1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования




Название1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования
страница1/9
Дата публикации04.02.2014
Размер0.95 Mb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Содержание
1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования

2. Народническое движение

3. Образование Древнерусского гос-ва и норманнский вопрос

4. Политические партии и общественные движения (конец XIX - начало XX века)

5. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси

6. Революция 1905-1907 г.

7. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события

8. Создание российского парламента: деятельность I-IV государственных дум

9. Культура Киевской Руси

10. Столыпинская аграрная реформа

11. Формирование новых полит. Центров в период феодальной раздробленности

12. Первая мировая война

13. Борьба Северо-Западной Руси с иноземной агрессией в первой половине 8 в.

14. Февральская революция

15. Монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь и его последствия

16. Углубление общенационального кризиса летом-осенью 1917 года. Октябрьская революция

17. От феодальной раздробленности к централизованному Российскому гос-ву

18. Второй Всероссийский съезд Советов: формирование новых органов государственного управления и первые декреты Советской власти

19. Реформы Ивана Грозного

20. Гражданская война в Советской России

21. Внешняя политика России во второй пол. 16 века

22. Социально-экономическое развитие Советской России в период гражданской войны

23. "Смутное время": причины, этапы, итоги

24. Создание СССР и Конституция 1936 года

25. Освоение Сибири и Дальнего Востока в конце 16-17 в. Вклад русских землепроходцев в географические открытия

26. Социально-экономический кризис в Советской России начала 20-х годов

27. Соц.-экон. Развитие России в 17 в. Крестьянская война под предводительством Разина

28. Внешняя политика СССР в 20-е - начале 30-х годов: прорыв международной изоляции

29. Воссоединение Украины с Россией

30. Индустриальное развитие СССР в 20-30-е годы

31. Развитие православной церкви в конце 16-17 в.

32. Преобразование аграрного сектора экономики СССР в 20-30-е годы

33. Русская культура в 15-17 в.

34. Формирование однопартийного режима в СССР в 20-30-х годах

35. Преобразования Петра Великого и их влияние на историческую судьбу России

36. Достижения советской науки и культуры в 20-30-е годы

37. Внешняя политика России первой половины 18 в.

38. СССР накануне Великой Отечественной войны: внутреннее развитие и внешняя политика

39. Политика Екатерины II

40. Великая Отечественная война: крупнейшие военные сражения

41. "Эпоха Дворцовых переворотов": причины, сущность и значение

42. СССР в годы Великой Отечественной войны: государственное управление и экономическое развитие

43. Внешняя политика России второй половины 18 в.

44. Принципы и функции истории

45. Российская наука и культура в 18 в.

46. Взаимоотношения православной церкви и Советского государства

47. Российская наука и культура в первой половине 19 в.

48. СССР в конце 40-х - начале 50-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие

49. Внешняя политика России первой четверти 19 в.

50. СССР в середине 50-х - первой половине 60-х годов: социально-экономическое и общественно-политическое развитие

51. Государственная деятельность Сперанского

52. Внешняя политика СССР в конце 40-х - первой половине 60-х годов

53. Движение декабристов

54. СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг.: социальные и экономические успехи и неудачи

55. Внутренняя и внешняя политика России при Николае 1

56. Перестройка в СССР: от попыток модернизации системы к смене модели развития

57. Общественные движения 30-50-х г. 19 в.

58. Внешняя политика СССР во второй половине 60-х - начале 80-х годов

59. Рос. наука и культура во второй половине 19 в.

60. Внешняя политика СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов: окончание "холодной" войны и строительство новых международных отношений

61. Отмена крепостного права

62. Межнациональные конфликты в СССР конца 80-х - начала 90-х годов. Возникновение СНГ

63. Реформы 60-70-х г.

64. Внешняя политика Российской Федерации (1992 г. - настоящее время)

65. Внешняя политика России второй половины XIX века

66. Радикальные социально-экономические реформы в Российской Федерации (1992 г. - настоящее время)

67. Соц. - экон. Развитие России в нас 20 в.

68. Межнациональные конфликты в Российской Федерации. Положение на Северном Кавказе

69. Варианты периодизации истории

70. Новые институты государственной власти в РФ

71. Россия и мир в эпоху глобализации

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования
Прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев - от р. Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу 1 тысячелетия н.э. Особое место в жизни славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. Крупнейшими политическими образованиями 7-8 в. В южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая - Тюркский каганат. В 6 в. Славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени - Византии. В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин "племена" в отношении этих объединений был предложен историками. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра. Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаковых и огородных культур. С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Из других занятий славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество. Выращивать и технические культуры (лен, конопля). Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Важнейшими богами славян были Перун, Сварог, Велес, Мокошь, Симари. Особо почитали Бога Солнца.
2. Народническое движение
На рубеже 60-70-х годов главным направлениям в русском революционно-демократическом движении стало народничество. Взгляды народников, защищавших интересы крестьянских масс, сохраняли преемственность с положениями революционных демократов 60-70-х годов, ибо, по-прежнему, в российском крестьянстве они видели главную силу, Народники не понимали исторического значения капитализма, считали, что Россия может и должна пойти по иному, некапиталистическому пути развития, отказывались от политической борьбы. В 70-е годы идеологами народников были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров и П.Н. Ткачев. "Бунтарское" (анархистское) направление возглавлял М.А. Бакунин. Он сыграл заметную роль в европейском движении, был знаком с К. Марксом и называл себя сторонником материалистического понимания истории, но на деле был далек от марксизма. В 1872 г. за дезорганизаторскую деятельность он был исключен из этой организации. Другое теоретическое направление в народничестве ("пропагандистское") возглавлял П.Л. Лавров. В отличие от Бакунина Лавров не считал, что русский народ готов к выступлению. Только систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды самого народа могли, по его мнению, обеспечить необходимые условия для революционного выступления. Вместе с тем Лавров преувеличивал роль интеллигенции. При этом Лавров полагал, что интеллигенция в долгу перед народом, так как свое развитие "цивилизованное меньшинство" приобрело за счет труда, страданий и крови народа. Еще одним направлением в революционном движении 70-х годов явилась деятельность народников-бланкистов ("заговорщическое" направление) во главе с П.Н. Ткачевым. Ткачев считал, что народ не может провести в жизнь идеи социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов - "революционного меньшинства". По его мнению, в России деятельность заговорщиков значительно облегчалась тем, что самодержавие является фикцией, "висит в воздухе", не имея опоры и поддержки. Сторонники Ткачева думали, что коммунистические инстинкты, присущие русскому крестьянству, позволят затем реализовать в стране социалистические идеи и превратить Россию в образцовую социалистическую страну.

отечественная зарубежная история конституция

3. Образование Древнерусского гос-ва и норманнский вопрос
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Киевом. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов. возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности. В результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен начала складываться государственность. Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского гос-ва. Впервые она была сформулирована неким ученым Т-Ф. Миллером и Т-З. Байером. В современную эпоху вполне доказана несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского гос-ва как результат иноземной инициативы. Историки обладают убедительными доказательствами, что есть все основания утверждать: у восточных славян устойчивые традиции государственности сложились задолго до призвания варягов. Образование гос-ва Русь - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно - общинного строя из полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки".
4. Политические партии и общественные движения (конец XIX - начало XX века)
Развитие общественной жизни по ее главным направлениям (консервативному, революционному, либеральному), объединение сторонников тех или иных взглядов вокруг газет, журналов привело в начале XX в. к организованному оформлению в России политических партий. Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой формировались политические партии социал-демократов и социалистов-революционеров (эсеров). Они сложились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы. Создание российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) было провозглашено в 1898г. на съезде в Минске. Организационное оформление, принятие программы и устава состоялось в 1903 г. на съезде в Лондоне. В программе предусматривалось два этапа революции. На первом программа минимум - ликвидация самодержавия и установление демократической республики, введение демократических свобод, восьмичасового рабочего дня. На второй этап революции предусматривалась программа максимум - осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. В начале своей деятельности партия раскололась на две фракции: большевиков во главе с В.И. Лениным (придерживавшихся марксистских принципов революционного насилия, организационного централизма) и меньшевиков во главе с Ю.О. Мартовым. В аграрном вопросе большевики отстаивали национализацию земли (переход в собственность государства), меньшевики - муниципализацию (передача в распоряжение местных самоуправлений). В 1901г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров). Лидер - В.М. Чернов. Главная программная цель - борьба за экспроприацию капиталистической собственности и организация "производства и всего общественного строя на социалистических началах". Для этого нужна "полная победа" рабочего класса, к которому относились все трудящиеся, в том числе и крестьянство. Для защиты наемных рабочих выдвигались лозунги: восьмичасовой рабочий день, государственное страхование, установление минимума зарплаты. В центре либерального направления общественного движения в России стояла партия конституционных демократов ("Народной свободы"), созданная в 1905 г. Это партия средних слоев буржуазии, гуманитарной интеллигенции. Лидеры - историк профессор П.Н. Милюков, экономист и публицист П.Б. Струве. Кадеты отстаивали тенденции капиталистического развития страны, выступали за парламентскую конституционную монархию. На волне революции 1905-1907 гг. пытались разделить власть с царем и продвигать Россию по западному пути буржуазно-демократических преобразований. Партией крупного отечественного предпринимательства являлся "Союз 17 октября". Лидер - московский промышленник А.И. Гучков. Октябристы выступали за государственный строй в виде наследственной монархии, ограниченной конституцией. Консервативное ("правое") направление общественной жизни представляли сложившиеся в 1905-1906 гг. "Русская монархическая партия", "Союз русского народа", "Союз Михаила Архангела" (по имени небесного ангела-хранителя). Лидеры: врач А.И. Дубровин, помещик В.М. Пуришкевич. У истоков монархических организаций стояла научная, творческая интеллигенция, занятая изучением и сохранением традиционной русской и славянской культуры.
5. Внутренняя и внешняя политика Киевской Руси
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства. Распространённой формой организации производства стала феодальная вотчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. "Русская Правда" - юридический памятник, опиравшийся на нормы обычного права и на прежнее законодательство. Для того времени важнейшим признаком силы документа были узаконенный прецедент и ссылка на древность. "Правда Ярослава" ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072 г. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068 г. Восстания конца 60-х-начала 70-х г. 11 в. Потребовали от князей и бояр энергичных действий. "Русская Правда" была дополнена рядом статей. Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину. На этой земле работали зависимые смерды и рабы. Руководили работами ратайные старосты, которым подчинялись рабы и сельские старосты, следившие за выполнением работ смердами. "Правда Ярославичей" отменила кровавую месть и усилила разницу в плате за убийство разл. Категорий населения.
6. Революция 1905-1907 г.
Причина первой русской революции 1905 - 1907 гг. - обострение внутриполитической обстановки. Социальная напряженность была спровоцирована пережитками крепостничества, сохранением помещичьего землевладения, отсутствием свобод, аграрным перенаселением центра, национальным вопросом, быстрым ростом капитализма, неразрешенностью крестьянского и рабочего вопроса. Поражение в русско-японской войне 1904-1905 гг. и экономический кризис 1900-1908 гг. усугубили ситуацию.
В начале XX в. Россия входила в число пяти крупнейших промышленных держав мира, но почти все слои русского общества были недовольны своим положением. Интеллигенция и часть дворянства желала введения конституции. Крестьяне добивались помещичьей земли. Рабочие были недовольны низкой зарплатой и условиями труда. Последней каплей стали неудачи в войне с Японией.января 1905 г. к Зимнему дворцу направились тысячи жителей во главе со священником Гапоном, возглавлявшим Собрание фабрично-заводских рабочих Петербурга, с петицией об улучшении условий жизни. Войска открыли огонь по демонстрантам после их отказа разойтись ("Кровавое воскресенье"). В стране и в армии (на броненосце "Потёмкин" и др.) начались волнения. По поручению царя министр внутренних дел А.Г. Булыгин к августу 1906 г. разработал проект о созыве законосовещательного парламента ("булыгинская дума"), но этой уступки для оппозиции было недостаточно. Всеобщая политическая стачка в октябре 1905 г. вынудила Николая II издать манифест 17 октября о гражданских и политических свободах, создании Государственной Думы с законодательными полномочиями и амнистии политзаключённых. Возникли либеральные партии конституционалистов-демократов (кадетов) и октябристов, националистическая партия "Союз русского народа". По стране прокатилась волна еврейских погромов. В ноябре началось восстание на Черноморском флоте во главе с П.П. Шмидтом, в декабре 1905 г. - восстание в Москве, заранее обречённые на провал и легко подавленные. Собравшаяся в апреле 1906 г. Государственная Дума в июле была распущена царём из-за своей оппозиционности. Первая российская революция 1905 - 1907 гг. определяется как буржуазно-демократическая, так как задачи революции - свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, уничтожение сословного строя, установление демократической республики.
7. Принятие Древней Русью христианства и значение этого события
До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Но укрепление государства требовало принятия единой веры. В 988 г., при Владимире 1, в качестве гос. религии было принято христианство. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора. Василия 2 с мятежом полководца Варды Фоки. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. Во главе Русской православной церкви поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви - "десятину". Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир была канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется равноапостольным.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconВосточные славяне до образования государства: происхождение, расселение,...

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconВосточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconЛекция III
Становление славянского мира. Восточные славяне в VI-IХ вв.: первые упоминания о славянах, их расселение, занятия, социальная организация,...

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconПримитивная форма демократии : 1) все наиболее важные вопросы должны...
Вопрос№1 Происхождение и расселение славян. Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconРусь в IX – начале XII в.: становление государства, основные этапы и тенденции развития
Ифференциация (расслоение, выделение знати и т д.); в политическом плане восточные славяне находились на этапе военной демократии...

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования icon1. Восточные славяне
Славяне – группа народов Восточной Европы, предки русских, украинцев, белорусов и других народов

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования icon1. предки восточных славян. Их занятия, общественный строй, быт и верования
Одним из таких племенных объединений и стали славяне. Ареал их расселения – в Центральной и Восточной Европе: от Одера на Западе...

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования icon1. Восточные славяне в древности. Образование государства Киевская Русь
Согласно первой точке зрения славяне коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Они происходят от живших здесь в раннем железном...

1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования iconТема I. Восточные славяне и древняя русь

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов