Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин




Скачать 149.9 Kb.
НазваниеЛев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин
Дата публикации03.03.2016
Размер149.9 Kb.
ТипДокументы
zadocs.ru > Военное дело > Документы
Лекция: «Возрастные особенности»

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин:

Социальная ситуация развития - сочетание того, что сформировалось в психике ребенка отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Ведущая деятельность - деятельность, которая оказывает наибольшее влияние. Новообразование - особенности психики, которые появляются в период.

Период

Годы

Ведущая деятельность

Новообразование

Социальная ситуация
развития

Дошкольный возраст

3-6(7)

ролевая игра

произвольность поведения

Освоение социальных норм, взаимо-
отношений между людьми

Младший школьный возраст

6(7)-10(11)

учебная деятелльность

произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной деятельности.

Средний школьный возраст, подросток

10(11) - 14(15)

интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности

чувство "взрослости", возникновение представление о себе "не как о ребенке"

Освоение норм и отношений между людьми

Старший школьник (ранняя юность)

14(15) - 16(17)

учебно-профес-
сиональная деятельность

профессиональное и личностное самоопределение

Освоение профес-
сиональных знаний, умений

^ И.В. Шаповаленко

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (3 - 7 лет)

Дошкольное детство – «Это период первоначального фактического склада личности, период развития «механизмов» поведения.» (Леонтьев А. Н. 1959).

Возраст почемучек и я – сам.

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

Взрослый – образец

Характерна гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности, развитие чувства любви, привязанности – критический возраст для формирования способности любить другого человека. Происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Жалоба – косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то что он для себя выделил как правило

Поведение так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком «собственного Я» непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активно действующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя.

Нужно обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

^ КРИЗИС 7 ЛЕТ

Кризис имеет место всегда, во всяком нормально протекающем детском развитии. Когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл, переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Такой момент наступает у каждого ребенка в возрасте приблизительно семи лет.

Возраст — семи лет — называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания.

Как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие кризиса — ребенок начинает манерничать, капризничать; появляется нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику.

  1. Утрата непосредственности. Утрату непосредственности ребенком Л. С. Выготский связывает с привнесением в поступки интеллектуального момента.

  2. Смена основных переживаний ребенка. От одного способа переживания среды ребенок переходит к другому.

  3. Обобщение переживаний. Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств.

Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая не испытывают чувства собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет! У нормального ребенка возникает обобщение чувств, т. е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает реакция, связанная с переживанием неудач.

  1. Перестройка потребностей, побуждений, переоценка ценностей.

  2. Новое отношение ребенка к среде.

  3. Обобщенное отношение к самому себе.

  4. Обобщенное отношение к окружающим.

Характерные признаки:

  • Появление оспаривания со стороны ребенка при необходимости выполнить просьбу

  • Непослушание – отказ от привычных форм поведения и деятельности

  • Хитрость – нарушение правил в скрытой форме

  • Демонстративность

  • Внимание к своему виду

  • Напоминания об обещаниях

  • Капризы

  • Самостоятельность

Выход:

  • Разъяснение причины

  • Самостоятельность

  • Напоминание необходимости поручения

  • Выражение уверенности в ребенке

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7 - 10-11 лет)

Ведущая деятельность – учебная

Игры развивающие занимают второе место после учебы—формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;—формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению.


^ Физический рост

и развитие

Особенности поведения

Советы вожатому

  • рост девочек опережает рост мальчиков

  • вначале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее

  • энергичны, быстры в действии, настойчивы, инициативны

  • нуждаются в постоянной деятельности

  • стремятся к большой активности

  • любят коллективные игры

  • влюбчивы

  • боятся поражения, чувствительны к критике,

  • интересы постоянно меняются

  • стремятся к соперничеству

  • начинают осознавать нравственные нормы

  • пробуждается интерес и любопытство ко всему вокруг

-учет того обстоятельства, что дети этого возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале

использование таких игр, которые дают простор проявлению активности

организация коллективных спортивные игр, занятий по интересам


Сами считают себя взрослыми.

Этим можно пользоваться: в нужный момент пристыдить: «что вы как маленькие себя ведёте…» Хм… правда не стоит этим злоупотреблять, а то дети просекут тему и ответят «Да, мы маленькие» только чтоб вас обезоружить. Дети вообще быстро просекают всякие вожатские приёмчики, поэтому вожатый должен иметь богатый арсенал и быть непредсказуемым.

Романтичность и сложность взаимоотношений

Мальчиков и девочек тянет друг к другу, но они не умеют друг с другом общаться. Они боятся сделать первый шаг, боятся неудач и подшучивания товарищей. Здесь вожатый должен прийти на помощь, подтолкнуть, дать совет.

Особую роль тут, конечно, имеют дискотеки. Для детей станцевать медляк — это событие. И это очень серьёзно. Это почти то же самое, что признаться в любви и начать встречаться. И поэтому пригласить девочку на танец — это очень сложно. И поэтому «мужики не танцуют». А ведь порою нужно просто подбодрить, вселить уверенность, и ребёнок будет после этого вам очень, очень благодарен. Иной раз надо поговорить и с мальчиком, и с девочкой, позаниматься этаким «сводничеством».

Нужно сформировать у них правильное отношение к любви. Отношения между напарником и напарницей должны быть примером для детей. Не обязательно изображать любовь. Но нежную заботу — да.

Надо поддерживать и культивировать дух рыцарства. Тем более, что дети среднего возраста очень к этому восприимчивы, нужно только заронить семя романтики, и она расцветёт.

^ ПОДРОСТКОВЫЙ (ОТРОЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ (10-11 - 14-15 лет)

Ведущая деятельность социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд.

Сравнивает себя со взрослыми, чувствует себя взрослым, автономии(эмансипации), независимости

Стремиться быть среди сверстников.

Целенаправленность деятельности.

У девочек происходит резкий скачок в физическом развитии, они обычно выше мальчиков, завершается половое созревание. У подростков наблюдается быстрый рост мускулатуры, переутомление для них опасно.

Особенности:

  1. Стремление подростка утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе. Подросток хочет найти своё место в жизни. Необходимо дело, которое отличалось бы от всего, что он делал раньше, и по содержанию, и по организации.

  2. Он хочет признания со стороны окружающих своих больших возможностей и, стало быть, больших прав. Чётко проявляется «стремление к взрослости», «стремление к самостоятельности», «к самоутверждению». Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Направления поиска были различны: бросить школу, начать зарабатывать деньги, некоторые пытаются утвердить себя в новой позиции, подражая поведению взрослых, начинают курить, одеваться по-взрослому, пробуют наркотики, знакомятся с сексуальными отношениями полов, для них очень характерно внимание к внешнему виду, появляются дорогие и дешёвые (часто безвкусные) украшения, необыкновенные стрижки приходят на смену длинным волосам и т.д.

  3. Подростку хочется выяснить: зачем живёт человек, какова будет жизнь в дальнейшем, зачем живёт он сам, каким он станет, когда будет взрослым? Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения.

  4. Стремится не только больше знать, но и больше уметь. Не пытайтесь всё делать сами, больше доверяйте, поручайте все сложные дела, - не бойтесь ошибок, - идёт нормальный процесс накопления опыта.

  5. Требуется в этот период и выход за рамки общения своего класса, отряда, желание расширить социальные связи, что имеет двоякое значение: с одной стороны, обогащает опытом общения, с другой – расширяет социальные связи.

  6. Стремится всё понять, сам во всём разобраться, уяснить своё отношение ко всему, что и кто его окружает.

  7. Происходит изменение в развитии моральных чувств и сознания. К этому времени подросток уже усвоил определённую систему моральных требований и овладел определёнными нормами взаимоотношений между людьми.

  8. Глубокой и существенной характеристикой личности является преобладание доминирования направленности личности на себя или на других. В зависимости от этой направленности складываются и многие другие особенности человека. Так, например, направленность на себя часто связана с такими чертами, как зазнайство, жадность, стремление быть на виду, пренебрежение к товарищам и т.д., а направленность на других с такими чертами, как доброжелательность, бескорыстие, готовность пойти на помощь другому и т.д.

  9. Следует помнить, что отношения старших подростков со взрослыми значительно усложняются; прямое непосредственное давление (приказ, немотивированное требование) вызывает протест. Зато охотно принимается опосредованное руководство в виде совета или ненавязчивого предложения прийти на помощь. Если взрослый хочет успешно взаимодействовать с подростками, он должен «завоевать их сознание», убедить их в правильности своих предложений. Другая особенность взаимоотношения взрослых со старшими подростками заключается в необходимости оказывать им доверие и предоставлять по возможности большую самостоятельность. В руководстве старшими подростками есть и ещё одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать.

  10. Девочки гораздо чувствительнее мальчиков в сфере личных взаимоотношений, более точно умеют «читать» в др. людях их состояние, самочувствие.

Выделено четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

  • “эгоцентрическая доминанта” — интерес подростка к собственной личности;

  • “доминанта дали” — установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

  • “доминанта усилия” — интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;

  • “доминанта романтики” — интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Самая существенная черта переходного возраста та, что эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности.

Это взаимное непонимание с родителями, проблемы с учителями, негативные переживания, тревога, беспокойство, дискомфорт, ожидание агрессии, ссоры со сверстниками, закрытость, нежелание и неумение говорить о себе, своем внутреннем мире, незнание того, как и какую информацию получать о себе, незнание и неумение работать с ней. Отношения подростков с окружающим миром спонтанны, неконструктивны, незрелы, некомпетентны.

Подростки проявляют негативизм по отношению к взрослым (учителям), трагически переживают ситуации невключенности в группу сверстников (если все против меня — я против всех), надеются на неопределенное светлое будущее, бравируют своей независимостью, приверженностью материальным интересам, испытывают потребность в общении.

Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других подросток часто испытывает чувство одиночества. С одной стороны, растет потребность в общении, с другой — повышается его избирательность, появляется потребность в уединении.

Подростки особенно чувствительны к особенностям своего тела и своей внешности, постоянно сопоставляют свое развитие с развитием сверстников.

Характерна жесткая поляризация сверстников, строящаяся на следующих оппозициях “хороший — плохой”, “за меня — против меня”, а также — небрежность и агрессия. Примерно 40 % подростков демонстрируют негативное отношение к сверстнику, 30%— положительное, 30%— нейтральное.

В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.

КРИЗИС ПЕРЕХОДА К ЮНОСТИ (13 лет)

  • Период интенсивного личностного развития ребенка

  • Подражание внешним признакам взрослых

  • Эгоцентризм

  • Половая идентификация

  • Склонность к преувеличению и болезненной реакции

  • Взрыв непослушания

  • Грубость

  • Немотивированное противостояние взрослым

  • Трагическое переживание ситуации невключенности в группу сверстников

  • Бравада своей независимостью

Характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, процессом познания себя и преимущественно эти переживания отрицательные.

^ ЮНОСТЬ: РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 лет),

Это шаг в зрелость, нора выбора своего места в жизни, определения и реализации своих планов, пора всепоглощающего стремления к общению. Юность бескомпромиссна и ее ведущей чертой является жажда самовыражения и самораскрытия.

Это время первой любви, пора становления дружбы. Цена дружеской верности, преданности, чести, как никогда высока. Они хотят больше самостоятельности, любят осознавать свою нужность, потому что как никогда хотят разобраться в себе, почувствовать силу своего «Я», пытаются оценить себя сами. Будучи очень чуткими и ранимыми, старшеклассники часто бывают прямолинейны и бескомпромиссны до бестактности.

Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводит к потере чувства реальности. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны».

Физический рост и развитие:

  • Половая зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (в среднем завершается у мальчиков к 15 годам, у девочек к 13 годам);

  • Завершение роста скелета; усиливаются различия, т.к. некоторые дети уже повзрослели, а некоторые только начинают взрослеть;

  • Мальчики отстают в развитии от девочек на 2 года;

  • Очевидно стремление следить за кожей лица.

Особенности поведения:

  • Девочки интересуются мальчиками раньше, чем мальчики девочками;

  • Беспокойство о внешности, рост социальной активности;

  • Привыкание к своему телу;

  • Проблема достижения независимости от своей семьи;

  • Поиск себя;

  • Определение в выборе профессии;

  • Возникновение первой любви;

  • Появляются крайности в поведении, например, «Я знаю все!».

Реализация потребности в доказывании своей независимости и самобытности сопровождаются, как правило, типичными поведенческими реакциями «пренебрежительного» отношения к советам старших, недоверием и критиканством обращенном к ним, иногда даже открытым противодействием.

В этом возрасте идет интенсивное половое созревание. Психологи подчеркивают, что хотя девушки раньше созревают физиологически, у них на первых порах потребность в ласке и нежности, эмоциональном тепле и понимании выражена сильнее, чем в физиологической близости. У юношей, наоборот, в большинстве случаев раньше появляется чувственно-сексуальное влечение к физической близости, и значительно позднее возникает потребность в духовной близости.

Появляется феномен, получивший в психологии название “ожидание общения”, выражающийся в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. При этом существует высокая избирательность в дружеских привязанностях и максимальная требовательность в диаде.

Общение со сверстниками имеет чрезвычайно важное значение для развития личности в этом возрасте еще и по следующим причинам.

  • Общение со сверстниками — это специфический канал информации, по которому приходит соответствующее знание, не поставляемое родителями.

  • Это специфический вид межличностных отношений, где совместная деятельность вырабатывает необходимые навыки социального взаимодействия.

  • Это специфический вид эмоциональна контакта, который дает ощущение благополучия и устойчивости, солидарности и взаимопомощи и потому облегчает процесс формирования личностной суверенности социально-психологической адаптации к миру взросл!

Наряду с развитием приятельских отношений со сверстниками в этом возрасте особую ценность приобретаем понятие дружбы. Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры. Каждый родитель может подтвердить, если будет внимателен, как меняется настроение дочери от разговора “ни о чем”. Этот пустой разговор психологически важнее любой содержательной беседы в данном возрасте.

В юности любовь — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Психологи обнаружили следующие закономерности в отношении девушек к любви:

1. Девушки с высокой самооценкой не стремятся сделать первую любовь последней, их взаимоотношения с мужчиной менее продолжительны и не столь серьезны. Обратная картина — у их сверстниц с пониженной самооценкой.

2. Девушки, для которых взаимоотношения между родителями являются образцом их будущего супружества, гораздо реже влюбляются в школьные годы и реже стремятся к супружеству до 21 года. Девушки, которые не хотят подражать своим родителям, значительно чаще влюбляются в это время.

3. Старшеклассницы, живущие в полной семье, обычно более реалистично относятся к любви, чем те, чьи родители разведены или одного из них нет в живых

Отмечается появление депрессивного состояния, которое продуцируется часто возникающим чувством печали, безнадежности, самоуничижения. Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

Первый — это безразличие и чувство пустоты. При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconИсследование развития научных понятий в детском возрасте 171
Лев Семенович Выготский. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 352 с

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconЛев борисович люлечкин
Лариса петровна – его жена, прима того же театра, лауреат всевозможных театральных премий. Внешне – травести. Очень средняя актриса....

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconПамятка туриста в Болгарию
Валюта: Денежная единица-лев. 1лев = 100 стотинок. В обиходе купюры с номиналом 1,2,5,10,20 и 50 левов, а также монеты от 1,2,5,10,20...

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconСвященник Даниил Сысоев Пять огласительных бесед Благотворительный...
С 95 Пять огласительных бесед. М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2011. — с

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconСеменович Лесков Очарованный странник Любимое чтение Лесков Hиколай...
Мы плыли по Ладожскому озеру от острова Коневца к Валааму* и на пути зашли по корабельной надобности в пристань к Кореле. Здесь многие...

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconМ. Я. Бессараб Лев Ландау Майя Бессараб Лев Ландау роман-биография
Вклад лауреата Нобелевской премии академика Ландау в теоретическую физику огромен

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconЛев Николаевич Гумилёв От Руси к России. Очерки этнической истории
...

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconМемуары Виктор Александрович Лебрен Лев Толстой (часть первая)
Виктор Лебрен. Лев Толстой (человек, писатель, реформатор). Издательство Лино Габриэлли. 402 стр., 21 см тираж 1000 экз. Выход из...

Лев Семенович Выготский и Даниила Борисович Эльконин iconЛев Николаевич Толстой Четвероевангелие Лев Николаевич Толстой Четвероевангелие:...
«причины угнетения находятся в самом народе, а не вне его, сам народ поставил себя в такое положение, отступив от истинной веры»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
zadocs.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов