии _________________

(наименование кафедры, являющейся ответственной за данное направление подготовки, профиль)
___________________________________________.__ Корнеева О.С.___

(подпись) (дата) (Ф.И.О.)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «магнитогорский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования магнитогорский государственный...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «воронежский государственный университет инженерных технологий» утверждаю iconПравила приема в федеральное государственное бюджетное образовательное...
В федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «санкт-петербургский государственный...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов